Библиографическое описание:

Гилева Н. С. Создание предметно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1128-1139.

Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени.

Среди нее ребенок будет жить — развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…

Е. И. Тихеева

Детская деятельность не может быть полноценной на чисто вербальном уровне, вне предметной среды, в противном случае у ребенка исчезнет стремление узнавать новое, появятся апатия и агрессия. Те же ощущения возникают и у родителей, когда предметная среда унылая, серая и непривлекательная. Избежать проявления столь отрицательных чувств поможет окружающее пространство, отвечающее требованиям актуального ближайшего и перспективного творческого развития каждого ребенка, способствующее своевременному выявлению и становлению его способностей. Главная сложность состоит в том, чтобы построить предметную среду детского сада с учетом особенностей восприятия мира ребенком. При этом необходимо сделать так, чтобы она эстетично выглядела и была направлена на развитие воспитанников ДОУ

Одно из важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении — правильная организация предметно-развивающей предметной среды. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами. В такой среде возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы.

Определяющим моментом создания среды является педагогическая идея, цель. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы.

Среда, в которой живет ребенок, включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, оказывает огромное влияние на его развитие и формирование. Учитывая, что у детей с ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем, поэтому бедность, однообразие микросреды могут привести к ограничению возможностей развития детей и даже задержки в развитии. Работая над созданием предметно-развивающей среды, группы необходимо исходить из того, что важным условием полноценного воспитания, особенно детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП является специально организованная предметно-пространственная развивающая среда: стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия, предназначенные для полноценного развития психологических процессов.

«Предметно-развивающая среда» — система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты к созданию предметно-развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования должны быть обязательными для применения и соблюдения всеми образовательными учреждениями (дошкольными образовательными группами), имеющими государственную аккредитацию, независимо от их организационно-правовых форм.

Среда предоставляет каждому ребёнку равные возможности приобрести те или иные качества личности. Среда, в которой он живет, играет, занимается и отдыхает, является одним из важнейших факторов развития личности ребенка. Переоценить значение окружающей среды трудно, но не всякая среда может быть развивающей. Пространство, организованное для детей в образовательном учреждении, может быть как мощным стимулом их развития, так и преградой, мешающей проявить индивидуальные творческие способности.

В детском саду ребенок приобретает опыт эмоционально-практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни. Развивающая предметная среда — это естественная комфортабельная обстановка, рационально организованная, насыщенная разнообразными предметами и игровыми материалами, эстетически оформленная. В такой среде возможно одновременное включение в различную деятельность всех детей группы в соответствии с их потребностями и интересами.

Предметно-развивающая среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, коммуникативную функции. Но самое главное — она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребёнка.

В ФГОС раскрываются и особенности коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Образовательная деятельность с такими детьми должна осуществляться в процессе организации различных видов детской деятельности и в ходе режимных моментов с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, а также и в самостоятельной деятельности детей. Содержание должно обеспечивать выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи, возможность освоения детьми с ОВЗ Программы и их интеграции в ОУ. Для реализации данной коррекционной работы с учётом ФГОС необходимо создать в группе такую предметно — пространственную среду, которая позволяла бы на ограниченном пространстве групповых помещений разместить. Существует также и проблема неоднородности контингента детей, находящихся в одной группе: это дети с нарушением ОДА; дети с сочетанными патологиями; дети с ДЦП.

Дошкольное образование ориентируется на подход к ребёнку с пониманием и уважением его возможностей, способностей, а также социальных прав и интересов. В связи с этим работа с детьми с ОВЗ направляется на обеспечение условий, открывающих дошкольнику с различными нарушениями возможность усвоения окружающего мира, полноценного общения со сверстниками и взрослыми. Чем раньше начинается работа с ребёнком, имеющим ОВЗ, тем выше его шансы на адаптацию и социализацию в обществе.

При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, которые будут способствовать успешному овладению учебной деятельностью в начальной школе, обеспечение равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях.

Процесс обновления всегда проходит не просто, но личные профессиональные качества воспитателей, интерес к проблеме, желание идти в ногу со временем помогают овладеть новыми подходами в педагогической деятельности. Внедряя новые подходы, важно также и не забывать и бережно сохранять богатые традиции воспитания и опыт коррекционно-педагогической работы с детьми с ОВЗ, существовавшие до внедрения ФГОС.

Вышеизложенные особенности обусловили необходимость создания данного проекта (или ПРС) для детей с ДЦП и нарушением опорно-двигательного аппарата.

Данный проект разработан для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП II младших групп.

Цель проекта: Создание и совершенствование развивающей предметно — пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения

Задачи:

1.                  Изучение нормативных документов, регламентирующих создание развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.                  Повышение профессиональной компетентности педагогических кадров ОУ с учётом новых современных стандартов к дошкольному образованию.

3.                  Создать развивающую предметно — пространственную среду для детей с ограниченными возможностями здоровья

4.                  Вовлечь родителей в учебно — воспитательный процесс создания предметно — развивающей среды для детей с ОВЗ и ДЦП.

5.                  Создать максимально комфортные условия с учётом возможностей и индивидуальных и физических особенности детей с нарушением опорно — двигательного аппарата и ДЦП.

6.                  Разместить на минимальной площади группы максимальное количество зон и центров активности для всестороннего развития детей.

7.                  Создать ПРС с учетом принципов ФГОС для детей с ОВЗ.

Решение данных задач позволит расширить и совершенствовать предметно — развивающую среду и повысит эффективность коррекционно — педагогической работы 

Актуальность

Вопрос создания предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Организация жизнедеятельности детей с отклонениями в развитии во многом зависит от того, насколько целесообразно создана предметная среда, так как она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционно-компенсаторного преодоления недостаточности психофизического развития детей.

Процесс преобразования содержания педагогического процесса не может быть оторван от той развивающей среды, в которой он должен воплощаться.

Коррекционно-развивающая среда в специальных дошкольных образовательных учреждениях является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии и имеет существенное отличие от предметно-развивающей среды дошкольных учреждений общего вида, так как она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам для детей с ОВЗ. На современном этапе встаёт необходимость в модернизации коррекционно-развивающей среды в соответствии с новыми стандартами в образовании с учётом особенностей детей с ОВЗ. Поэтому цель данной работы в ОУ является совершенствование коррекционно-развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования. Это обусловлено значимостью окружающей обстановки для разностороннего развития ребёнка, успешной социализации в обществе. Интегративным результатом реализации федеральных государственных образовательных стандартов является создание предметно-развивающей среды. При проектировании воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контингентом воспитанников и новыми стандартами ФГОС, индивидуальными и возрастными особенностями детей, для успешной реализации целей и задач основной общеобразовательной дошкольного образования необходимо обеспечить интегративный подход и к организации предметно-развивающей среды. Интеграция предметно-развивающей среды обеспечивает процесс связности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных направлений, содержания дошкольного образования, обеспечивающая целостность познавательно-речевой, физической, художественно-эстетической и социально-личностной сфер развития ребёнка в образовательном процессе. Тщательно продуманная предметно-развивающая среда пробуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества.

Важно правильно подойти к вопросу создания предметно-развивающей среды. Внимательно наблюдая за воспитанниками, за каждым ребенком, педагоги группы должны вдумчиво и рационально организовать развивающее пространство своей группы. Также важно при формировании предметно-развивающей среды учитывать следующие принципы её построения, рекомендованные Федеральными государственными образовательными стандартами. Организация развивающей среды в ОУ с учетом ФГОС должна строиться таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Все части пространства, в зависимости от конкретных задач момента, должны обладать возможностью изменяться по объему — сжиматься и расширяться, то есть иметь подвижные, трансформируемые границы. Для детей все зоны должны быть семантически обозначены. Семантическими (смысловыми) маркерами –метками могут быть хранящиеся на границах зон материалы для разного рода подходящих активностей.

Современные социальные, экономические и экологические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в физическом, психическом развитии, которые часто проявляется уже в раннем и младшем дошкольном возрасте. У детей с нарушением двигательной сферы, в большинстве случаев наблюдается отклонение в познавательной деятельности: восприятие предметов окружающей действительности, пространственная ориентировка и сенсомоторные действия, что существенно снижает возможности ребенка при ознакомлении с окружающим предметным миром.

Организационные требования к созданию предметно-развивающей в дошкольном образовании.

1.      Предметно-развивающая среда должна полностью соответствовать настоящим стандартам.

2.      В соответствии с ФГОС предметно-развивающая среда должна в количественном и качественном отношении отражать возрастные особенности, наличие приоритетных направлений деятельности, специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий осуществления образовательного процесса.

3.      Предметно-развивающая среда должна отвечать:

-        критериям оценки материально-технических и медико-социальных условий пребывания детей в ОУ, в которых определено наличие специально выделенных помещений для работы с детьми и определены требования к условиям для развития детей в соответствии со спецификой образовательного учреждения;

-        санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям и режиму воспитания и обучения детей в дошкольных образовательных учреждениях в соответствии количественными и качественными требованиями к оборудованию и инвентарю для игр и физкультурных занятий на открытом воздухе, при проведении физкультурных занятий.

Среда, в которой живет ребенок, включая помещение, предметы быта, игрушки, его сверстников и взрослых, оказывает огромное влияние на его развитие и формирование. Учитывая, что у детей с ДЦП отмечается нарушение координированной деятельности различных анализаторных систем, поэтому бедность, однообразие микросреды могут привести к ограничению возможностей развития детей и даже задержки в развитии. Работая над созданием предметно-развивающей среды, группы необходимо исходить из того, что важным условием полноценного воспитания, особенно детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП является специально организованная предметно-пространственная развивающая среда: сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия, предназначенные для полноценного развития психофизических процессов. При создании предметно-развивающей среды нашей группы нужно учитывать специфику ОУ и придерживаться следующих принципов:

-                   оптимальная насыщенность — материалы и оборудование, создающие (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную среду;

-                   разнообразие — наличие всевозможного игрового и дидактического материала для сенсорного развития, продуктивной и музыкальной деятельности, развитие мелкой моторики, организации двигательной активности и др.;

-                   стабильность — материалы и пособия, маркеры игрового пространства, имеющие постоянное место;

-                   доступность — расположение игрового и дидактического материала в поле зрения ребенка;

-                   полифункциональность, возможность трансформирования и т. д.

Учитывая специфику работы нашего ОУ мебель должна быть особенной, т. е. сделанной по специальному проекту, с учетом особенностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП, что поможет решить коррекционные и развивающие задачи.

Так как в младшем дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, которая способствует накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, активизирует познавательную деятельность ребенка. Воспитывается сосредоточенность, внимание, настойчивость, происходит овладение языком, коррекция психических функций, социальных отношений. Игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально-положительного отношения к заданию. Поэтому не только среда, но и дидактический материал стимулирует ребёнка, находится в свободном доступе, даёт возможность повторять уже известные знания, а подбор орудий и предметов действия, стимулирует и побеждает к творческой деятельности и учит переносить имеющиеся навыки на новые ситуации, т. е. расширяет зону ближайшего развития.

Предметно-развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская деятельности), а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

Материалы и оборудование должны иметь сертификат качества и отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

При реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в различных организационных моделях и формах дошкольного образования предметно-развивающая среда должна в обязательной (инвариантной) части полностью соответствовать настоящим стандартам.

В соответствии с ФГОС к структуре основной общеобразовательной программы при реализации вариативной части программы предметно-развивающая среда должна в количественном и качественном отношении отражать видовое разнообразие учреждений (групп) дошкольного образования, наличие приоритетных направлений деятельности, специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий осуществления образовательного процесса.

Инновационный подход к организации предметно-развивающей среды определяется актуальностью интеграции не только образовательных областей, определённых ФГОС, но и необходимостью организации центров активности на принципах развития и интеграции.

Обогащение и содержательная интеграция центров активности предметно-пространственной среды, обладающей разносторонним потенциалом активизации, способствуют активному включению ребёнка в образовательный процесс, является одним из значимых психофизиологических механизмов перевода игры в учебную деятельность с целью формирования интеллектуальных, личностных, физических качеств, познавательной, социальной мотивации ребёнка к развитию, самореализации.

При успешном освоении программы достигаются следующие интегративные качества ребёнка:

-        ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, конструировании и др. Способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;

-        ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, стараться разрешать конфликты;

-        ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности. Способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству интенсивно развивается и проявляется в игре. Ребёнок владеет разными формами и видами игры. Умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и учебную;

-        творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания;

-        у ребёнка развита крупная и мелкая моторика. Он может контролировать свои движения и управлять ими, обладает развитой потребностью бегать, прыгать, мастерить поделки из различных материалов и т. п.;

-        ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, преодолевать сиюминутные побуждения, доводить до конца начатое дело.

Ребёнок может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, правилам безопасного поведения и личной гигиены;

-        ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких и далёких предметов и явлений, интересуется причинно-следственными связями (как? почему? зачем?), пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о предметном, природном, социальном и культурном мире, в котором он живёт. Знаком с книжной культурой, с детской литературой, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п., у ребёнка складываются предпосылки грамотности. Ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Предлагаемый проект ориентирован, как на детей с ограниченными возможностями здоровья, так и на детей с нормальным психофизическим развитием. Она будет полезна не только воспитателям коррекционных групп, но и воспитателям детей с нормальным психофизическим развитием, а также родителям.

Swot-анализ

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Миссия: «Воспитание здорового и успешного (всесторонне развитого) ребенка в специально созданных условиях группы»

Внутренняя среда

Сильные стороны

Слабые стороны

Нормативно-правовая база:

*наличие лицензии на право ведения образовательной деятельности

*наличие Устава ОУ

*наличие аттестации и аккредитации

положение о родительском комитете

договор между ОУ и родителями воспитанников

1. Отсутствие материального обеспечения для создания развивающей предметно-пространственной среды.

Педагогические кадры:

высшее образование -30 %

средне-специальное — 70 %

Высшую категорию — 50 %

Первую категорию- 50 %

Вторую категорию -0 %

Наличие специалистов — учителя-логопеды, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физической культуре, инструктор по бассейну, врач ЛФК

 

Методическая работа:

Проведение консультаций

Изучение методической литературы по данной теме

самообразование педагогов

Заинтересованность родителей

Недостаточная активность родителей

Профессиональная занятость

Материально-техническая база:

Музыкальный центр

Мультимедиа

Имеющееся оснащение развивающими и дидактическими играми

Отсутствие специального оборудования

Недостаточное количество финансов

Малая площадь групп для размещения максимального количества зон и центров развития для детей с ОВЗ

Внешняя среда

Возможности

Ограничения и риски

1. Наличие творческого потенциала педагогов ОУ

2. Возможность создания индивидуального проекта предметно — развивающей среды в группе с учетом специфики ОУ и индивидуальных особенностей детей с ДЦП.

1. Отсутствие спонсоров

2. Недостаток желания родителей участвовать в работе по оснащению групп ОУ

 

Целевые участники проекта:

-                   Дети с детским церебральным параличом и нарушениями опорно — двигательного аппарата дошкольного возраста (2–3 лет).

-                   Педагоги ОУ II младших групп.

-                   Родители (законные представители) воспитанников.

-                   Специалисты ОУ: учителя логопеды, учитель — дефектолог, педагог — психолог, музыкальный руководитель, инструктора лечебной физической культуры (ЛФК).

Основные принципы создания среды:

При создании предметно — развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

-        Принцип информативности, предусматривает разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением;

-        Принцип вариативности, определяется видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями;

-        Принцип полифункциональности предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды;

С целью полифункциональности использования пространства группового помещения, оно должно быть условно разделено на 3 части:

-        зону для спокойной деятельности;

-        зону для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства (активным движением, возведением крупных игровых построек и т. п.);

-        рабочую зону.

Разделение группового пространства на зоны вызвано тем, что нет однозначного соответствия между видом деятельности и материалом. Многие материалы полифункциональны и могут использоваться для игровой, продуктивной и исследовательской деятельности.

-        Принцип трансформируемости среды связан с её полифункциональностью — это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определённым пространством).

-        Принцип интеграции образовательных областей: материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

-        Принцип педагогической целесообразности позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка;

Работа по созданию предметно — развивающей среды:

-        Работа совместно с родителями (законными представителями) детей с ОВЗ;

-        Разработка проектов центров в соответствии со спецификой и принципами построения ПРС в соответствии с ФГОС.

-        Создание индивидуального проекта предметно — развивающей среды в группе с учетом специфики ОУ и индивидуальных особенностей детей с ДЦП.

Работа педагогов по созданию предметно — развивающей среды подразделяется на несколько позиций, а именно:

1.             Наблюдение. Учет интересов и потребностей детей с учётом возрастных особенностей и специфики работы с детьми имеющих диагноз ДЦП и недостаточная площадь групп в ОУ.

2.             Планирование. Организация центров активности и развития детей с ДЦП на принципах развития и интеграции образовательных областей.

3.             Методическая помощь и контроль, когда после изучения характерных особенностей состояния работы по данному направлению намечаются основные пути, определяем конкретное содержание и адекватные формы методической помощи.

С целью активного вовлечения родителей в процесс создания предметно — развивающей среды для детей с ОВЗ и ДЦП используются различные формы взаимодействия, наиболее яркими и эффективными из них являются:

Познавательный: семинары-практикумы, родительские собранияв нетрадиционных формах, с использованием ИКТ: круглый стол «Праздник группы», «Волшебная мастерская» и пр. В нашем учреждении организована работа родительского клуба. Заседания такого клуба проводятся 1 раз в месяц, в удобное для родителей время. Явка естественно по желанию, но, как правило, приходят почти все, а иногда даже по два человека от семьи. Повестка тоже обговаривается заранее. Таким образом, родители приходят узнать то, что им действительно важно. На заседаниях нашего клуба всегда интересно и по-домашнему уютно. Родители получают здесь консультации, участвуют в различных мастер-классах, делятся своими проблемами и получают советы.

Информационно-аналитический: анкетирование, социологические опросы, «Почтовый ящик», сайт ОУ, электронная почта и т. д.

Досуговый: совместные досуги, праздники, участие родителей в выставках и конкурсах, совместные субботники, экскурсии за пределы ДОУ, совместные проекты и т. д.

Это самая популярная как педагогами, так и родителями форма работы. Здесь наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Из опыта работы мы знаем, что родители наиболее охотно идут на контакт, выражают желание сотрудничать с детским садом именно тогда, когда речь идет непосредственно об их ребенке. В работе с родителями хорошие результаты дает организация проектной деятельности в детском саду. Как правило, любой проект, как маленький, на уровне ДОУ, так и масштабный, включает в себя блок работы с семьей. При таком комплексном подходе родители становятся самыми активными помощниками и верными соратниками педагогов в любом деле.

Наглядно-информационный: Дни открытых дверей, родительские уголки, фотовыставки, выпуск журнала ОУ, паспорт здоровья, открытые занятия, мини библиотеки, тематические дни и недели.

В сочетании выше изложенных форм работы с родителями следует отметить положительные результаты в развитии коррекционно-развивающей среды в ОУ. Родители активно включаются в работу детского сада и понимают значимость коррекционной развивающей среды нашего учреждения. Без родительской поддержки процесс воспитания и обучения, по крайней мере, был неполноценный. Поэтому особое внимание должно уделяется внедрению новых нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию индивидуальной работы с семьей и дифференцированный подход к семьям разного типа.

Специально организованная среда должна помогать в реализации основных направлений работы и захватывает каждую образовательную область:

«Физическое развитие» — привлечение родителей к созданию «Спортивного уголка в приёмной младших групп; Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Знакомство родителей с эффективными средствами закаливания через оформление стендов, индивидуальных консультаций, организацию «Семейных весёлых стартов» и т. д.

«Познавательно-речевое развитие» — среда должна способствовать интеллектуальному развитию ребенка через доступность в возможности получить необходимую информацию в играх; создание специально организованной среды для возможности ребенка проявлять речевую активность по мере своих возможностей;

«Коммуникативно –личностное развитие» — соответствие информационного поля коррекционно-развивающей среды познавательным и коммуникативным возможностям детей, проявлению своих личностных особенностей; создание благоприятных условий для совместных игр детей с ОВЗ и ДЦП.

«Художественно- эстетическое развитие» — вовлечение детей с ОДА и ДЦП в художественный мир стихов и сказок; совместная музыкально-художественная деятельность в инсценировках праздников, концертов, сказок.

Таким образом, внедрение новых федеральных государственных требований позволяет организовать предметно-развивающую среду в группе более эффективно для детей ОВЗ и ДЦП.

Создание развивающей предметно-пространственной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья в пределах интеграции образовательного процесса захватывает каждую образовательную область:

Ожидаемый результат-Создание развивающей предметно — пространственной среды, способствующий всестороннему развитию детей II младшей группы с ОВЗ.

Предполагаемые результаты:

I.                   Педагоги:

-        Заинтересованность планировать работу в тесном взаимодействии с родителями.

-        Обучение навыкам и умению ставить конкретные задачи в работе по созданию индивидуального проекта предметно — развивающей среды в группе с учетом специфики ОУ и индивидуальных особенностей детей с ДЦП.

-        Установление делового взаимодействия между педагогом и семьей, общение и взаимопонимание.

-        Повышение педагогической компетентности по реализации данного проекта

II.                Родители воспитанников:

-        Повышение заинтересованности к совместному созданию максимально комфортных условий для детей в группе с учётом возможностей каждого ребёнка.

Механизм поэтапного создания предметно-развивающей среды, соответствующей федеральным государственным общеобразовательным стандартам, в группах коррекционного ОУ.

Сроки реализации данного проекта: 2011–2012 г.г.

Этапы

Наименование этапа, цель и его содержание

Сроки исполнения

1 этап

Организационно — подготовительный

Цель: разработка проекта

Мероприятия.

1. Анализ исходного состояния проблемы

-        Оорганицация — обдумывание идеи.

-        Разработка концепции.

-        Постановка цели и задач.

2. Изучение научно — методической, психолого–педагогической литературы по проблеме.

3. Разработка проекта, в соответствии с концептуальными идеями.

4. Спланировать поэтапное планирование создания предметно–развивающей среды с учётом поставленных целей и задач.

5. Спланировать дополнительные компоненты к дизайн–проекту группы, который расширит возможность среды группы. Добавить необходимую наполняемость уголками и центрами развития.

Май 2011 г. — декабрь 2012 г.

2 этап

Практический

Цель: реализация, запланированных в проекте мероприятий.

Содержание:

1.                  Создать проект мебели, отвечающую САНПинам и гигиеническим требованиям, подобранную по общей цветовой гамме группы. Все столы подобрать с учётом роста детей. Круглая форма столов позволит обезопасить перемещение детей с нарушением ОДА и ДЦП.

2.                  Привлечь родителей к созданию развивающей среды группы.

3.                  Реализовать проект в практику.

Ноябрь 2011г. Май 2012г.

3 этап

Рефлексивно — обобщающий

Цель: анализ эффективности реализации проекта

Мероприятия:

-        Составление аналитического отчёта по реализации проекта.

-        Провести анкетирование родителей по итогам проведённого дизайн — проекта.

-        Анализ проделанной работы по созданию предметно — развивающей среды группы для детей с ОВЗ.

сентябрь 2012г. — декабрь 2012г.

 

Проект по созданию предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ.

Коррекционно-развивающая среда — это комплексный, системный, вариативный, инвариантный, пластически меняющийся механизм непрерывной психолого-педагогической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья на пути становления его социальной компетентности в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми, формировании мобильности и общественной активности.

Созданная предметно-развивающая среда позволит облегчить процесс адаптации с учётом интеграции образовательных областей и соблюдение принципов ФГОС.

Коррекционно-развивающая среда в специальных дошкольных образовательных учреждениях является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с отклонениями в развитии и имеет существенное отличие от предметно-развивающей среды дошкольных учреждений общего вида, так как она решает задачи коррекционной помощи и организации условий, соответствующих задачам для детей с ОВЗ.

На современном этапе встаёт необходимость в модернизации коррекционно-развивающей среды в соответствии с новыми требованиями в образовании с учётом особенностей детей с ОВЗ. Поэтому цель данной работы ОУ является совершенствование коррекционно- развивающей среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

Создание ПРС для детей с ОВЗ обусловлено рядом причин:

1.                  Ограниченное пространство групповых помещений, препятствующее созданию условий для целостного восприятию мира детьми с детским церебральным параличом и нарушением опорно — двигательного аппарата.

2.                  Необходимость создания ПРС для организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС.

3.                  Развитие детей с ОВЗ в условиях максимальной комфортности.

4.                  Обеспечение эффективного учебно — воспитательного и коррекционного процесса.

Гипотеза: Мы предполагаем, что весь процесс в специально созданных условиях, повысит эффективность усвоения материала детьми с ОВЗ и будет способствовать формированию всесторонне развитой личности.

Авторы проекта видят данную ПРС как единое пространство, условно разделённых, с большим количествомуголков и центров развития для детей с ОВЗ:

1.                  Коррекционно-развивающая стойка.

2.                  Развивающий комплекс с магнитной доской.

3.                  Коррекционный стол «Грибок».

4.                  Музыкально-театральный уголок, позволяет вести работу в 3 направлениях и объединяет в себе центр моторного и сенсорного развития и уголок уединения.

5.                  Зоны сюжетно-ролевых игр.

6.                  Уголок физической культуры.

Создание развивающих центров в рамках реализации проекта:

I.                   Коррекционно-развивающая стойка

Цель создания стойки: исполняет роль разделителя пространства от хозяйственного блока и несёт коррекционную полифункциональность для развития общей моторики кистей рук у детей с ОВЗ.

Позволяет реализовать основные области: «Познавательно — речевое развитие», «Художественно — эстетическое развитие», «Физическое», «Коммуникативно — личностное развитие» и образовательные направления: социализация, коммуникация, познание, здоровье, труд.

На данной стойке размещены доска для рисования мелками и ковролин для составления изображения предметов из геометрических фигур. Имеются кармашки для образцов и наборы геометрических фигур. С помощью данного комплекса мы решаем целый комплекс развивающих и коррекционных задач по развитию общей и мелкой моторики рук, закрепление цвета, формы, величины, тактильных ощущений и развитие творчества.

Подбор дидактических игр на фланелеграфе:

1.      Дидактическая игра «Подбери фигуру»

Цель: закрепить представления детей о геометрических формах, упражнять в их назывании.

Материал. Демонстрационный из фланелеграфа: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, вырезанный из картона.

Раздаточный материал: карточки с контурами 5 геометрических лото.

Содержание.

Воспитатель показывает детям фигуры, обводит каждую пальцем. Дает задание детям: «У вас на столах лежат карточки, на которых нарисованы фигуры разной формы, и такие же фигуры на подносах. Разложите все фигуры на карточки так, чтобы они спрятались». Просит детей обводить каждую фигуру, лежащую на подносе, а затем накладывает («прятать») ее на начерченную фигуру.

2.      Дидактическая игра «Три квадрата»

Цель: научить детей соотносить по величине три предмета и обозначить их отношения словами: «большой», маленький», «средний», самый большой», «самый маленький».

Материал. Три квадрата разной величины, фланелеграф; у детей по 3 квадрата, фланелеграф.

Содержание.

Воспитатель: Дети, у меня есть 3 квадрата, вот такие (показывает). Этот самый большой, этот — поменьше, а этот самый маленький (показывает каждый из них). А теперь вы покажите самые большие квадраты (дети поднимают и показывают), положите. Теперь поднимите средние. Теперь — самые маленькие.

Далее воспитатель предлагает детям построит из квадратов башни. Показывает, как это делается, — помещает на фланелеграфе снизу вверх сначала большой, потом средний, потом маленький квадрат. «Сделайте вы такую башню на своих фланелеграфах, говорит воспитатель.

3.      Дидактическая игра «Ежик»

Цель: учить соотносить предметы по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять значение слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей.

Оборудование. Картонные трафареты на фланелеграфе с изображением ежей, зонтиков четырех величин.

Ход игры. Педагог говорит, что сейчас он расскажет сказку о ежах: «В лесу жила семья ежей: папа, мама и двое ежат. Вот один раз ежи пошли гулять, и вышли в поле. Там не было ни дома, ни дерева. (Предлагает детям найти на подносах фигурки ежей и положить их перед собой. Подходит к каждому и располагает фигурки в ряд по величине). Вдруг папа еж сказал: «Посмотрите, какая большая туча. Сейчас пойдет дождь». «Побежали в лес, — предложила мама ежиха. — Спрячемся под елкой». Но тут пошел дождь, и ежи не успели спрятаться. У вас ребята есть зонтики. Помогите ежам, дайте им зонтики. Только смотрите внимательно, кому, какой зонтик подходит. (Смотрит, используют ли дети принцип сопоставления предметов по величине). «Молодцы, теперь все ежи спрятались под зонтиками. И они благодарят вас». Педагог спрашивает кого-либо, почему он дал один зонтик папе-ежу, а другой — маме-ежихе; следующего ребенка — почему маленьким ежатам дал другие зонтики. Дети отвечают, а педагог помогает им правильно сформулировать ответ.

4.      Дидактическая игра «Найди Колобка»

Цель: ознакомить детей с шестью цветами спектра и их названиями: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный. Учить рассказывать отрывок сказки, вспоминая всех персонажей и порядок их появления

Ход игры: показать ребёнку карточки с разноцветными домиками, называя цвета.

Но вот бежит лиса, она хочет съесть колобка.

Нужно поскорее спрятать колобка — закрыть в домике дверку, чтобы лиса не съела его.

Но дверки должны быть по цвету такими же, как и домики.

Оборудование: картонные карточки на фланелеграфе с разноцветными домиками, на окошке Колобок и разноцветные квадраты.

5.      Дидактическая игра «Витамины — это таблетки, которые растут на ветке».

Цель: расширять знания детей о витаминах, закрепить знания об овощах, фруктах, ягодах.

Оборудование: картонные карточки на фланелеграфе с фруктами, овощами и ягодами и карточки с изображением сада, грядки и поля.

Ход игры: распределять карточки фруктов, овощей и ягод в соответствии с местом произрастания.

II.                Развивающий комплекс с магнитной доской.

Целью данного комплекса является развитие мелкой и общей моторики в разных видах деятельности.

Позволяет реализовать основные области: «Художественно — эстетическое развитие», «Познавательно — речевое развитие». Образовательные направления: социализация, коммуникация, художественно — творчество.

Состоит из стенда для экспозиции иллюстративного материала, стеллажей для настольных и дидактических игр и упражнений, книжный уголок, а также стола для ручного труда со стеклянными планшетами. Все материалы всегда доступны детям.

1.      Игра «Дорисуй»

Цель: тренировать мелкую мускулатуру пальцев, развитие зрительных и пространственных представлений, формировать правильный захват руки.Развивать творческое воображение, речь.

Ход игры: Ребёнку воспитатель предлагает дорисовать по сюжету ёжику иголку, белке орешки, мишке ягодки.

2.      Игра «Раздуй кляксу»

Цель: тренировать мелкую мускулатуру пальцев, развитие зрительных и пространственных представлений, формировать правильный захват руки. Развивать творческое воображение, речь.

Ход игры: Воспитатель вместе с детьми раздувает кляксу из гуаши, определяют на что она похожа.

III.             Коррекционный стол «Грибок».

Целью создания коррекционного стола является коррекционным блоком для формирования тонко координированных мышц рук у детей с ДЦП. Решается множество задач в зависимости от творчества педагогов.

Позволяет реализовать основные области: «Познавательно — речевое развитие» «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое», «Коммуникативно-личностное развитие»; и образовательные направления: социализация, коммуникация, художественное творчество.

На данном столе находятся емкости для сухого и водного бассейна, а также массажные коврики для ног, который позволяет реализовывать разные методики по развитию мелкой моторики рук у детей. Сухой бассейн предназначен для расслабления спастики мышц рук и развитию тонко скоординированных движений пальцев. Игры с сухим бассейном используются нами не только для развития этой задачи, но и для решения коррекционных задач по развитию сенсорных эталонов.

IV.              Музыкально-театральный уголок.

Цель данного уголка: Объединить в себе музыкально-театральную зону и уголок уединения. Позволяет вести коррекционную работу в 3 направлениях и объединяет в себе центр моторного и сенсорного развития и уголок уединения.

Позволяет реализовать основные области: «Познавательно-речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Коммуникативно-личностное развитие». И образовательные направления: социализация, коммуникация, художественное творчество.

В нем живет «Пес-Дружок», который помогает детям овладевать тактильными ощущениям!

V.                 Детский игровой уголок — «Домашний дворик».

Цель игрового уголка: в процессе игр развивать у детей интерес к окружающему миру. Предназначен для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельных игр и игр детей рядом. Является важным реабилитационным и социально-адаптивным средством воспитания и развития детей с ОВЗ и ДЦП; через игры — упражнения с «Гусеницей» и «Подсолнухом».

Позволяет реализовать основные области: «Коммуникативно — личностное развитие», «Познавательно-речевое развитие»; и образовательные направления: социализация, коммуникация, познание.

Данный уголок предназначен для ознакомления детей с окружающим миром, развития мелкой моторики рук, на развитие тактильных ощущений и координации движений. Данные задачи реализуются через сюжетно-ролевые игры и игры-упражнения с гусеницей и с «Подсолнухом».

VI.              Зоны сюжетно-ролевых игр.

Цель зоны сюжетно-ролевых игр: освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности.

Позволяет реализовать основные области: «Коммуникативно-личностное развитие», «Познавательно-речевое развитие»; и образовательные направления: социализация, коммуникация, познавательно-речевое развитие.

В этих зонах дети могут самостоятельно переносить полученные знания в практическую деятельность. Мальчики, играя в «Автомобиль», а девочки — в «Кухню».

VII.           Уголок физической культуры.

Исходя из ограниченного пространства групповых помещений, необходимо организовать спортивный центр в приёмной комнате,

с целью реализации образовательной области «Здоровье» и одного из основных направлений «Физическое развитие», по созданию условий для физической активности детей, необходимой двигательной активности и проведения коррекционной работы с детьми с нарушением опорно-двигательного аппарата и ДЦП.

-                   Оборудование: сухой бассейн, горка, скамейки, спортивный инвентарь, коррекционное оборудование, помещенное в шкафы.

Планируется составить аналитический отчёт по реализации проекта.

Критерии эффективности реализации проекта по созданию предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ

Уровни и баллы

Предметно-развивающая среда до разработки дизайн-проекта

Предметно-развивающая среда после реализации дизайн-проекта

Высокий уровень

5 баллов

Дети: комфортно ощущают себя в любой среде.

Родители: равнодушно относятся к необходимости каких-либо изменений в группе для создания благоприятных условий детей с ОВЗ в силу своей занятости на работе.

Дети: комфортно ощущают себя в пространстве группы и имеют возможность выбора любимой деятельности.

Родители: осознают преимущества в организации развивающей среды в группе с учётом особенностей каждого ребёнка с ОВЗ.

Средний уровень

3 балла

Дети: дети не комфортно чувствуют себя в ПРС

Родители: хотели бы изменений в ПРС для создания благоприятных условий.

Дети: имеют возможность выбора любой заинтересовавшей их деятельности.

Родители: осознают преимущества в организации развивающей среды в группе

Низкий уровень

2 балла

Дети: ощущают неудобства при игре.

Родители: осознают недостатки в организации развивающей среды в группе с учётом особенностей каждого ребёнка и необходимость создания коррекционно-развивающих центров

Дети: не ощутили на себе никакой разницы в группе до реализации проекта и после.

Родители: сохраняют безучастную позицию.

 

Результаты эффективности по выявлению уровня реализации проекта по созданию предметно-развивающей среды для детей с ОВЗ2–3 лет на 2011–1012 учебный год.

 

Низкий уровень: 24- 30 баллов;

Средний уровень: 30–36 баллов;

Высокий уровень: 36 -45 баллов.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle