Библиографическое описание:

Чумаков А. С. Теоретические аспекты развития рынка дистанционных образовательных услуг на территории эксклава // Молодой ученый. — 2015. — №10.2. — С. 40-43.

В статье представлены основные подходы к вопросам реализации и тенденции развития дистанционных образовательных технологий на территории Калининградской области, также проведена оценка финансово - экономической ситуации в стране и регионе. Автором сформулирован вывод о недостаточности проведения диверсификации в развитие дистанционных технологий при получение высшего образования в эксклавном регионе РФ.

Ключевые слова: образование, дистанционное обучение, дистанционные образовательные услуги, информационное общество, тенденции развития технологий высшего образования.

 

 Современное развитие мирового сообщества характеризуется радикальными структурными преобра­зованиями в экономике, социальной структуре и в технологиях. Преобразо­вания в развитых странах дают основания говорить о том, что начался новый этап тех­нологического и социального развития человеческого общества. В научной литературе современный этап развития называют «информационным об­ществом», «постиндустриальным обществом», «обществом, основанным на знаниях», «глобальным сетевым обществом», «обучающимся общест­вом» и т.д. Каждое из этих названий отражает определенные аспекты структурных преобразований про­исходящих изменений в высшем образовании в РФ и регионе.

В концепции информационного общества основное внимание уделяется таким сторонам организации современного общества, как техническая и информационная, причем главная роль отводится формированию глобальной информационной системы. Выделяют три главные черты информационного общества: информа­ция является экономическим ресурсом; она становится своего рода товаром массового потребления у населения. Одновременно формируется информационный сектор экономики, для которого характерны более быстрые темпы роста, чем для других отраслей народного хозяйства.

В условиях информационного общества информация понимается в широком смысле - как аудивизуальная, зрелищная информация и как базы данных. Сфера ее производства, об­работки и распространения получила обобщающее название «информационная ин­дустрия».

Современная тенденция развития экономики, связанная с возрастани­ем роли информационно-телекоммуникационных технологий (ИТТ) по­зволяет переводить значительные массивы информации в цифровой вид, облег­чая процесс ее передачи на огромные расстояния с низкими расходами и ускоряя тем самым распространение знаний в масштабах всей планеты. Все большая часть производства «дематериализуется», во все большей степени производство уходит от использования материальных вещей, и во все большей мере основывается на использовании знаний информационных технологий.

Глубинное сущностное значение этих процессов состоит в том, что они придают новое качество развитию человечества - возникает общество, основой существования которого становятся знания, причем столь специа­лизированные и сложные, что для их использования необходимы специ­альные средства - информационные и телекоммуникационные технологии. Знания, воплощенные в соответ­ствующих технологиях и компьютерных системах, становятся объектив­ным фактором развития.

Новые технологии повсеместно ускоряют создание и распространение знаний. Вместо мест сосредоточения знаний, которые совсем недавно были превалирующими – школ и библиотек - весь мир начинает превращаться в единое виртуальное пространство пла­нетарного масштаба с дистанционным доступом. Формируется новая гло­бальная и информационная культура, размывающая границы между произ­водителями и получателями знаний, открывающая новые широкие воз­можности для самовыражения, творчества, и расширяющая для человека границы возможного. Интернет становится инструментом для построения общества знания, а может стать лабиринтом, способным привести общест­во к пропасти.

Устойчивое развитие государства требует не только перевоо­ружения промышленности, перехода на новые высокоэффективные техно­логии, но и существенного повышения интеллектуального потенциала на­ции - способности людей производить и усиливать новые знания, созда­вать и поддерживать высокую организационную культуру сложного наукоем­кого производства, повышать свою квалификацию и приобретать новую специальность, если в этом есть необходимость. Современному человеку приходится самостоятельно принимать разнообразные решения, работать с информацией на разных источниках, оценивать эту информацию, применять полученные знания в нетипичных ситуациях. Та­ким образом, расширяя свою интеллектуальную деятельность, развивая умения самостоятельно приобретать знания, он испытывает необходи­мость непрерывного образования. Образовательная потребность предъяв­ляет новые требования к условиям обучения. Его должно отличать дистанционность, открытость, гибкость, индивидуализация. Новое образование может существовать лишь при использовании моделей, форм, и техноло­гий обучения, основанных на широком применении информационных и коммуникационных технологий дистанционного обучения. Дистанционное обучение превращается в самостоятельную форму получения образования, компонентом непрерывного образования.

Население России сегодня - одно из самых образованных в мире». Рост количества студентов в экономически развитых странах дает ос­нования говорить о переходе к всеобщему высшему образованию. Числен­ность студентов в нашей стране самая высокая в мире: в 2013 году на каж­дые 10 тысяч жителей России приходилось 445 студентов, в США - 410, в Германии – 210, Великобритании - 225, Японии - 205. Получение высшего образования для многих людей становится социальной нормой.

В России демографический спад привел к уменьшению числа учени­ков общеобразовательной школе за десять лет с 22 до 14 миллионов. Пред­полагается, что к 2016 году по сравнению с 2010-м количество абитуриен­тов сократится вдвое.

Для любой развитой страны мира экспорт образования имеет большое и политическое значение. Ведь многие иностранные студенты через не­сколько лет займут высокие посты в разных странах мира. Об интересе, проявляемом во всем мире к развитию образовательных услуг, свидетель­ствуют многочисленные международные выставки типа Online Learning. Объемы продаж на рынке дистанционного обучения только в США со­ставляют несколько миллиардов долларов. Прогнозируется, что в ближай­шие годы они увеличатся в несколько раз.

Быстрое развитие информационно-коммуникационных технологий и средств интернета позволяет по-новому организовать учебный процесс. В настоящее время большое количество государственных и негосударствен­ных учебных учреждений создали свои центры дистанционного обучения, «электронные» и «виртуальные» институты, которые предоставляют уча­щимся возможность получить высшее, среднее или дополнительное про­фессиональное образование. Ключевым моментом создания единого обра­зовательного процесса в Европе является система кредитов, которая пре­дусматривает определенное количество кредитов для каждого учебного курса. Для получения определенного сертификата или диплома студенту необходимо набрать определенное количество кредитов. Это обеспечивает сопоставимость объема полученных в разных странах знаний.

На международном рынке студенческих предпочтений лидирует биз­нес-образование: экономика, менеджмент, маркетинг, системы деловой информации. Ему отдают предпочтение 25% всех студентов. Технические и инженерные науки, в первую очередь информационные технологии, изу­чают около 20% студентов. Примерно такое же количество студентов изу­чает естественные науки. Список замыкают социальные профессии - 7-8%, искусство - 5-6%, медицина - 4-5%.

Наша страна многое делает для решения вопросов, связанных с меж­дународным рынком образовательных услуг. Мы ратифицировали ряд ме­ждународных конвенций об эквивалентности нашего и европейского обра­зования, Россия присоединилась к Болонскому процессу.

Важным средством развития является широкое внедрение информа­ционных и коммуникативных технологий (ИКТ). Дистанционное обучение - это одна из возможных образовательных технологий, которая может при­меняться, как и для обучения по система бакалавр-магистр, так и для тра­диционного непрерывного высшего образования. Это позволяет обеспечить обучение каждого студента по индивидуальным учебным планам и замену бумажных учебников телекоммуникационным материалом.

Россия входит в число стран с высокой долей студентов и специали­стов в области инженерии, естествознания, компьютерных технологий. Информатика и дисциплины, связанные с использованием компьютера, ак­тивно изучаются в средней и высшей школе наравне с физикой, математи­кой и другими фундаментальными дисциплинами. Поэтому в нашей стране методы дистанционного обучения и экспорт образовательных услуг, несо­мненно, должен развиваться довольно быстрыми темпами. В качестве примера вузов, ведущих работу по подготовке и развитию дистанционных образовательных технологий делает Калининградский государственный технический университет, Московский государственный университет экономики статистики и информатики «Калининградский филиал».

Впервые за последнее двадцатилетие в масштабах всей страны начала действовать федеральная программа поддержки ведущих высших учебных заведений страны. В рамках приоритетного национального проекта «Образование» почти шести десяткам вузов было выделено 37 миллиардов рублей. Для некоторых из них это финансирование сопоставимо с годовым бюджетом данного вуза.

Все больше образовательных программ ориентируется на междуна­родные, а не национальные стандарты качества. Не принимающие участие международной конкуренции за иностранных сту­дентов системы образования как следствие не принимают участия и в конкуренции стандартов качества образования, что в конечном итоге приводит к неконкурентоспособности их страны, причем не только в сфере образования, но и в экономической сфере.

Самое активное участие России в экспорте образования не только экономи­чески выгодно, но и может содействовать повышению качества нацио­нальной системы образования. Для решения проблемы необходима кон­центрация образовательных услуг вузов в регионах, создания транснациональных об­разовательных холдингов, увеличение финансирования научной деятель­ности в регионах, модернизации учебной методики. Российское высшее образование отличается глубиной и фундаментальностью. Недопустимо, чтобы эту фундаментальность мы потеряли.

Современный российский бизнес должен понять, что у него сущест­вует прямой интерес к дистанционному обучению. Эта система дает воз­можность оперативно, достаточно гибко готовить нужные кадры, повы­шать квалификацию работников без отрыва от производства и экономить немалые средства. Что в условиях экономической блокады Калининграда становится наиболее актуально и требует кардинальных подходов к изменению качества подготовки специалистов для различных отраслей эксклавного региона.

На сегодняшний день дистанционное обучение развивается высокими темпами в России. В КО темпы внедрения дистанционного обучения низкие, но постепенно внедряется и в Калининграде. Применение дистанционных образовательных технологий в образовательных учреждениях является перспективным направлением для модернизации образовательного процесса. В настоящее время большая часть населения проводит огромное количество времени на компьютерах и мобильных устройствах не только дома, но и по дороге в университет, на работу, на переменах и т.д. Таким образом, именно дистанционные образовательные технологии могут стать первым шагом к мотивации образования не только молодого поколения, но и взрослой части населения не только в Калининградской области, но и во всей стране. 

 

Литература:

1.      Высшее   образование: повестка   2008-2016    //    Эксперт. http://www.expert.ru/

2.      Дорофеев А., Сосинская С. Модели обучающего курса в разработке систем дистанционного обучения, М., 2013, цифровая книга.

3.      Рюмин Р., Ардовская Р. Формирование медиативной компетентности посредством дистанционных образовательных технологий, ИСЭРТ РАН, 2013, цифровая книга.

Основные термины: образовательных услуг, дистанционных образовательных технологий, дистанционного обучения, высшего образования, Теоретические аспекты развития, развития дистанционных образовательных, дистанционных образовательных услуг, определенное количество кредитов, технологий высшего образования, развитие дистанционных технологий, непрерывного образования, информационного общества, развитию дистанционных образовательных, Применение дистанционных образовательных, возможных образовательных технологий, технологий дистанционного обучения, получение высшего образования, системы образования, Получение высшего образования, тенденции развития

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle