Библиографическое описание:

Асадуллина Л. И., Дусеев И. Р. Грамматические средства выражения категории времени в этнически соседствующих языках (на примере селькупского и татарского языков) // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1367-1370.

Время, являясь одной из основных форм бытия и фундаментальной категорией философии, вызывает интерес различных исследователей к ее изучению, прежде всего, своей функцией представления материальной формы, с помощью которой человек постигает мир.

Подходы к описанию и классификации различных аспектов категории времени довольно многообразны по причине того, что категория времени является объектом научного анализа таких наук, как: философия, психология, лингвистика, лингвокультурология и т. д.

Не смотря на то, что в философии рассмотрению данной форме бытия посвятили свои работы многие ученые (Эдмунд Гуссерль, Иммануил Кант, Исаак Ньютон, Аврелий Аристотель и т. д.), до сих пор не существует единого понятия данной категории. Возможно, это объясняется тем, что, по мнению одних философов, время является объективной характеристикой бытия, а другие относят его к чисто субъективным понятиям, характеризующим наш способ восприятия мира.

Лингвистика рассматривает время как все способы выражения сущности философского и физического аспектов данной категории средствами языка. Наряду с общенаучным понятием времени (time), противопоставляющим прошлое и настоящее, в грамматике выделяется грамматическая категория времени (tense). Одной из основных функций времени является временная референция (временная ответственность) ситуации, описываемой в предложении.

По мнению Аскина Я. Ф., в большинстве современных языков категория времени занимает значительное место и играет весьма существенную роль в их грамматическом строе, не смотря на то, что формы выражения временных отношений при этом варьируются [1, с.69]. Разные языки по-разному выражают одно и то же время и создают разные конструкции для его выражения.

Селькупский — язык одного из небольших аборигенных этносов Сибири, проживающего на территории Красноярского края и в Томской области, входит в самодийскую группу уральской языковой семьи, вместе с нганасанским, ненецким и энецким языками, селькупы составляют самодийскую группу. Многие народы, входившие в эту группу до 19 века (камасинцы, маторы, койбалы, котовцы, тайги, карагасы), со временем стали тюркоязычными. Согласно переписи российского населения, на 2010 год, численность селькупского населения составила 1800 человек [2]. Переселение самодийцев в северном направлении по Западной Сибири, обусловленное воздействием тюркских племен, а также последующее расселение части селькупов в бассейнах рек Таз и Турухан, способствовали их частым и продолжительным контактам с тюрками, что, несомненно, наложило отпечаток на их язык и культуру. Таким образом, небольшая численность населения, рассредоточенного на обширной этнической территории, обусловило наличие существенных языковых отличий между северными и южными диалектами, препятствующее свободному общению. Согласно «Селькупской грамматике», опубликованной в 1935 г. советским ученым Г. Н. Прокофьевым, в состав селькупского языка входит ряд диалектных групп — кетская, обская, тымская, нарымская, северная или тазовская, которые, в свою очередь, тоже состоят из большого количества диалектов [3].

В результате обзора существующей литературы по грамматике селькупского языка (Прокофьев, 1935; Кузнецова, Хелимский, 1980; Языки народов СССР), были выявлены следующие грамматические средства выражения времени: глаголы изъявительного и повествовательного времён, наречия времени, временные числительные и послелоги.

В селькупском языке выделяются следующие глагольные категории: лицо, число, время, наклонение, залог. Глагол также может иметь отрицательные формы. Имеются следующие наклонения: изъявительное (или предположительное), условное, повелительное. В изъявительном и повествовательном наклонениях глаголы изменяются по временам. В изъявительном наклонении различаются три времени: аорист (неопределенное), прошедшее и будущее, в повествовательном — два времени: аорист и прошедшее. Показателем прошедшего времени в изъявительном наклонении служит суффикс -с-. Показатель будущего времени изъявительного наклонения — суффикс -лог. Для выражения действия в боле отдаленном будущем к формам будущего времени присоединяется частица -сое. В повествовательном (предположительном) наклонении неопределенное время образуется присоединением к основе глагола суффикса -нты. Аорист не выражает определенного временного понятия и может соответствовать будущему, настоящему или прошедшему времени. В повествовательном наклонении аорист употребляется в речи для выражения действий, свидетелем которых сам говорящий не является, например:

-          Изъявительное наклонение: Тэп кута ‘Он болеет’;

-          Предположительное наклонение: Тэп куты-нты ‘Он, видимо, болеет’.

В повествовательном наклонении прошедшее время образуется путем присоединения суффиксов -мп(ы) (глаголы 1 класса) и –п(ы) (глаголы 2 класса).

Наречия в селькупском языке делятся на наречия места, времени, образа действия (качественные наречия). Наречия времени представляют собой по происхождению преимущественно различные застывшие падежные формы [4]:

-          укун (обские говоры Сюсюкум) — раньше, прежде;

-          авбон (кетский диалект) — 1) прошлый год; 2) позапрошлый год; 3) через год

-          кунты (обский диалект, кетский диалект, васюганский диалект, елогуйский говор) — долго;

-          мэлко (туруханский говор) — всегда;

-          карыт (обские говоры Шёшкум, Шёшкуп и Чумылькуп) — утром;

Категория времени в селькупском языке также выражается довольно распространенной группой служебных слов — послелогов. К временным послелогам можно отнести следующие примеры:

-          пун (туруханский говор) — после кого–л;

-          тёмб (обский говор Шёшкум и Шёшкуп) — в течение (весь);

-          морыyынд (елогуйский говор) — в течение (отрезка времени);

-          мороhыт (туруханский говор) — в конце чего-л.;

-          чонjоhыт (Обский диалект Чумылькуп) — 1) посередине чего-л.; 2) в середине (отрезка времени).

Татарский язык является национальным языком татарского народа, численность которого по данным переписи населения 2010 года составляет 5310,6 тыс. человек, или 3,72 % населения России. Татарский язык принадлежит к кыпчакской подгруппе тюркской группы алтайской семьи языков и делится на три диалекта: западный (мишарский), казанский (средний) диалект и восточный (сибирскотатарский). «Татарский разговорный язык образовался в результате взаимодействия булгарских и кипчакских племенных языков. Дальнейшее развитие он получил в период Золотой орды» [5, с.160]. А в период Казанского ханства он окончательно сформировался как народный разговорный язык с различными территориальными диалектами. В результате контактов с языками различных семей татарский язык заимствовал у них в той или иной степени отдельные слова.

Согласно структурно-типологической классификации, татарский язык относится к агглютинативным языкам, также имеющим аналитические элементы для выражения различных грамматических значений.

К частям речи, выражающим категорию времени, относятся глаголы, наречия, послелоги и, возможно, модальные слова.

По мнению многих специалистов, глагол является самой сложной частью речи в татарском языке. Одной из специальных работ по татарскому глаголу, исследующей грамматические категории глагола в функционально-семантическом аспекте, является книгу Д. Г. Тумашевой «Татарский глагол». [6, с. 96–95]. В отличие от глаголов селькупского языка, татарские глаголы имеют изъявительное, повелительное и желательное и условное наклонения. К неличным формам глагола относятся:

-          причастие;

-          имя действия;

-          деепричастие;

-          вспомогательный глагол

-          инфинитив;

-          недостаточный глагол «быть»;

-          глаголы, употребляющиеся кроме своего основного значения в значении вспомогательных глаголов.

В изъявительном наклонении имеется одно настоящее время, пять прошедших (определенное, неопределенное, незаконченное, преждепрошедшее и прошедшее многократное и три будущих (определенное, неопределенное и будущее-прошедшее).

Наречия делятся на следующие разряды: образа действия — әкрен ‘медленно’, геройларча ‘геройски’; времени — кичен ‘вечером’, иртага ‘завтра’, җәен ‘летом’; места: анда ‘здесь’; меры и степени — аз ‘мало; причины и цели: юри ‘нарочно’.

К служебным частям речи относятся послелоги, которые переводятся на русский язык, как правило, предлогами. Каждый послелог требует соответствующего падежа слова, к которому относится, в связи с чем послелоги делятся на три группы:

1)        требующие от впередистоящих существительных основного падежа и от местоимений — родительного:

... белән (с...) — халык белән (с народом);... өчен (для, ради...) — акча өчен (за деньги, ради денег);... турында (о...) — Томск турында (о Томске).

2)        требующие от впередистоящего слова формы направительного падежа:... таба (к...) — Маскауга таба (к Москве, в сторону Москвы);... каршы (против...) — сугышка каршы (против войны).

3)        требующие от впереди стоящего слова формы исходного падежа:... бирле (с...) — балачакэ бирле (с апреля);... соң (после...) — эштән соң (после работы).

Функции послелога в татарском языке могут выполнять также существительные в пространственных падежах (направительный, исходный, местно-временной):... уртасында (посреди...) — көн уртасында (посреди дня);... алдында (перед...) — өй алдында (перед домом).

Татарский и селькупский языки, как известно, относятся к различным группам, как по генетической, так и по типологической характеристике. Татарский язык является представителем тюркской ветви алтайской семьи языков, точнее, татарский язык относится к кипчакско-булгарской подгруппе кипчакской группы тюркских языков [7, с. 12]. А селькупский язык входит в самодийскую группу уральской языковой семьи. Существует также теория, сторонники которой (И.Табберт-Сталенберг, М. А. Кастрен, О.Бётлингк, Г. Винклер и др.) считают, что тюркские языки, а также другие алтайские языки составляют вместе с угро-финскими языками более крупную, урало-алтайскую семью языков. Исследователи Б. Коллиндер и М. Ряснен приводят около трехсот лексических сопоставлений уральских и алтайских языков, которые объясняются либо очень древним родством этих языков, либо древними заимствованиями. Некоторые ученые генетическое родство алтайских языков считают вполне возможным, но недостаточно доказанным (Л. Лигети и др.).

Таким образом, представляется возможным обнаружить и описать некоторые сходства и различия в выражении категории времени в татарском и селькупском языках. Также известно, что итогом длительного контактного взаимодействия родственных и неродственных языков в пределах единого географического пространства может быть языковой союз. Он предполагает взаимообмен между взаимодействующими языками теми или иными структурными чертами, касающимися фонологической, морфологической и синтаксической систем, словаря.

 

Литература:

 

1.                  Аскин Я. Ф. Проблема времени, ее философское истолкование. М., 1966.

2.                  https://ru.wikipedia.org/wiki/Татары

3.                  Прокофьев Г. Н. Селькупская (остяко-самоедская) грамматика. Ч. 1. Л., 1935.

4.                  Быконя В. В., Ким А. А., Купер Ш. Ц. Словарь селькупско-русский и русско-селькупский. Томск, 1994.

5.                  Н. А. Баскаков, Тюркские языки. М., 1960.

6.                  Тумашева Д. Г. Татарский глагол (опыт функционально-семантического исследования грамматических категорий): учеб. пособие / Д. Г. Тумашева. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1986. — 188 с.

7.                  Баскаков Н. А. Введение в изучение тюркских языков / Н. А. Баскаков. М.: Высш. шк., 1969. — 383 с.

8.                  Поздеева Г. П. «Диалекты селькупского языка: верификация общепринятых классификаций и новый взгляд на диалектное членение», Урало-алтайские исследования. Москва: Институт языкознания Российской академии наук, 2013, № 1 (8). СС. 20–34.

Основные термины (генерируются автоматически): средства выражения, средства выражения категории, Способы выражения обстоятельства, средства выражения таксиса, селькупского языка, татарский язык, алтайской семьи языков, Похожая статья, Татарский язык, средства выражения времени, тюркских языков, группу уральской языковой, персидского языков, русском языках, в самодийскую группу уральской, уральской языковой семьи, Грамматические средства выражения, средства выражения принадлежности, выражения категории «чуждости», выражения сущности философского.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle