Библиографическое описание:

Бредихина Г. В., Перегудина Е. В. Профориентационная работа как важная составляющая в содействии трудоустройства выпускников // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1098-1102.

 

Томский политехнический университет сохранил уникальную систему распределения, которая продолжает работать в настоящее время.

Высокая потребность компаний в молодых специалистах Томского политехнического университета, связанна со сложившейся системой связей и договоров с ведущими предприятиями, организациями и учреждениями, а также с богатейшими традициями вуза в подготовке высококвалифицированных кадров.

Рис. 1. Результаты распределения студентов ТПУ в 2014 году

 

На диаграмме 1 представлены результаты потребности в молодых специалистов со стороны предприятий и процент распределения выпускников.

Институт природных ресурсов создан в 2010г. на базе Института геологии и нефтегазового дела, химико-технологического и машиностроительного факультетов. Выпуск молодых специалистов в Институте природных ресурсов составляет 600 человек в год.

Из диаграммы 2 видно, что потребность в молодых специалистов со стороны работодателей растет с каждым годом, а выпускники Института природных ресурсов предпочитают получить распределение университете. Растет количество прибывших молодых специалистов из числа выпускников на предприятия, которые выбрали в результате распределения. К сожалению не все студенты начинают свою трудовую деятельность на предприятиях, которые представлены на распределении. На данный факт влияет много факторов — это и смена региона, маленькая заработная плата, должностная позиция.

Рис. 2. Распределение студентов Института природных ресурсов в 2012, 2013, 2014 годах

 

Содействие в трудоустройстве выпускникам ТПУ заключается в помощи при поиске работы по специальности с учетом индивидуальных пожеланий выпускника и проходит длительный этап подготовки.

Эффективное трудоустройство выпускников включает в себя ряда мероприятий, направленных на профориентационную работу.

Проведение профориентационных мероприятий в институте, дает возможность решения следующих задач:

1.    Сформировать самосознание у студента к профессиональной деятельности, используя полученные навыки, знания для самореализации своих возможностей, на рынке труда.

2.    Подготовка студентов, выпускников к процессу трудоустройства и адаптации на предприятии.

3.    Сотрудничество с профильными предприятиями, заинтересованными в молодых специалистах и т. д. (стратегические партнёрство, подготовка целевых студентов, прохождение производственных практик).

Профориентационная работа в Институте природных ресурсов имеет комплексный характер. Начинается профориентационная работа с будущими абитуриентами в школах, профильных классах и в рамках «Дней открытых дверей». Данная профориентационная работа помогает, будущим абитуриентам определится с профилем обучения будущей профессии. Следующий этап профориетационной работы продолжается и сопровождается с момента поступления абитуриента в университет и закачивается моментом трудоустройства выпускника. Мы выделяем несколько подходов профориетационной работы:

1.    Стимулирующий подход — сформировать у студента установку к активному поиску, выбору и принятию самостоятельного решения в профессиональном выборе. Для этого проводиться у студентов начальных курсов мастер-классы, игры, тесты, тенинги. В результате студент ориентируется в потребности рынка труда, получает знания в составления резюме, умеет пройти собеседование, собрать портфолио о себе и т. д.

2.    Диагностико-консультационный подход. Проведение у студентов тестирования. По результатам тестирования для студентов проводятся консультация.

3.    Развивающий подход. Проводятся практические занятия и тренинги для развития личностных компетенций. Практические занятия проводят сотрудники по подбору персонала компаний в виде решения кейсов.

4.    Ознакомительный подход. Проведение информационных мероприятий в течение учебного года (презентации компаний, «Дни карьеры», «Дни Газпрома», «Дни Томскнефть ВНК», экскурсии на предприятия, выпуск «Путеводителя по предприятиям», мастер-классы и деловые игры).

Остановимся более подробно на диагностико-консультационном подходе. Тестирование студентов проводится по методике «Профкарьера» разработанная в ЦТР «Гуманитарные Технологии». Данная методика разработана для профориентационного и карьерного консультирования студентов и выпускников вузов.

Методика тестирования «Профкарьера» позволяет определять:

-        — тип карьерного развития, позволяет выпускнику раскрыть свой потенциал;

-        как выбрать позицию и предприятие, которые подойдут в большей степени для реализации профессиональных интересов выпускника;

-        какие специальности наиболее подходят выпускнику по интересам и мотивации, способностям, личностному складу (методика выдает список сходных профилей);

-        на какие стороны интеллекта развиты сильно у выпускника, а какие стороны нужно развивать;

-        какая сфера деятельности больше всего подходит выпускнику как специалисту со своими личностными особенностями и где он будет наиболее успешен;

-        какими жизненными ценности руководствуется выпускник, при выборе и принятии решения о своей профессиональной карьере.

Полученные результаты тестирования выводятся в виде круговых диаграмм, шкальных профилей и текстовой информации, которая наглядно интерпретируют результаты студента по блокам тестирования. На диаграмме 3 и 4 представлены результаты по блокам тестирования «Мотивация», «Интересы» и «Личность».

Рис. 3. «Мотивация»

 

Рис. 4. К блокам «Интересы» и «Личность»

 

Шкальный профиль отражает основные установки студентов касательно его жизни, которые могут повлиять на дальнейшее профессиональное развитие. Кроме шкального профиля студент получает результаты и интерпретацию, в которой подробно описаны значения, полученные студентом по каждому блоку.

Результаты тестирования позволяют получить студенту информацию о его возможностях представленных в виде компетенций, описывающих особенности его поведения в различных жизненных ситуациях.

Рис. 5. Портрет выпускника

 

Таким образом, результаты тестирования позволяют: получить компетенции выпускника; выделить его сильные и слабые стороны; построить дорожную карту карьеры; определить наиболее подходящие ему виды деятельности, на каких позициях они могут работать по специальности. Результат теста заставляет студента обратить внимание на диссонанс между складом личности, интересами и способностями.

После тестирования студент получает консультацию и рекомендации по его индивидуальным результатам. Далее проводятся групповые занятия, цель которых, развивать личностные компетенции.

Данное тестирование проводится первый год и не для всех студентов университета. Результаты данной работы показали, что студенты, которые прошли тестирование и последующие занятия по развитию компетенций, отлично понимают, что они желают получить от работы, какие функциональные обязанности готовы исполнять и на какие позиции могут претендовать. По результатам тестирования выявились такие студенты, у которых занижена самооценка возможностей, а интеллектуальные способности показали максимально высокие результаты. Результаты передали в ноябре 2014 года на кафедры, где обучаются данные студенты. Эти студенты занимаются научной работой, где проявляются компетенции нормативности, принятие комплексного решения, работа в команде, высокая мотивация в достижении. Данным студентам кафедры в лице научных руководителей рекомендуют поступление в аспирантуру в 2015 году.

 

Литература:

 

1.         Алтухов В. В. Тесты и карьера: тестирование при приеме на работу и в профессиональной жизни, Справочник Карьериста, 2006–2007. — вып.4.

2.         Алтухов В. В., Орлова Е. А., Серебряков А. Г. «Профкарьера»: профориентация для студентов и выпускников вузов. Психология в вузе. 2006. — 3. — с. 55–68.

3.         Носс И. Н. Руководство по психодиагностике. М., Изд-во Института Психотерапии, 2005. — 688 с.

4.         Орлова Е. А. Профориентация: Работаем с жизненными установками. Психологическая диагностика. 2006. — 2. с. — 70–77.

5.         Пряжников Н. С. Профессиональное и личностное самоопределение. М., Воронеж. — 1996.

6.         Захарченко Е. А., Тумакова Н. А. К вопросу о проблемах и перспективах дистанционного инженерного образования // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 924–926.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle