Библиографическое описание:

Борецкий Е. А., Егорова М. С. Роль государства в рыночной экономике // Молодой ученый. — 2015. — №10.4. — С. 9-11.

Представлена роль государства в регулировании современного российского рынка, а также основные направления деятельности правительства и существующие для этого механизмы. Обозначены функции государственного аппарата, при проведении политики регулирования, наиболее важные векторы воздействия федеральных и муниципальных органов.

Ключевые слова:рыночная экономика, государственное регулирование, фискальная политика, механизмы регулирования.

The role of the state in regulation of the modern Russian market, and also the main activities of the government and mechanisms existing for this purpose is presented. Functions of government are designated, when carrying out policy of regulation, the most important vectors of influence of federal and municipal bodies.

Keywords: market economy, state regulation, fiscal policy, regulation mechanisms.

Рыночная система формировалась на протяжении многих тысячелетий, во время длительного распада натурального хозяйства. Суть этого процесса заключалась в том, что происходило перераспределение труда, также хозяйственное и денежное отделение производителей благ. В результате процесс разделения труда становится главнейшей формой связи между субъектами экономики в процессе осуществления их хозяйственной деятельности. Начинает появляться непрерывный процесс, при котором происходит мен продуктами собственного производства на продукты, которые были произведены другими субъектами, возникает понятие рынка.

Рынок представляет собой сложный механизм, главенствующую роль в котором занимает свободная конкуренция между производителями за право продавать свой товар потребителям [1]. Однако периодически могут происходить события, которым весь рынок или некоторые его участники оказываются неподготовленными. Результатом является незапланированное перемещение экономических ресурсов, которое подрывает прогнозируемый ход вещей. Многие покупатели и производители начинают опасаться за грядущие последствия, это вызывает распространение такого состояния неопределенности на остальных участников и только усугубляет кризисную ситуацию.

Хотя рынок и является важным местом для удовлетворения человеческих нужд, тем не менее, он не способен решить такие важные проблемы как обеспечение безопасности государства, удовлетворительного качества медицинских услуг, обязательного образования, обеспечения общественного порядка, функционирования правительства и множество других социально-экономических проблем, стабильность которых необходима для каждого члена общества.

Производство товаров, которые необходимы для всего общества, должно быть постоянным и бесперебойным [3]. Поэтому производство таких товаров и услуг должно полностью контролироваться и финансироваться государственным аппаратом.

При этом правительству необходимо учитывать, что не все общественные товары потребляются обществом в равных долях. Например, силы обороны защищают все государство полностью, но отдельные правоохранительные органы – только отдельные населенные пункты.

В то же время деятельность предприятий рыночного типа может иметь отрицательные, и положительные последствия, которые могут по-разному влиять на состояние различных членов общества.

Например, это могут быть эффекты, которые связанны с загрязнением окружающей среды в результате деятельности предприятия, происходит уменьшение природных запасов из-за увеличивающегося привлечения их в производственный оборот.

Рыночный механизм самостоятельно не в состоянии устранить подобного рода отрицательные последствия, потому что в нем происходит ориентация экономики только на регулярно растущий товарный спрос. Получается, что контроль и регулирование подобных процессов государство должно взять на себя.

Правительство производит организацию перераспределения доходов бюджета, которые оно получает в результате поведения фискальной политики. Такое перераспределение призвано обеспечить проявляющиеся внешние негативные эффекты или справедливое перераспределение выгоды, которые получены от эффектов, давших положительные результаты [2].

Устранение отрицательных последствий возможно с помощью прямого администрирования, т.е. запрещения эксплуатации определенной части невосполнимых природных ресурсов, использования вредных веществ, загрязняющих технологий, производства товаров и услуг, приносящих вред жизни и здоровью населения.

Производители, которые признаются виновными в подобных нарушениях, наказываются штрафами, размер которых в несколько раз превосходит возможный нанесенный ущерб или выгоду предприятия.

С первого взгляда, рынок является самым эффективным способом осуществления хозяйственной деятельности, но в то же время рынок обладает определенными особенностями, которые представляют собой серьезные недостатки, устранить или ослабить которые возможно с помощью деятельности государственных органов и общественно-политических организаций. Поэтому считается, что периодическое вмешательство государства в соответствии с социально-приоритетными направлениями вкупе с саморегуляцией рынка в экономику благотворно сказывается на настроениях в обществе.

Государственное регулирование основывается на вспомогательной роли. Оно появляется из необходимости и только в таких сферах, где проявляется неэффективность принимаемых мер.

Государственным регулированием экономики в условиях рыночного хозяйствования будет являться собой система законодательных, исполнительных и контролирующих мер, которые осуществляются определенными правомочными государственными учреждениями и общественно-политическими организациями для стабилизации и приспособления имеющейся социально-экономической системы к постоянно переменяющимся условиям.

В современных условиях регулирование государством экономики является одной из важнейших частей воспроизводства как непрерывного процесса.

Государство имеет множество рычагов регулирования, такие как поддержка стратегически важных предприятий, стимулирование роста экономики, контроль занятости населения, поощрение отдельных предприятий за внесенный ими вклад в развитие той или иной отрасли хозяйства, поддержка экспортеров продукции [4]. Правительство постоянно принимает какие-либо меры, масштабы которых зависят от характера и остроты социально-экономических проблем в стране за какой-то конкретный период.

Все свои действия государство рассчитывает на какой-то период, который имеет определенную продолжительность. Экономическую политику принято различать на краткосрочную и долгосрочную.

Краткосрочная экономическая политика проводится государством, когда необходимо принять срочные меры, для того чтобы избежать серьезных последствий в будущем. Поскольку экономические процессы обладают непредсказуемостью, то для некоторых предприятий или даже отраслей возникает риск не справиться самостоятельно, с возникшей ситуацией. Например, это может быть выдача кредита под низкий процент какому-либо важному предприятию, находящемуся на грани банкротства. Краткосрочная экономическая политика определяется обычно на несколько месяцев, до года и более.

Долгосрочная политика характеризуется устойчивыми условиями в экономической сфере, при которой у производителей есть уверенность в дальнейшей возможности приобретения ресурсов, вне зависимости от наступающих обстоятельств. Это дает возможность определить пути экономического развития на несколько лет вперед и следовать ими с большой степенью соответствия.

Экономическая политика реализуется государством путем создания или изменения федеральных законов, президентских указов, постановлений правительства, а также других нормативных актов, оперативных постановлений и решений государственных органов.

Объектами государственного регулирования экономики являются различные отдельные предприятия, регионы, сферы, отрасли. Также к ним относятся возникающие события и явления, условия социальной и экономической жизни государства [5]. Объектами являются те аспекты экономики, в которых могут возникнуть проблемы или трудности, которые нельзя разрешить самостоятельно сразу или в ближайшем будущем. При этом устранение этих проблем является необходимым для дальнейшего нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Роль государства в современной рыночной экономке определяется его функциями. Главная цель, на которую направлена деятельность государства это сохранение благоприятных социально-экономических условий для каждого гражданина, обеспечение его нравственного и физического благосостояния, а также его правовой защищенности.

Каждая функция государства имеет предметно-политическую характеристику. Ее содержание показывает, что является предметом деятельности государства, какие средства им используются для достижения той или иной цели.

Особо следует выделить функцию обеспечения занятости. Известно, что рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения. В ней неизбежна вынужденная безработица. Поэтому государство стремится обеспечить полную занятость трудоспособного населения, регулирует рынок рабочей силы, для чего создает соответствующие службы занятости, организует новые рабочие места, переподготовку и переквалификацию рабочей силы и т. д.

Обычно государство берет на себе вопросы корректировки тех отрицательных аспектов, которые являются чертами рыночной экономики и которые механизм рынка не может самостоятельно исправить.

Государство ответственно за создание и обеспечение равноправия для предпринимателей и появления честной конкурентной борьбы, устраняя попытки создания монополий. Одновременно с этим оно контролирует создание общественно необходимых товаров и услуг, поскольку механизм рынка не может в полной мере удовлетворять потребности большого числа людей. Кроме того, участие государства обусловлено еще и тем, что рынок не в состоянии обеспечить социально-справедливое распределение доходов. Государство должно заботиться о социально-незащищенных слоях населения, таких как пенсионеры, инвалиды, сироты. В то же время необходимо обеспечивать фундаментальные научные разработки. Такие стороны финансирования рискованы, требуют больших капитальных вложений и не приносят доходов в краткосрочной перспективе. Государству необходимо постоянно контролировать рынок труда, вводя определенные корректировки, оно снижает безработицу, так как право на труд не гарантируется рыночной системой.

В общем случае государство является гарантом политических и социально-экономических прав и свобод граждан.

 

Литература:

1.                  Антохин Л.М. Теоретические подходы к анализу государственного регулирования экономики // Известия Томского политехнического университета. – 2003. – Т. 306, – № 6. – С. 113–116.

2.                  Борисов Е. Ф. Экономическая теория. – М.: Юрайт, 2005. – 399 с.

3.                  Кудров В. М. Мировая экономика. – М.: Юстицинформ, 2009. – 512 с.

4.                  Иохин В.Я. Экономическая теория: Учебник. – М.: Экономистъ, 2005. – 861 с

5.                  Финансы и кредит / Под ред. Романовского М.В. и Белоглазовой Г.Н. – М.:Юрайт, 2013. – 609 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle