Библиографическое описание:

Селезнева М. М. Стратегический тренд российского банка с японским капиталом // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 782-787.

Продуманная стратегия современного банковского бизнеса — это одна из наиболее актуальных тем для банков. В банковском секторе клиенты сегодня с легкостью переходят из одного банка в другой, поэтому ключевой драйвер успеха заключается именно в работе с клиентами, в умении разработать эффективную стратегию лояльности клиентов, в основе которой будет лежать эффективная модель корпоративного управления. Для всей совокупности элементов в модели корпоративного управления, которые включают в себя экономические и технологические процессы, каналы и продукты продаж, результаты финансовой, инвестиционной и инновационной деятельности, а также человеческие и материальные ресурсы, необходимо провести анализ через призму управления качеством. В результате необходимо понять и сделать выводы, насколько комфортно клиенту в банке, определить, в какие новые продукты и технологии необходимо вкладывать свой капитал и создать свою уникальную стратегию.

Разработка стратегии включает разрешение ряда вопросов. В качестве примера рассмотрим российский банк с японским капиталом — ООО КБ «ЯР-Банк».

Регистрация банка произошла в 1994 году. В 2002 году банк был выкуплен инвестиционно-финансовая компанией «Метрополь». В 2010–2011 годах были проданы 50 % долей банка японскому финансовому холдингу SBI Holdings. В январе 2013 года уставный капитал был увеличен на 32 % и изменено фирменное название с ООО КБ «Обибанк» на ООО КБ «ЯР-Банк», которое отражает российско-японскую структуру его капитала [6].

Рассматриваемый банк является небольшим банком по размеру активов, его доля как в совокупных активах банковского сектора, так и на рынке депозитов и кредитования меньше 1 % (таблица 1).

Таблица 1

Доля ООО КБ «ЯР-Банк» в российском банковском секторе

 

Январь 2015

Доля в активах (пассивах) банка

Декабрь 2014

Доля в активах (пассивах) банка

Доля в совокупных активах, %

0,012

100

0,013

100

Доля на рынке депозитов ФЛ, %

0,013

26,13

0,015

29,57

Доля на рынке депозитов ЮЛ, %

0,0085

21,36

0,009

20,80

Доля на рынке кредитования ФЛ и ЮЛ, %

0,0087

39,09

(33 % — ЮЛ)

0,0081

36,03

(32,69 % — ЮЛ)

Источник: составлено автором на основе аналитических материалов banki.ru

 

Миссия банка состоит в обеспечении потребности каждого клиента банка в высококачественных и надежных банковских продуктах и услугах в максимально удобной форме. SBI Holdings предоставляет российскому банку технологическую платформу для развития интернет-банкинга. В частности, планируется предоставление онлайн-клиентам доступа к торгам на бирже и других финансовых услуг.

В последнее время ЯР-Банк стремится к расширению и «универсализации» бизнеса, в том числе посредством развития розничных программ. Банк нацелен быть универсальным банком и использовать инновационные технологии, передовую банкинг-экспертизу, а также японскую скрупулезность в работе и надежность в бизнесе.

Стратегическая цель банка: стать универсальным банком, предоставляющим свои услуги через Интернет и посредством иных каналов дистанционного банковского обслуживания (ДБО), увеличить долю физических лиц в кредитном портфеле, сохранив при этом активно работающих «корпоратов».

Таким образом, можно выделить следующие стратегические задачи:

-        Развитие ДБО.

-        Привлечение розничных клиентов путем имиджевой рекламы.

-        Сохранение лояльности текущих корпоративных клиентов и привлечение новых.

Среди конкурентов можно выделить, например, АО «Тинькофф Банк». Особенность банка в том, что все финансовые операции проводятся при использовании исключительно интернет- и мобильного банкинга на высокотехнологичной платформе банка. Привлекательность услуг «Тинькофф Банк» обеспечивается за счет широкого набора банковских услуг, предоставляемых посредством электронных каналов: полный доступ к финансовой информации по карте и счету, платежи и переводы, управление и подключение различных услуг, возможность переводов по QR-коду. В «Тинькофф Банк» отлично налажен процесс обработки заявки и вынесения решения по выдаче кредита, в общей сложности онлайн-скоринг занимает две минуты [4]. Погасить кредит можно в любом терминале или отделениях связи. В целом для удержания клиентов и повышения лояльности «ТКС» активно использует кэшбэк, накопление баллов в социальных сетях и бонусных авиамиль.

Также в качестве конкурента можно выделить Банк Русский Стандарт, который по мере развития и насыщения рынка потребительского кредитования и увеличения конкуренции на нем, приступил к новым проектам — развитию автокредитования и кредитования посредством кредитных карт. На текущий момент этот банк является одним из крупнейших игроков на рынке «карточного» кредитования населения.

Среди конкурентов необходимо выделить и Сбербанк России, который по итогам 2014 года стал лидером по объему кредитов, выданных физическим лицам [3]. Розничные кредиты в банке выдаются по принципу «кредитной фабрики», что позволяет существенно упростить процесс обработки и рассмотрения заявки на кредит. Хотя на сайте Сбербанка нет возможности заполнить и подать заявку (это можно сделать только в отделении), однако там есть удобный калькулятор для самостоятельного расчета кредитных условий. Банк имеет одну из крупнейших сетей активных пользователей интернет-банкинга благодаря понятному интерфейсу, в который включены подробные описания всех функций и условий по проводимым операциям.

Также конкурентом ООО КБ «ЯР-Банк» является ПАО «Промсвязьбанк». Банк предоставляет полный комплекс банковских услуг как бизнесу, так и физическим лицам. Для повышения лояльности клиентов банк реализует программу PSBonus, которая начисляет баллы при совершении безналичных платежей, оформлении кредитов и страховых договоров, открытии и пролонгации вкладов, оформлении пластиковых карт, баллы на праздники и значимые события. Организовано получение бонусов за своевременную оплату кредитных обязательств. В среднем клиенты могут получить до 1,5 % кэшбэка. Для планирования бюджета банк предоставляет интернет-сервис «Умные деньги», где можно задать классификацию расходов, учитывать наличные расходы, а также прогнозировать будущие расходы. Для каждой категории расходов пользователь может установить лимиты, при превышении которых ему придет оповещение по СМС или электронной почте [2].

АО «БКС — Инвестиционный Банк» также является конкурентом ООО КБ «ЯР-Банк». «БКС — Инвестиционный Банк» — узкоспециализированный финансовый институт, который предоставляет клиентам и группе БКС инвестиционно-банковские услуги. Банк отличается очень высокой активностью на рынке конверсионных операций и ценных бумаг.

Выявление и анализ конкурентов являются важным этапом при составлении стратегии банка, поскольку без осознания того, на каком рынке работает банк, в чем он проявляет себя лучше конкурентов (его сильные стороны), а в чем хуже (слабые стороны), что можно улучшить и где могут реализоваться риски, невозможно определить дальнейший вектор развития деятельности.

Таблица 2

СВОТ-анализ

Сильные стороны (S)

Слабые стороны (W)

·                   Акционером является инвестиционная финансовая компания «МЕТРОПОЛЬ» (17 место в Рейтинге Брокеров http://www.brokers-rating.ru/; НРА присвоен максимальный рейтинг надежности (ААА)), которая способствует сохранению и наращиванию стабильной корпоративной клиентской базы.

·                   Банк развивает свой бизнес в основном в интернете (помимо головного офиса у банка имеется только 3 банкомата, что не представляет проблему для клиентов, поскольку банк является членом ОРС), поэтому экономит издержках по обеспечению функциональной деятельности банка.

·                   ЯР-Банк — банк с иностранным участием (50 % акций ЯР-Банка принадлежит японской финансовой группе SBI Holdings). Вместе с данным акционером пришли японские технологии для разработки современной системы ДБО.

·                   Обслуживание экспортно-импортных операций между японскими и российскими партнерами.

·                   Грамотный персонал, квалифицированные и опытные работники.

·                   Слабая диверсификация кредитного портфеля (84,4 % кредитного портфеля — кредиты, выданные юридическим лицам).

·                   Проблемы с ликвидностью (наблюдается снижение нормативов ликвидности: так в частности, на 1 января 2015 года норматив текущей ликвидности Н3 сократился на 39 %).

·                   Отсутствие источников дополнительного капитала.

Возможности (О)

Угрозы (T)

·                   Стабилизация курса рубля (содействие экспортно-импортным операциям).

·                   Снижение ключевой ставки (приведет к оживлению кредитования).

·                   Улучшение имиджа.

·                   Угроза невозврата кредитов из-за нестабильной экономической ситуации (наблюдается незначительный рост просроченной задолженности, но есть вероятность его ускорения).

·                   Риски, связанные с портфелем ценных бумаг (возможна отрицательная доходность банка в результате переоценки портфеля ценных бумаг, который занимает примерно равную долю с кредитным портфелем).

·                   Конкуренция с крупными банковскими структурами.

Источник: составлено автором

 

Также необходимо составить прогнозный баланс, чтобы определить, какие показатели деятельности нужно будет достигнуть.

Так, Центробанк России ожидает роста активов российского банковского сообщества в 2015 году на 10–15 %; в 2016 — до 12 %; в 2017–14 % [5].

Динамика розничного кредитования будет определяться изменением номинальной величины потребительских расходов домашних хозяйств — розничного товарооборота и потребления платных услуг: темп прироста в 2015 году — до 16,2 %, в 2016-м — до 14,4 %, в 2017–14 % [1]. Поскольку стратегия банка подразумевает наращивание не только кредитного портфеля физических лиц, но и юридических, то в среднем прогнозируется прирост корпоративного кредитного портфеля на 7 % ежегодно.

Прогнозируется замедление темпов прироста средств физических лиц на банковских счетах и депозитах с 14,8 % — в 2015-м, 13,5 % — в 2016-м и 13 % — в 2017-м [1].

Таким образом, с учетом приведенных данных, прогнозный баланс будет выглядеть следующим образом (таблица 3).

Таблица 3

Прогнозный баланс

01.01.2015

Структура

01.01.2016

Структура

01.01.2017

Структура

01.01.2018

Структура

АКТИВЫ всего

9 200 932

10 121 025

11 335 548

12 922 525

Денежные средства

121 000

1,3 %

120 992

1,2 %

120 984

1,1 %

120 977

0,9 %

Средства в кредитных организациях в ЦБ

868 310

9,4 %

688 565

6,8 %

644 540

5,7 %

620 364

4,8 %

Обязательные резервы

167 220

1,8 %

183 942

1,8 %

190 380

1,7 %

197 995

1,5 %

Средства в кредитных организациях

580 026

6,3 %

504 623

5,0 %

454 160

4,0 %

422 369

3,3 %

Чистые вложения в торговые ЦБ

0

0,0 %

0

0,0 %

0

0,0 %

0

0,0 %

Чистая ссудная задолженность

3 432 236

37,3 %

4 118 683

40,7 %

4 711 774

41,6 %

5 371 422

41,6 %

Инвестиции

0

0,0 %

0

0,0 %

0

0,0 %

0

0,0 %

Фин. активы, оцениваемые по справедливой стоимости

922 645

10,0 %

1 061 042

10,5 %

1 072 713

9,5 %

1 088 804

8,4 %

Чистые вложения в инв. ЦБ для продажи

2 937 102

31,9 %

3 959 709

39,1 %

4 613 859

40,7 %

5 549 635

42,9 %

Требования по налогу на прибыль

23 191

0,3 %

23 200

0,2 %

23 210

0,2 %

23 219

0,2 %

Осн. средства, НМА и мат. Запасы

90 582

1,0 %

90 537

0,9 %

90 491

0,8 %

90 446

0,7 %

Прочие активы

58 620

0,6 %

58 298

0,6 %

57 977

0,5 %

57 658

0,4 %

ПАССИВЫ всего

9 200 932

10 121 025

11 335 549

12 922 525

100,0 %

ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

7 414 923

80,6 %

7 932 211

78,4 %

8 794 059

77,6 %

9 989 891

77,3 %

Средства банков

2 829 312

30,8 %

3 008 742

29,7 %

3 199 649

28,2 %

3 402 768

26,3 %

Кредиты и депози­ты, полученные от ЦБ РФ

2 802 014

30,5 %

2 981 343

29,5 %

3 172 149

28,0 %

3 375 166

26,1 %

Счета банков-корреспондентов и средства, полученные на срок до 7 дней

27 298

0,3 %

27 399

0,3 %

27 500

0,2 %

27 602

0,2 %

Срочные средства банков

0

0,0 %

0

0,0 %

0

0,0 %

0

0,0 %

Средства клиентов

4 453 501

48,4 %

4 789 087

47,3 %

5 451 908

48,1 %

6 427 984

49,7 %

Счета корпоративных клиентов до востребования

1 011 674

11,0 %

1 112 841

11,0 %

1 279 768

11,3 %

1 497 328

11,6 %

Счета субъектов малого бизнеса

14 309

0,2 %

14 452

0,1 %

15 175

0,1 %

15 933

0,1 %

Счета физ.лиц до востребования

195 539

2,1 %

224 479

2,2 %

254 783

2,2 %

287 905

2,2 %

Срочные депозиты корпоративных клиентов

967 738

10,5 %

1 014 577

10,0 %

1 116 034

9,8 %

1 283 439

9,9 %

Срочные депозиты физ.лиц

2 264 241

24,6 %

2 422 738

23,9 %

2 786 149

24,6 %

3 343 378

25,9 %

Выпущенные долго­вые ценные бумаги

113 797

1,2 %

116 073

1,1 %

124 198

1,1 %

140 841

1,1 %

Выпущенные депозитные сертификаты

0

0,0 %

0

0,0 %

0

0,0 %

0

0,0 %

Выпущенные векселя

113 797

1,2 %

116 073

1,1 %

124 198

1,1 %

140 841

1,1 %

Обязательства по налогу на прибыль

1 032

0,01 %

1 032

0,01 %

1 032

0,01 %

1 032

0,01 %

Прочие пассивы

17 281

0,2 %

17 275

0,2 %

17 269

0,2 %

17 263

0,1 %

Расчеты по авансам и кредиторская задолженность

3

0,00 003 %

3

0,00 003 %

3

0,00 003 %

3

0,00 002 %

СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ

1 786 009

19,4 %

2 188 814

21,6 %

2 541 489

22,4 %

2 932 634

22,7 %

Уставный капитал

1 388 000

15,1 %

1 769 781

17,5 %

2 100 256

18,5 %

2 467 957

19,1 %

Эмиссионный доход

302 792

3,3 %

320 960

3,2 %

340 217

3,0 %

360 630

2,8 %

Нераспределенная прибыль

95 217

1,0 %

98 074

1,0 %

101 016

0,9 %

104 046

0,8 %

Источник: составлено автором

 

Таким образом, подводя итог исследованию, можно сделать следующие выводы. Во-первых, без разработки стратегии у банка отсутствует понимание того, в каком направлении ему двигаться и каких результатов необходимо достичь, таким образом, его развитие замедляется или останавливается вовсе, и в этом случае клиенты перейдут в другой, более динамичный банк, который предлагает все улучшающиеся условия обслуживания. Во-вторых, можно выделить следующие мероприятия, которые необходимо выполнить при разработке стратегии:

-          понимать внешнюю среду, иметь инструменты для мониторинга этой среды и уметь оперативно реагировать;

-          знать своего клиента и основных конкурентов и за какие сегменты рынка конкурировать;

-          искать свою нишу, знать, чем заинтересовать клиента;

-          все структуры банка должна оперативно реагировать на запросы банковского клиента;

-          строить долгосрочные отношения с клиентом на основе взаимной выгоды и понимания их потребностей, быть удобными, понятными и полезными;

-          системно управлять расходами, для их технологичности, качества и эффективности, что даст возможность удовлетворять растущие потребности клиента и требования надзорных и регулирующих органов.

 

Литература:

 

1.                  Институт Гайдара: темпы роста кредитования населения РФ замедлятся до 14,4 % в 2016 году [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.banki.ru/news/lenta/?id=6224261

2.                  Промсвязьбанк. Частным лицам [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.psbank.ru/Personal

3.                  Рейтинг банков по показателю «Объем кредитов, выданных физ.лицам» [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://mir-procentov.ru/banks/ratings/credits-fl.html

4.                  Тинькофф Банк. Кредитные карты. [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.tinkoff.ru/credit/cards/

5.                  ЦБ ожидает роста активов банковского сектора в 2015 году до 80 трлн рублей [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gazeta.ru/business/news/2014/11/28/n_6694533.shtml

6.                  ЯР-Банк: Работаем с российским размахом и японской точностью [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://yarbank.ru/bank/about-bank

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle