Библиографическое описание:

Новикова А. А. Анализ изменения структуры рынка грузоперевозок в современных условиях (на примере транспортного сектора экономики Калининградской области) // Молодой ученый. — 2015. — №10.2. — С. 37-40.

В статье представлен вариант анализа изменения структуры рынка грузоперевозок, посредством использования таможенной статистики внешней торговли. Для Калининградской области такой подход, учитывая специфику географии, является наиболее предпочтительным, с точки зрения получения оперативной, а значит, своевременной информации о последствиях решений, принимаемых органами государственного регулирования и предпринимательскими структурами.

 Ключевые слова: транспортный сектор; структура рынка грузоперевозок; государственное регулирование.

 

 По формальным показателям анализа определенного сектора (отрасли) экономики, таким, как: вклад в ВРП (около 10%, в зависимости от периода исследования), уровень занятости в секторе, количество зарегистрированных предпринимательских структур, уровень инвестиций, стоимость основных фондов, оборот компаний;  транспортный сектор (далее сектор) можно отнести к ключевым секторам  для экономики Калининградской области.

Значение транспортного сектора, учитывая и региональную географию, в целом, трудно переоценить [3].  Тем более важно отметить тот факт, что многие параметры деятельности сектора можно  оценивать и через призму влияния на другие отрасли, для которых транспортный сектор является обслуживающим, поддерживающим и  в целом обеспечивающим их стабильную работу. К числу таких отраслей в Калининградской области можно отнести практически все основные отрасли региональной экономики.  За рассматриваемый период отсутствует явно выраженная тенденция изменения показателей деятельности транспортного сектора, по видам транспорта, можно отметить вариацию объемов грузоперевозок около их средних значений, рисунок 1. Однако, в настоящее время, по  превалирующему числу видов транспорта наблюдается  некоторое снижение объемов перевозимых ими грузов. Для разработки направлений, обладающих потенциалом для государственного регулирования, необходима оценка возможных изменений показателей деятельности на перспективу, что позволяет обеспечить прогнозирование. Учитывая низкую степень предсказуемости внешних воздействий (например, наблюдающихся со второй половины 2014г) очевидно, что прогнозы должны иметь комбинированный вид.

Рис. 1. Показатели работы транспортного сектора экономики по видам транспорта [6]

 

 Прогнозы необходимы для того, чтобы иметь возможность разработки программы действий для наибольшего количества влияющих условий. А также быстро, в соответствии с этой программой, на них реагировать.  Пример такого прогноза, без учёта экспертной составляющей, представлен на рисунке 2,

Рис. 2 - Прогноз изменения грузооборота ОАО «МКТП», тыс. тонн.

 

При использовании официальной статистической информации для поддержки предпринимательских и стратегических государственных решений необходимо принимать во внимание ограниченность ее доступности и достоверности.

В отношении столь важного для экономики региона сектора, закономерно внимание к нему государственных органов, в том числе и в рамках организации его поддержки, которая должна быть целевой и конкретной. Для этого, необходимо четко понимать, что происходит в определённом секторе,  где требуется внешнее вмешательство, и иметь возможность оценивать, на, что оно собственно должно быть направлено. Ситуация   осложняется членством РФ в ВТО, с августа 2012 года, поскольку на данный момент (апрель - май 2015 года)  по отдельным видам грузов уже изменился размер пошлин, по другим находится на промежуточном этапе такого изменения до финишного уровня.  Таким образом, для реализации цели представления обзора в секторе представим анализ структуры грузопотоков, пересекающих регион (в/из/транзит). Необходимо учитывать и то, что, например, доходы компаний, формирующих региональный транспортный сектор, складываются преимущественно за счет обслуживания грузов, вовлеченных в ВЭД, как по направлению ввоза и вывоза, так и  при пересечении ими территории региона, для следования в другие субъекты.

Изменение количественно состава грузопотоков, следующих по территории региона,  за период с 2012 по 2014 годы включительно отражено на  рисунке 3.

 

Рис. 3.  Изменение структуры грузопотоков за период с 2012г по 2014г

 

Анализ данных рисунка 3, позволяет сделать вывод о весьма существенном количественном изменении структуры грузопотоков в 2014 году, в сравнении с 2012 и 2013 годами.   Изменение обусловлено, прежде всего, с влиянием политической ситуации, введением санкций и ограничений, что, безусловно, изменило привычный порядок работы и доходы транспортного сектора экономики Калининградской области, в числе других факторов.  Особенно показательно рассмотрение ситуации с привлечением поквартальных данных, что позволит включить в анализ данные 2015 года. Результаты представлены на рисунке 3. Анализ данных рисунка 4 показал, что существенно увеличилась величина экспортных грузоперевозок (в стоимостном выражении в иностранной валюте). Однако, показатели  изменения величины экспорта при сравнении поквартальных данных в стоимостном выражении не эквивалентны показателям в натуральном выражении. В натуральном выражении величина примерно лишь соответствует значениям 2014 года. 

До  2015 года (1 квартал)  наблюдалось превышение величины импортных грузопотоков над экспортными грузопотоками в натуральном выражении. По данным  1 квартала 2015 года ситуация кардинально изменилась. Хотя изменения начались еще со второй половины 2014 года, что лежит вне границ анализируемого периода. Рост в начале 2015 года доли экспорта  по сравнению с аналогичным периодом 2012 года составил более 90 %, снижение величины импорта за соответствующие периоды  около 32 % [5] .

 

Рис. 4. Структура грузопотоков через Калининградскую область с учетом стоимости грузов (1 USD = 1 Доллар США)

 

Можно отметить и общее снижение объема грузопотока через регион (в натуральном выражении), которое при росте на 47 % (1 квартал 2014г по сравнению с 1 кварталом 2012 года) по данным 1 квартала 2015 года  только на 0, 82 % превышает показатели 2012 года.

 Визуализация соотношения между долей экспортных и импортных грузопотоков позволит наглядно отразить произошедшие за небольшой период времени изменения, рисунок 5. Анализ данных рисунка 5, позволяет отразить практически равновесие между объемами грузопотоков в различных направлениях в общем грузопотоке. Превышение экспортных грузопотоков над импортными грузопотоками составляет около 1, 39 %. Помимо существенного изменения структуры грузопотоков при незначительном изменении показателей работы сектора, при анализе данных только исходя из изучения  объемов перевозимых грузов, наиболее важным параметром служит оценка доходности сектора. Изменение доходности сектора, безусловно, находится под влиянием объемов оказываемой  им работы и, что особенно важно, структуры этой работы. 

Рис. 5.  Соотношение экспортных и импортных грузопотоков, перемещаемых через Калининградскую область, %

 

Таким образом, при несущественном изменении объемов грузоперевозок, следующих через/в/из регион и обсуживающихся посредством, в том числе транспортного сектора экономики Калининградской области, значительно изменилась структура грузопотоков.  Изменение касается, как соотношения между экспортными и импортными грузопотоками, так и в отношении грузов, обладающих наибольшей доходностью для транспортного сектора, и в связи с этим теряющего существенную величину от возможной результативности своей деятельности.  Важно сформулировать причины таких изменений, в том числе, обусловленные, возможно  и чрезмерным административным вмешательством и контролем грузопотоков. Что приводит, как видно из данных представленного анализа к обходу ими территории региона, а значит недополучению финансовых средств, простаиванию и не востребованностью транспортной инфраструктуры, снижением уровня занятости в секторе (и регионе, в целом).

Таким образом, данные вопросы необходимо подробно рассматривать с точки зрения оценки влияния государственного регулирования, а также с позиций необходимости выявления направлений, обладающих потенциалом для поддержки предпринимательских структур, функционирующих в определенном секторе.

 

Литература:

1.      База данных таможенной статистики внешней торговли. URL: http://stat.customs.ru/apex/f?p=201:1:4218957944704598(дата обращения: 13.04.2015).

2.      Калининградская область 2014 (краткий сборник) / Официальные статистические публикации ТОГС URL: http://kaliningrad.gks.ru/ (дата обращения: 10.04.2015).

3.      Красикова А.А. Анализ рынка региональных транспортных услуг (на примере Калининградской области). // Альманах современной науки и образования. 2007. № 4. С. 117-119.

4.      Правительство Калининградской области// Экономика. URL: http://gov39.ru/ekonomy/; (дата обращения: 20.04.2015).

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle