Библиографическое описание:

Гутарева Н. Ю., Виноградов Н. В. Роль религии в международных отношениях // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1487-1489.

Нельзя пренебрегать актуальностью культурной глобализации, а тем более роли религиозных конфессий в политических выборах, современных битвах и войн в целом. Эти явления происходили, будут происходить и происходят в данный момент, и они касаются непосредственно будущего стран и целых народов, а может быть нашей планеты в целом. Цель данного исследования заключается в том, чтобы изучить вопрос, касающийся влияния разных вероисповеданий на современную культуру и политическую обстановку в современном мире. Для достижения поставленной цели использованы общетеоретические методы. Результатом данного исследования является подтверждение факта, касающегося важности снижения в обществе степени напряжения на религиозной, национальной, культурной почве. Выводами статьи могут послужить предложения по развитию толерантного взаимодействия представителей разных культур и религий.

Ключевые слова: глобализация, культура, межкультурная коммуникация, массовая культура, цивилизационная миссия, культурный империализм, толерантность.

 

Влияние религии, с точки зрения, формирования толерантного взаимодействия представителей разных религиозных групп и конфессий друг к другу растет и сказывается не только на международных отношениях, но иногда проявляется не только прямо, но и через деятельность каких-либо организаций и политических движений, но и косвенно. Например, немаловажное значение имеет религиозная принадлежность кандидатов на выборах во многих странах. Достаточно убедительно это происходит в Америке, где, согласно последним социологическим исследованиям, около 90 % людей являются в той или иной степени верующими. На последних выборах среди сторонников республиканца Джона Маккейна был большой процент белых протестантов и других верующих, которые регулярно посещают службы. В свою очередь Барака Обаму поддерживали представители самых разных религиозных общин и конфессий. За демократов больше голосуют те, кто только формально причисляют себя к верующим, но нерегулярно посещают службы и не находят время для молитв. Также среди сторонников Обамы были атеисты, мусульмане, иудеи, многочисленные религиозные меньшинства. Итоги выборов в США имеют большое значение для всего мира, учитывая огромный вес этого государства на международной политической арене. Говоря о влиянии религии на современные международные отношения, нельзя не сказать и о военных конфликтах. Известный специалист по конфликтологии Д. Раппорт, исследовав наиболее значимые справочную литературу по религии, и выяснил, что работ, посвященных отношениям религии и войны, в пять раз больше, чем отношениям религии и мира. И хотя религия редко выступает как единственный источник конфликта, конфликтов на религиозной и национальной почве в XXI становится столетии всё больше; религиозные меньшинства дискриминируются чаще, чем любые другие. Нужно ли не принимать во внимание значимость религии на протяжении всей истории человечества? Очевидно, что нет.

История военных действий человечества на основе религиозных разногласий насчитывает несколько столетий. Более подробный анализ религиозных войн представлен в таблице 1 [6, c. 1].

Таблица 1

Религиозные войны в средние века

Европа

Россия

Азия

Африка

 В Швейцарии и Германии в конце первой половины XVI в. наступила эпоха страшных религиозных войн, получивших международный характер. В силу перемирия, заключённого на двенадцать лет (1609), прекратилась война между католической Испанией и протестантской Голландией. Религиозные войны происходили также с XVI по XVII века между представителями разных христианских конфессий. Итак, религиозная реформация XVI века вызвала целый ряд войн в Европе, — как междоусобных, так и международных.

В XVII веке происходит раскол русской православной церкви. В XVIII веке была непродолжительная война на религиозной почве. Полагая себя великим православным монархом, русский император Николай I посчитал своим долгом способствовать освобождению православных народов, находившихся на тот момент под властью Османской империи. Почти весь XX век прошел в борьбе с религией в СССР, массовые расстрелы священнослужителей и верующих, уничтожений церквей и храмов, гонение представителей всех религиозных конфессий.

Противостояние народов с различными вероучениями не раз приводило к кровавым столкновениям. Рознь мусульман и христиан в Средние века, религиозные войны Европы XVI —XVII веков, да и конфликт уже наших дней между католиками и протестантами в Северной Ирландии... Массовые убийства во имя религиозных убеждений всегда сопровождается политическими и экономическими трудностями.

Весь XX век Нигерия была взбудоражена религиозным противостоянием. 50 процентов из 128 млн. жителей Нигерии исповедуют ислам, и 40 процентов — христианство. Конфликты на религиозной почве отмечались с 80-х годов прошлого столетия, однако наиболее ожесточенный характер столкновения между мусульманами и христианами приняли в 2000 году, когда власти ряда северных штатов, где преобладают мусульмане, разрешили привести местные законы в соответствие с требованиями шариата.

 

Вслед за И. А. Стерниным под толерантностью мы полагаем “выработку положительных нравственных качеств у человека, заключающееся в ценностной ментальной установке на терпимость к мнениям, убеждениям и формам поведения другого человека” [9, с.331].

Именно толерантность можно отнести к категории межличностного поведения, с точки зрения, отдельного индивида и общества в целом, так как она сказывается только на уровне отношений людей, и через эти отношения приобретает общественно значимый смысл и оценку.

Исходя из вышеизложенного, мы можем сделать вывод о том, что в современных международных отношениях религия играет немаловажную роль, поскольку разницу в вероисповеданиях и религиозных убеждениях используют как повод для военной агрессии и манипуляции сознанием “истово верующих”. Объединяющая и миротворческая деятельность религиозных общин, организаций, движений не проявляется в должном мирном русле, в то время как количество конфликтов на религиозной и национальной почве за последние десятилетия увеличилось. Говоря о религиозном факторе, нельзя не упомянуть исламизацию большого числа населения и ее успехи в распространении по всему миру [2].

Необходимо также отметить, что религия становится поводом, а истинная причина лежит в плоскости перераспределении и завоевании власти, и как следствие, захвата природных ресурсов и материальных благ, для личного обогащения лидеров таких движений [3].

На наш взгляд, в ближайшие годы роль религиозного фактора, как катализатора национальных и мировых конфликтов будет только возрастать. Но проявления этого будут не предсказуемыми, особенно если учесть, что население в воюющих из-за религии странах быстро растёт, и ситуация там ухудшается. Вполне вероятно, что может начаться новая широкомасштабная война, в основе которой помимо прочих будет и религиозная подоплека. Какое-либо регулирование поведения представителей любого вероисповедания в мировом масштабе едва ли возможно. В этом случае миротворческая и объединительная функции должны ложиться в основном на различные религиозные организации. Но чтобы избегать вечных столкновений и кровопролития, людям стоит переосмыслить отношение к своей и чужой вере, быть более терпимыми и толерантными. К сожалению, все мы понимаем, что в ближайшие десятилетия это маловероятно, но пересмотр многих взглядов и убеждений уже стал как нельзя актуальным.

 

Литература:

 

1.                  Гутарева Н. Ю. Межкультурная коммуникация и способы ее развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции “Современные научные исследования представителей филологических наук и их влияние на развитие языка и литературы”.– Украина. Львов, 2013. — с. 49–51.

2.                  Гутарева Н. Ю. Обучение английскому языку в социокультурной реальности. Современные исследования социальных проблем. Красноярск: Научно-инновационный центр, № 1(21), 2015. — 301 с. — С. 215–218.

3.                  Гутарева Н. Ю. English language training in the social and cultural reality. “Современные исследования социальных проблем”. № 1 Красноярск: НИЦ, 2015. — 196 с. — С. 215–218.

4.                  Гутарева Н. Ю. Межкультурная коммуникация и способы ее развития. Сборник материалов международной научно-практической конференции “Современные научные исследования представителей филологических наук и их влияние на развитие языка и литературы”. — Украина. Львов, 2013. — с. 49–51.

5.                  Цирлина Л. Глобализация и лингвистика: вавилонское столпотворение или “язык-киллер”? // http://www.prof.msu.ru/publ/book6/c62_04.htm [20.04.15].

6.                  Свободная общедоступная мультиязычная универсальная интернет-энциклопедия Википедия https://ru.wikipedia.org [15.05.15]

7.                  Пер. с англ. В. В. Зверевой. Массовая культура: современные западные исследования. — М.: Фонд научных исследований Прагматика культуры, 2005. — 339 с.

8.                  Ильин. А. Н. Субъект в массовой культуре современного общества потребления: Монография. — Омск: Амфора, 2010. — 376 с.

9.                  Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: коллективная монография / отв. ред. Н. А. Купина и М. Б. Хомяков. — Екатеринбург: Уральский университет, 2003. — 550 с.

10.              Философский энциклопедический словарь. — М.:1983. — С.16.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle