Библиографическое описание:

Ерёмина М. Ф. Конструирование деловых игр по экономике // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1154-1157.

На сегодняшний день подготовка специалистов в области экономики и менеджмента требует постоянного улучшения процесса обучения, так как основными характеристиками выпускника ВУЗа является его профессиональная подготовленность и умение применить полученные знания на практике. Успешность достижения этой задачи зависит не только от материала, предлагаемого к освоению, но и от того, насколько хорошо студент данный материал усвоил. Для этого применяются активные методы обучения, в частности, остановимся на деловых играх.

Деловые игры являются наиболее эффективной формой решения практических задач при обучении специалистов. С их помощью можно имитировать профессиональные ситуации из практики будущей профессиональной работы студентов, реализуя различные сценарии построения процесса принятия решений и взаимодействия между сотрудниками [3,с. 19]. При этом создаваемая имитационная модель требует быстрого решения поставленной задачи, тем самым развивая и укрепляя знания, умения и навыки студентов, приобретенные в процессе всего обучения.

Деловая игра, как метод активного обучения играет большую роль в подготовке специалистов, так как в процессе игры у студента формируется умение не только отбирать нужные знания, классифицировать их, но и способность преобразовывать эти знания, приближать их к настоящим жизненным ситуациям, к реальной профессиональной деятельности.

Игра как метод обучения позволяет побывать в определенной ситуации, изучить ее в непосредственном действии. Деловые игры дают возможность моделировать различные производственные ситуации, планировать способы действий в предложенных ситуациях, представлять процесс систематизации знаний по решению определенной практической задачи.

Профессиональная деятельность специалистов в области экономики носит достаточно многообразный характер, поэтому применение деловой игры в подготовке специалистов данного профиля, может улучшить процесс обучения и связать его с будущей профессиональной деятельностью.

Исследователями было установлено, что при подаче материала на лекции усваивается лишь 20 % информации, в то время как в деловой игре 90 %. Введение и достаточно широкое применение деловых игр в ВУЗах позволяет уменьшить время, отводимое на изучение некоторых экономических дисциплин на 30–50 % при большем эффекте усвоения материала. Благодаря этому фактору деловые игры стали более часто использоваться в условиях обучения при постоянном недостатке времени.

Оценивая роль деловых игр в подготовке студентов экономического профиля можно выделить следующие параметры:

-          использование в деловых играх моделей реальных социально-экономических систем позволяет максимально приблизить процесс обучения к практической деятельности руководителей и специалистов [4, с. 167];

-          управленческие решения в деловых играх принимают ее участники, которые играют свои роли, а так как интересы разных ролей могут не совпадать, то решения принимаются в условиях конфликтных ситуаций;

-          деловые игры являются коллективным методом обучения, в конце игры формируется единое, коллективное мнение при защите мнения своей группы игроков и критики других групп;

-          в деловых играх создается определенный эмоциональный настрой игроков, благодаря которому студенты активно включаются в решение поставленной проблемы.

Целью деловой игры является активизация профессиональной деятельности и закрепление знаний студентов, которые были приобретены при изучении данной темы. Основная задача — научить студента правильно принимать практические решения на всех игровых этапах деятельности предприятия.

Деловая игра является групповым упражнением, в котором вырабатывается последовательность решений в искусственно созданных условиях, имитирующих реальную производственную обстановку.

Деловая игра состоит из следующих этапов:

1.      Ознакомление с игрой.

2.      Разбивка студентов на группы.

3.      Анализирование ситуации.

4.      Обдумывание ситуации в группах.

5.      Процесс игры (анализирование ситуации, принятие решения и его оформление).

6.      Подведение итогов игры. Анализ работы групп. Оценка эффективности работы каждого участника и групп в целом.

7.      Разбор подходящего варианта.

8.      Совместная дискуссия.

-          Ознакомление с игрой: на данном этапе участники должны понять цель проведения игры и ознакомиться с ее правилами.

-          Разбивка студентов на группы: количество человек в группе должно составлять от 3 до 5 человек. Желательно, чтобы участники группы были между собой равны как по социальному статусу, так и по интеллектуальному развитию, а также психологически совместимы.

-          Анализирование ситуации: для изучения ситуации преподаватель предоставляет студентам необходимую информацию, а также студенты обеспечиваются дополнительной информацией (например, экономическими документами).

-          Обдумывание ситуации в группах: в ходе этого этапа преподаватель управляет работой групп, помогает отстающим группам, консультирует участников по вопросам, возникающим у них в процессе обсуждения. Ведущий может создать экспертную комиссию, которая фиксирует особенности поведение участников в процессе игры.

Важным моментом в проведении деловой игры является время. Конечно, не стоит каждый раз напоминать участникам, сколько времени осталось, а было бы правильнее, чтобы в кабинете, в котором проводится игра, висели часы, чтобы студенты сами могли распределять и контролировать отведенное им время.

-          Процесс игры: после изучения предложенной ситуации начинается сам процесс игры, заключающийся в предложении участниками возможных решений поставленной задачи, их анализе, выработке общего мнения.

Вся информация, отражающая деятельность групп, если это необходимо, заносится в специальные протоколы, которые после игры обрабатываются и анализируются ведущим и экспертной группой.

-          Подведение итогов игры: на этом этапе проводится анализ деятельности групп и оценка принятых ими решений. Группы сравнивают свою стратегию и стратегию конкурентов, на собственном опыте наблюдают эффективность разных стратегий принятия решений [4, с. 143].

-          Разбор подходящего варианта: после обсуждения поставленной проблемы, ключевым моментом является вынесение общего, самого эффективного решения данной ситуации, сопоставление его с реальными обстоятельствами, а также обоснование принятого решения.

-          Совместная дискуссия: целью дискуссии является закрепление принятого решения, акцентирование внимания участников на возможности переговоров.

После окончания деловой игры обязательно оценивается работа учащихся. Критерии оценивания могут быть следующие:

1.      Правильность и эффективность решения, принятого участниками игры. При этом принимается во внимание:

-          Оглашение принятого решения к специально отведенному времени (допустим, при соблюдении регламента участник получает 15 баллов, а за каждые 2 минуты просрочки от суммы поощрения вычитается по баллу);

-          использование при принятии решений предложенных методов, приемов и способов;

-          оригинальность и новизна в принятых группами решениях, которые обеспечивают выполнение запланированных работ с большей эффективностью;

-          обоснованность принятого решения;

-          наличие и число ошибок в принятом решении. Перечни возможных ошибок и штрафы за них будут отличаться в разных деловых играх, в зависимости от специфики и цели проведения игры;

-          исправление решений в группах до начала их обсуждения, то есть умение участников игры вовремя заметить свои недочеты, ошибки;

-          грамотно изложенное оформление решений.

2.      Взаимодействие между группами участников деловых игр. Здесь нужно оценивать по следующим параметрам:

-          скорость принятия решений (предлагается поощрять игровые группы, которые первые представили свои решения);

-          предоставление аргументов при защите собственных решений;

-          обращение к соперникам за недостающей информацией, а также оказание помощи другим группам по их вопросам;

-          увязка итогового решения;

3.      Совместная деятельность участников внутри группы. В этом случае оцениванию подлежат:

-          количество предложенных решений в пределах одной группы;

-          начисление премий и штрафов за вовремя или досрочно выполненную работу, а также неосуществление задуманных планов;

-          взаимодействие всех членов игровой группы при поиске и обнаружении ошибок в решении.

4.      Личностные качества участников деловой игры. Целесообразно будет оценивать такие качества как:

-          эрудированность и принципиальность;

-          умение аргументировать и отстаивать свои решения;

-          умение пользоваться необходимой научной литературой и справочными материалами;

-          способность рисковать;

-          честность, внимательность, точность, исполнительность.

Также при оценке личностных качеств участников деловых игр необходимо учитывать культуру речи, соблюдение речевого этикета и коммуникабельность.

После окончания игры необходимо провести ее анализ и обсудить полученные результаты. Все участники должны знать, какая из групп показала лучшие результаты и сколько баллов набрал каждый. Анализ проводит преподаватель, который проводил деловую игру.

Специалист по игровому моделированию А. Л. Лившиц рекомендует начинать разбор деловой игры с общих учебных целей. Потом руководитель анализирует основные теоретические производственно-экономические положения, которые связаны с решениями и действиями участников игры. После этого в хронологической последовательности рассматриваются решения участников, выявляются их ошибки. При этом важно не только найти ошибку, но и показать, как правильно следовало действовать [4, с. 54]. Здесь же объявляются стимулирующие оценки: поощрения, премии, начисленные баллы, принятые зачеты и др.

В процессе разбора проблемы у студентов должно сложиться четкое представление о том, как им следовало действовать в конкретной ситуации, созданной в условиях деловой игры.

После окончания деловой игры можно провести рефлексию, то есть узнать понравился ли студентам данный метод обучения, какие трудности возникли, может у них есть собственные пожелания по последующему проведению игры.

Приведенная методика может быть использована при организации деловых игр любого содержания. Рассмотрим её использование на примере деловой игры «Переговоры».

Переговоры ‒ это процесс взаимодействия сторон, с целью достижения решения, которое стороны готовы выполнить [4, с. 117]. Поэтому в условиях деловой игры это будет выполнить достаточно просто. На начальном этапе вся ответственность ложится на преподавателя. Он должен выбрать подходящую тему для переговоров, расписать роли и их функции, а также обязательно оговорить правила деловой игры.

Игра начинается с описания ситуации, в которую должны окунуться студенты. Предположим, что у нас существует некая фирма, которая занимается изготовлением и продажей оптических приборов и аппаратуры, а также оказанием консультационных услуг. В этом году директор фирмы решил расширить рамки своей деятельности и планирует открыть в другом городе новый центр по изготовлению лазерных приборов с оказанием консультационных услуг по лечению зрения. На реализацию данного проекта требуется достаточно большая сумма денег, тогда директор фирмы решил провести переговоры с иностранными инвесторами, которые тоже специализируются на производстве оптических приборах, с целью инвестирования данного проекта.

Когда ситуация определена, преподаватель оглашает действующие роли и их обязанности. Для проведения данных переговоров нам понадобится 6 человек: это непосредственно сам директор, его заместитель и старший бухгалтер, инвестор и его подопечные.

Роль и интересы:

-          директора: реализовать задуманный план, привлечь инвесторов на свою сторону и остаться с ними в хороших отношениях для дальнейшего сотрудничества;

-          заместитель директора: помочь директору заинтересовать иностранных инвесторов, убедить их в том, что задуманный план действительно полезен не только им, но и потребителям, приводит все возможные плюсы того, зачем нужно открыть данный центр;

-          старший бухгалтер: предоставляет смету расходов на осуществление этого проекта, ведет расчеты. То есть все три лица должны убедить другую сторону переговоров в необходимости инвестирования.

Инвестор со своими подопечными должны выяснить, действительно ли фирма заинтересована в реализации данного проекта, определить, стоит ли открывать новый центр, есть ли в этом необходимость.

Когда роли распределены, преподаватель объясняет правила деловой игры. Для того, чтобы игра максимально походила на переговоры, нужно, чтобы каждый студент вжился в свою роль. Если в процессе переговоров оппонент не будет соглашаться с вами, то ни в коем случае не нужно вступать в конфликты, а наоборот, стараться убедить его в обратном, не нужно перебивать собеседников, стесняться или быть наоборот слишком эмоциональным, так как это может нарушить процесс игры. У деловой игры существует регламент, и участники должны уложиться в установленные временные рамки, не стоит затягивать процесс переговоров слишком долго, так как это может наскучить.

На протяжении всего процесса переговоров учитель вместе с экспертной группой, которая выбирается перед началом занятия, наблюдает за происходящим, помечая для себя моменты, на которые в конце проведения игры нужно будет обратить внимание.

В конце переговоров участники обязательно должны прийти к какому-либо результату. И после чего оценивается деятельность каждого студента, вносятся поправки, пожелания, рекомендации.

При использовании деловых игр на занятиях по экономике и менеджменту процесс обучения максимально приближен к настоящей деятельности предпринимателя, директора и специалиста в условиях рыночных отношений. Все участники погружены в игровой процесс, активно работают над разрешением проблемных и конфликтных ситуаций. В деловой игре наиболее ярко проявляется сплочённость коллектива, дух корпоративности, коммуникабельность, вырабатывается коллективное мнение и в то же время способность отстаивать собственное мнение [1, с. 22]. В ходе деловой игры ее участники становятся более активными и сопереживают действию игры.

Таким образом, проектирование деловых игр на занятиях помогает студентам развить навык анализа и принятия управленческого решения, системный и стратегический взгляд на проблему, развивает способность адекватной самооценки и оценки конкурентных возможностей [5, с. 6]. Использование деловых игр дает возможность студенту поставить себя в роль управленца, развить в себе умение работать в команде, усвоить, закрепить и научиться применять полученные им знания на практике. В настоящее время широко распространено использование деловых игр на занятиях по экономике и менеджменту, так как они значительно повышают эффективность профессионального обучения.

 

Литература:

 

1.         Бабанова, И. А. Деловые игры в учебном процессе [Текст]/И. А. Бабанова // Научные исследования в образовании.‒ 2012. ‒ № 7. ‒ С.19–24.

2.         Колкунова А. В., Кельберер Г. Р. Формирование УУД средствами игрового обучения [Текст]/ А. В. Колкунова, Г. Р. Кельберер // Материалы международной научно-практической конференции Современные методы и технологии обучения: детский сад-школа-вуз.- Ростов-на-Дону.- 2014. — С. 36–38.

3.         Напалкина, М. В. Деловая игра как активный метод обучения [Текст]/ М. В. Напалкина // Интеграция образования. ‒ 2012. ‒ № 2. ‒ С.17–20.

4.         Плешакова, Н. В. Деловые игры в экономике: методология и практика [Текст]: учеб. пособие / М. В. Плешакова. — Москва: КноРус, 2008. — 235 с.

5.         Чеглакова, Л. С. Применение деловых игр в подготовке специалистов экономических профилей [Текст]/ Л. С. Чеглакова // Концепт. ‒ 2012. ‒ № 4.‒ С. 2–7.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle