Библиографическое описание:

Цветкова Н. О., Мозолькова Т. В. Брендинг как инструмент развития туристской индустрии Калининградской области // Молодой ученый. — 2015. — №10.2. — С. 136-139.

Авторами рассмотрены конкурентные преимущества Калининградской области, исследованы ассоциации с Калининградом как самих калининградцев, так и жителей других регионов. Проведен сравнительный анализ логотипов, разработанных медиа-группой «Феномен» и Студией Артемия Лебедева. Представлены рекомендации по развитию туристской индустрии Калининградской области с помощью брендинга.

Ключевые слова: брендинг, бренд региона, Калининградская область, туризм.

 

1. Преимущества Калининградской области. Очевидно, что Калининградская область может стать одним из самых лучших и популярных туристических центров России благодаря ее преимуществам, совершенствованию города, созданию и продвижению бренда.

 В нашей области туристы могут осуществить оздоровительный отдых. Множество преимуществ привлекает отдыхающих из других регионов, к ним относятся: уникальные лечебные процедуры, теплое Балтийское море, минеральные источники, развитая оздоровительная база, наличие сети информационно-туристских центров с бесплатным доступом к информации о возможном досуге в городе и области. Эта информация просто необходима приезжим по причине насыщенной культурной жизни в регионе. Летом проходят такие крупные мероприятия, как традиционный фестиваль «Калининград Сити Джаз», фестиваль культур «Территория мира», популярный музыкальный фестиваль «Кубана». Пляжный отдых также является привлекательной особенностью. Его качество достаточно высокое благодаря мельчайшему белому песку, который не часто встретишь даже на самых популярных курортных пляжах мира.

2. Исследование ассоциаций с Калининградом жителей города и других регионов. По результатам социологического онлайн - опроса, проведённого в июле-августе 2014 года Школой городских трансформаций и голландской компанией MLA, в котором участвовало 100 человек, из них 82 - жители Калининграда и Калининградской области, можно сделать следующие выводы : большинство респондентов ассоциируют Калининград с морем ,немногим менее - с янтарём, второе место занимают ассоциаций с немецким названием города, философом  Кантом  и Европой, третье место  -  ассоциации города с уютом, зеленью и домом. Не были исключением и негативные ассоциации, например, дорожные пробки. (Рис.1)

Рис.1 Ассоциации с Калининградом [1]

 

3. Логотипы, предложенные медиа-группой «Феномен» и Студией Артемия Лебедева. В мае 2014 г. Правительством Калининградской области и Медиа-группой «Феномен» был заключен контракт на разработку бренда Калининградской области. Разработчик представил свои эскизы, но они не удовлетворили членов комиссии, бренд не был утвержден и было направлено официальное письмо с замечаниями по выполненной работе (Рис.2).  В итоге по предложению разработчика 25 августа контракт был расторгнут по соглашению сторон.

 

Рис.2 Логотип ООО Медиа-группа «Феномен» [2]

 

Далее министерством по туризму Калининградской области было получено предложение от известной российской дизайн-студии Артемия Лебедева разработать туристический бренд для Калининградской области. Перейдем к рассмотрению предложенного логотипа. Знак в виде короны включает в себя значимые символы, а именно: в контрформе представлены два якоря, в центре можно заметить дерево, а боковые элементы напоминают хвосты осетров (Рис.3). Как утверждают авторы и разработчики, эти образы подчеркивают близкую связь с морем и природное богатство Калининградской области.

 

Рис.3. Образы логотипа студии Лебедева [3]

 

Аббревиатура Калининградской области (КÖ), включенная в логотип, напоминает о прежнем прусском названии города - Königsberg. Буквы выполнены в готическом стиле с элементами каллиграфии. Цветовое решение и фирменная текстура в первом варианте логотип говорит о янтарном богатстве края и уже давно ассоциируется именно с ним (Рис.4).

 

Рис.4. Первый и второй варианты логотипа студии Лебедева [3]

 

Второй вариант связывает логотип с красно-белым гербом Альтштадта - одного из первых городских поселений у стен Королевского замка (Рис.4). Контраст толстых и тонких штрихов в короне и буквах отражает географию местности: на территории области располагаются две длинные песчаные косы, отделяющие заливы от Балтийского моря. Символ скрывает в себе прообразы достопримечательностей Куршской косы: петли каллиграфических элементов напоминают сосны Танцующего леса, а дугообразные штрихи в букве «О» - дюны. 

Уже на данном этапе возможна разработка сувениров со специальной символикой: открыток, конвертов, кружек, обложек для паспорта, а также, янтарных изделий, которые могли бы приобрести все желающие. (Рис.5)

 

Рис.5. Сувениры со специальной символикой [3]

 

Для более частой узнаваемости бренда символика будет включена и в информационные таблички достопримечательностей. (Рис.6)

 

Рис.6. Информационная табличка со специальной символикой

 

4.Анализ отношения жителей города к логотипу, предложенному студией Лебедева. Данные были взяты из группы Регионального информационного центра туризма Калининградской области соц. сети vkontakte, где был размещена презентация бренда, и желающие могли оставлять свои отзывы и комментарии. Мы исследовали отзывы 420 чел. В результате анализа отзывов, можно сделать следующий вывод.

Большая часть респондентов (46%) выразили отрицательное отношение к логотипу, предложенному студией Лебедева, в основном аргументируя это тем, что подобный логотип создает ассоциации с Пруссией, а не с российским государством, что абсолютно не этично, особенно в преддверии годовщины победы в ВОВ. Остальные 39 % выразили положительное отношение, считая логотип ярким и запоминающимся; 15 % респондентов выразили нейтральное отношение. (Рис.7)

 

Рис..7. Отношение к логотипу студии Лебедева, %

 

5. Рекомендации. Исходя из мнения жителей Калининградской области, можно сделать вывод о негативном отношении большинства опрашиваемых к логотипу, разработанному Лебедевым, о том, что необходима иная символика для нашего города. Возможно, отрицательное отношение связано с неподходящими ассоциациями с Калининградской областью.  Так как предыдущие логотипы не были оценены по достоинству, мы предлагаем правительству Калининградской области альтернативу: конкурс среди студентов университетов города на новый логотип. Главное условие при разработке логотипа - это учет ассоциаций, которые мы определили, исходя из исследования: море, янтарь, зелень, Европа, Иммануил Кант.

 Таким образом, логотип-это одна из основ платформы бренда, и он необходим нашей области, особенно в преддверии таких событий, как Чемпионат Мира по футболу 2018, открытие Театра Эстрады в Светлогорске и музыкального фестиваля «Кубана» в Янтарном.

 

Литература:

1.      «Сердце города»: итоги конкурса концепций развития исторической части Калининграда // Сайт «tehne.com». 2014. URL: http://tehne.com/event/novosti/serdce-goroda (дата обращения: 12.04.2015)

2.      Калининградские власти расторгли договор с разработчиком бренда // Калининградский новостной портал. 2014. URL: http://klops.ru/news/obschestvo/ 97925-kaliningradskie-vlasti-rastorgli-dogovor-s-razrabotchikom-brenda (дата обращения: 12.04.2015).

3.      Туристический логотип Калининградской области // Сайт Студии Артемия Лебедева. 2014. URL: http://www.artlebedev.ru/everything/kaliningrad/ (дата обращения: 12.04.2015)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle