Библиографическое описание:

Судак И. Г., Костенко С. Л. Использование инновационных информационно-коммуникативных средств обучения на уроках математики как средство повышения качества знаний // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1301-1304.

Появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяют использовать ИКТ в качестве средства обучения и воспитания. Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творческих способностей учителя и учащихся. Перед учителем встает вопрос о выборе средств и методов обучения с целью обеспечения максимальной эффективности обучения математике. В настоящее время компьютер не может заменить живое слово учителя, зато поможет облегчить труд учителя, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала. Поэтому появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяют нам использовать ИКТ в качестве средства обучения и воспитания.

Компьютерные технологии позволяют:

-                   выиграть время для более интенсивного обучения;

-                   сделать урок интересным, разнообразным и наглядным;

-                   вовлечь всех детей в учебный процесс;

-                   эффективно преподносить новый материал;

-                   развивать творчество и самостоятельность школьников.

Интерактивные технологии основаны на прямом взаимодействии учащихся с учебным окружением. Оно выступает как реальность, в которой учащийся находит для себя область осваиваемого опыта. Учитель, использующий интерактивные технологии, выступает в нескольких основных ролях: в роли информатора-эксперта, в роли организатора, в роли консультанта. Применение компьютерных технологий обучения позволяет видоизменять весь процесс преподавания, реализовывать модель личностно-ориентированного обучения, интенсифицировать занятия, а главное — совершенствовать самоподготовку обучающихся. Компьютер и интерактивное программно-методическое обеспечение требуют изменения формы общения преподавателя и обучающегося, превращая обучение в деловое сотрудничество, а это усиливает мотивацию обучения, приводит к необходимости поиска новых моделей занятий, проведения итогового контроля (доклады, отчеты, публичные защиты проектных работ), повышает индивидуальность и интенсивность обучения. Компьютерные технологии обучения предоставляют большие возможности в развитии творческих способностей как учителя, так и учащихся.

Информационные технологии, наиболее часто применяемые в учебном процессе, можно разделить на две группы:

1)      сетевые технологии, использующие локальные сети и глобальную сеть Internet (электронные варианты методических рекомендаций, пособий, серверы дистанционного обучения, обеспечивающие интерактивную связь с учащимися через Internet, в том числе в режиме реального времени);

2)      технологии, ориентированные на локальные компьютеры (обучающие программы, компьютерные модели реальных процессов, демонстрационные программы, электронные задачники, контролирующие программы, дидактические материалы) [1].

Использование информационно-коммуникационных технологий в обучении на уроках математики невозможно без компьютера. Компьютер может использоваться с самыми разными целями и функциями: как способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство обучения, источник информации, тренинг-устройство, средство контроля и оценки качества обучения. Возможности современного компьютера огромны, что и определяет его место в учебном процессе. Его можно подключать на любом этапе урока к решению различных дидактических задач как в коллективном, так и в индивидуальном режиме [3].

Компьютер позволяет усилить мотивацию учения: за счет активного диалога ученика с компьютером, разнообразия и красочности информации (текст, звук, видео, цвет); ориентацией учения на успех (позволяет довести решение любой задачи до конца, опираясь на всевозможные рекомендации, пояснения, справочники); использованием игрового фона общения человека с машиной.

Но каждый преподаватель должен понимать, что применение компьютера должно органично вписываться в учебный процесс, ведь процесс использования компьютерных технологий на уроках имеет как положительные, так и отрицательные моменты.

С одной стороны, компьютер — это средство повышения эффективности обучения.

С его помощью можно:

-                   развивать интеллект школьников и навыки самостоятельной работы по поиску необходимой информации;

-                   эффективно использовать наглядно-образные компоненты мышления, играющие исключительно важную роль в жизни человека;

-                   расширять объем предъявляемой учебной информации и набор применяемых задач;

-                   разнообразить формы учебной деятельности школьников на уроке;

-                   осуществлять индивидуальный подход в обучении;

-                   проводить самоконтроль и взаимоконтроль за выполнением заданий;

-                   обеспечивать гибкость управления учебным процессом;

-                   повышать интерес ребенка к изучению предмета математики и к учению в целом [1].

С другой стороны, компьютер — это сложный технический прибор, негативно влияющий на работоспособность, общее самочувствие и здоровье школьников. Несоблюдение режима работы учащихся за персональным компьютером оказывает отрицательное воздействие на учебно-воспитательный процесс, поскольку работа с компьютером связана с умственными, зрительными, двигательными и нервно-эмоциональными нагрузками.

Поэтому при организации урока надо учитывать, что:

-                   работа школьников за компьютером в течение всего урока является непродуктивной;

-                   одновременная работа под руководством учителя целесообразна лишь только в течение короткого промежутка времени с целью адаптации к обучающей программе и изучаемым приемам деятельности;

-                   использование компьютера оказывает негативное влияние электромагнитным излучением;

-                   компьютер как обучающее средство не может полностью заменить учителя, его живого и эмоционального общения с учащимися, не может оперативно реагировать на изменения педагогических ситуаций, возникающих в ходе учебно-воспитательного процесса [2].

Считаем, что при проведении урока с использованием ИКТ необходимо чередовать напряженный умственный труд и эмоциональную разрядку, используя упражнения для снятия напряжения и утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения; тщательно планировать как фронтальную, так и самостоятельную работу детей, ограничивая ее временными рамками и не допуская напрасной потери времени.

Уникальность информационно-коммуникационных технологий в том, что их можно использовать на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала; при закреплении и повторении; при итоговом контроле.

Одной из основных проблем при изучении геометрии в школе является проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности. Современные компьютерные средства позволяют решить эту проблему. Стереометрия — один из немногих, если не единственный, раздел школьной математики, в отношении которого не приходится агитировать за ИКТ. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. На уроках алгебры и начал анализа использование мультимедийного пособия «Функции и графики» прекрасно иллюстрирует построение графиков элементарных и сложных функций, преобразование графиков. Таким образом, компьютер соединяет в себе ряд традиционных ТСО, которые всегда использовались для наглядности в обучении. Это активизирует познавательный процесс у учащихся, развивает мышление (наглядно-действенное, наглядно-образное), повышает результативность учебного процесса. Использование ИКТ и Интернет-ресурсов позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышления (пространственного, алгоритмического, интуитивного, творческого, теоретического), формирование умений принимать оптимальное решение из возможных вариантов, развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования), формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации. Это приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время, следовательно, интенсифицирует процесс обучения. Использование ИТ на уроках математики делает его наглядным, красочным, информативным, интерактивным, экономит время учителя и ученика, позволяет учителю работать с учеником дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. При проведении уроков математики используем мультимедийные презентации. На уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, между учителем и учеником существует посредник — компьютер, что способствует их эффективному взаимодействию. Урок-презентация тоже обеспечивает получение большего объема информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поместить на слайд). При подготовке к ЕГЭ по математике, приходится серьезно продумывать методы, технологии, ресурсы, чтобы обеспечить успешную сдачу экзамена. Одним из направлений подготовки стало частое использование тренинг-тестирования на уроке. В зависимости от целей оно проводится или в качестве повторения материала, или на этапе закрепления знаний. С применением Интернет-ресурсов на уроках математики повышается информационная культура учащихся; появляется возможность использовать более обширную информацию на уроках; обеспечивается оперативность пополнения учебного материала новыми сведениями; уроки становятся более интересными, насыщенными, качественными, результативными; обеспечивается объективность оценивания результатов ученика; повышается мотивация к обучению. Применение интернет-технологий открывает перспективное направление в обучении. Вместе с тем необходимо понимать, что использование Интернета на уроке математики не решает моментально всех проблем преподавания. Необходимо соблюдать принцип «в нужном месте, в нужное время, в нужном объеме».

 

Литература:

 

1.      Гузеев, В. В. Образовательная технология ХХI века: деятельность, ценности, успех [Текст]: учебник/ В. В. Гузеев. — М.:Педагогический поиск, 2014, 261 с.

2.      Матрос, Д. Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга [Текст]: учебник/Д. Ш. Матрос. –М.:Педагогическое Общество России, 2013, 329 с.

3.      Полат, Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: [Текст]: учебное пособие/ Е. С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М.:Академия, 2013, 231 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle