Библиографическое описание:

Асадуллина Л. И., Дусеев И. Р. Компетенции преподавателя вуза в смешанном обучении // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1086-1088.

В настоящее время все больше курсов и дисциплин переходит на форму смешанного обучения (СО), в результате чего роль преподавателя в учебном процессе постепенно меняется. Данный переход предполагает наличие определенных новых компетенций, необходимых для успешной преподавательской деятельности. В данной статье постараемся обобщить подходы некоторых зарубежных исследователей к определению набора компетенций преподавателя в процессе СО и описать компетентностную модель, применяемую в Национальном исследовательском Томском политехническом университете (НИ ТПУ) для ориентации профессиональной деятельности профессорско-преподавательского состава.

Ряд зарубежных исследователей []полагает, что обобщить компетенции, необходимые для работы по методу СО довольно сложно из-за постоянного обновления существующих образовательных моделей, ускоренного темпа внедрения инноваций в сферах информационно-коммуникационных технологий и активной информатизации современного общества. Однако, по мнению экспертов Майкла Хорна и Хизер Стэкер [1, с. 2], целесообразно выделить 5 аспектов, являющихся ключевыми в СО:

1.         «Удобство в беспорядке» — умение преподавателя приспособиться к разнообразию видов деятельности, инструментов и функций СО и использовать это разнообразие для создания удобной образовательной среды для себя и своих студентов. Для осуществления вышеизложенного условия рекомендуется создать культуру работы в смешанной среде, установив строгие правила, нормы и представив студентам ожидаемые результаты обучения.

2.         Анализ учебной деятельности студентов и принятие решений — умение преподавателя своевременно проверять студенческие работы, комментируя свои оценки и предоставляя рекомендации по их устранению. Для достижения данного аспекта полезным может быть создание личного банка данных каждого преподавателя с комментариями и рекомендациями по типичным ошибкам, а также, некоторых актуальных ссылок по своей дисциплине.

3.         Осуществление принципов индивидуального подхода — умение оказывать помощь отдельным студентам, имеющим индивидуальные особенности в освоении новых технологий. Одним из эффективных приемов осуществления данного подхода может быть использование разных форм работы — от индивидуальных консультаций, до лекций в группах, формируемых по интересам или потребностям учащихся.

4.         Специализация — по мере усовершенствования моделей СО безусловно будут совершенствоваться как формы обучения, так и роль преподавателя в учебном процессе. Таким образом, распространение совместного, или коллективного образования, при котором преподавание одной дисциплины осуществляется несколькими специалистами, позволит каждому преподавателю углубиться в один из аспектов своего предмета или своей работы, например, в разработку содержания курса, в теоретические основы предмета или в практические тренинги.

5.         Технологическое мастерство — умение преподавателя осуществлять коммуникацию, поиск, и отбор информации в различных информационных средах с помощью различных онлайн-инструментов для решения таких повседневных задач, как помощь студентам в выполнении некоторых базовых операций типа регистрации на интернет-платформе, загрузки или скачивания данных.

Для успешного применения технологий СО, предполагается, что наряду с успешным владением основополагающими компетенциями преподаватели должны успешно владеть специфическими компетенциями на определенных этапах профессиональной деятельности. В таблице 1 представлены основные компетенции, владение которыми необходимо для начальной работы с системой СО, и компетенции, приобретаемые в процессе СО.

Таблица 1

Компетенции преподавателя в СО

Этап

Основные компетенции

Приобретаемые компетенции

Планирование

·                    Разработка плана урока в соответствии с образовательными стандартами;

·                    Определение задач для достижения целей обучения.

·                    Навык краткосрочного и долгосрочного планирования

·                    Компетенция индивидуализации обучения

Проведение занятий

·                    Проведение целенаправленных, занимательных занятий;

·                    Логическое завершение одного задания до переключения на следующие.

·                    Умение студентов управлять своим процессом обучения

·                    Умение гармоничного формирования студенческих групп и индивидуальных образовательных сред

Сбор, анализ и эффективное использование данных о студентах

·                    Умение разбираться в основных данных о студентах и использовать их в учебном процессе

·                    Способность оценивать обрабатывать и представлять новые данные

·                    Компетенция взаимодействия с коллективом для расширения возможностей сбора, интерпретации и эффективного применения данных о студентах.

Взаимодействие

·                    Обмен опытом и внедрение полученного опыта в процесс преподавания

·                    Конструктивное восприятие критики и желание учиться

·                    Варьирование моделей коллективного сотрудничества, эффективное управление запланированным и свободным временем и пространством для работы с коллегами и обмена опытом

Принятие риска

·                    Умение принимать неопределенность.

·                    Желание использовать новые технологии, не гарантирующие успешную образовательную деятельность

·                    Умение быстро возобновлять учебный процесс в случае сбоя из-за возникновения разного рода неполадок

·                    Умение определять эффективность принятия риска

Экспертиза содержания курса

·                    Хорошее знание предмета

·                    Умение осуществлять строгий отбор учебной информации для представления студентам

·                    Разработка новых методов представления учебной информации

·                    Изучение связей в междисциплинарных областях

 

В НИ ТПУ организована и успешно осуществляется повышение квалификации профессорско-преподавательского состава по программе «Организация учебного процесса с использованием технологий электронного обучения по смешанной модели (на основе LMS Moodle и других инструментов и сервисов ЭО)».

Актуальность данной программы обусловлена прежде всего тем, что в данный момент в вузе активно осуществляется подход смешанного обучения, а именно, применение популярной системы управления обучением LMS Moodle, с помощью которой преподаватели разрабатывают авторские электронные курсы по своей дисциплине, а студенты имеют возможность самостоятельно их изучить и пройти тестирование, определив свой уровень владения изученным материалом. Целью данной программы является использование преподавателями электронной образовательной среды для оптимизации учебного процесса за счет переноса некоторых видов учебного взаимодействия из аудиторной среды в электронную. [2] Программа включает 5 модулей, предполагающих теоретические и практические занятия по реализации электронного обучения в вузе, обеспечению качества электронного обучения, проектированию учебного процесса по модели СО, применению электронного курса на базе LMS Moodle, проектированию и разработке фрагмента электронного курса.

В результате подготовки по программе от слушателей ожидаются следующие результаты:

1.         Знание технологии проектирования учебного процесса по модели СО;

2.         Знание инструментов и сервисов LMS Moodle;

3.         Умение представлять результаты обучения по своей дисциплине в SMART-формате;

4.         Умение сочетать наиболее эффективные методы обучения с их реализацией в традиционной и электронных средах;

5.         Умение выстраивать эффективную схему работы студентов по типу «студент–студент», «студент–преподаватель», «студент–контент» в смешанной среде;

6.         Использование инструментов и сервисов LMS Moodle для создания электронного курса по дисциплине;

7.         Владение навыком проектирования учебного процесса с учетом принципов СО;

8.         Разработка электронного курса в LMS Moodle.

В свою очередь, переход на СО безусловно способствует формированию следующих компетенций, заявленных в модели компетенций преподавателя вуза:

1.         Компетенции интеграции;

2.         Компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии;

3.         Компетенции социального взаимодействия с обществом;

4.         Компетенции в общении;

5.         Компетенция познавательной деятельности;

6.         Компетенции деятельности в общем;

7.         Профессиональная компетенция;

8.         Компетенции управления информацией.

Итак, представляется очевидным, что распространение смешанного обучения предполагает пересмотр традиционной концепции педагога, создавая ряд компетенций, основанных на уникальном сочетании определенных профессиональных навыков и личных качеств. Также можно утверждать, что успешность перехода на СО зависит не только от существующих информационных технологий и доступа к ним, а готовности преподавателей, как главных проводников в учебном процессе, привести студентов к успешному овладению знаний в условиях СО.

 

Литература:

 

1.         Horn M., Staker H. 5 Skills for Blended-Learning Teachers. — URL: http://thejournal.com/articles/2012/10/04/5-skills-for-blended-learning-teachers.aspx (дата обращения: 14.05.2015).

2.         Организация учебного процесса с использованием технологий электронного обучения по смешанной модели (на основе LMS Moodle и других инструментов и сервисов ЭО). Программа. — URL: http://portal.tpu.ru:7777/portal/page/portal/eL/training/course_kpk/kpk_002 (дата обращения: 07.05.2015).

3.         Логинова А. В. Смешанное обучение: преимущества, ограничения и опасения [Текст] / А. В. Логинова // Молодой ученый. — 2015. — № 7. — С. 809–811.

4.         Краснова Т. И. Сопровождение и поддержка деятельности студентов в смешанном обучении // В мире научных открытий. 2015. № 1.1 (61). с.556–567.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle