Библиографическое описание:

Везуина М. А. Выгоды и издержки вступления Румынии в Европейский Союз // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1005-1008.

Эта статья призвана исследовать на основе анализа некоторых выгод и издержек присоединения к Европейскому Союзу, каким же образом процесс расширения ЕС способствовал посткоммунистическому переходному периоду Румынии в последней четверти века. Анализ не является исчерпывающим, но является относительно кратким и направленным на четыре уровня — институциональный и политический, экономический, социальный, геополитический и стратегический.

Ключевые слова: Европейский Союз, европейская интеграция, Румыния, выгоды и издержки от вступления.

 

This article aims to explore, based on the analysis of some benefits and costs of joining the European Union, how does the EU enlargement process contributed to Romania's post-communist transition in the last quarter century. The analysis is not exhaustive, but is relatively short and aimed at four levels — institutional and political, economic, social, geopolitical and strategic.

Keywords: European Union, European integration, Romania, the benefits and costs of joining.

 

Революция 1989 года принесла радикальные изменения в социально-экономическую систему и политический режим Румынии, а также переориентацию ее внешней политики и альянсов.

Впервые в истории румынского перехода был достигнут национальный консенсус, пусть и в начальном состоянии, вокруг основных приоритетов европейской интеграции. Он начался со Стратегии подготовки ассоциированных стран Центральной и Восточной Европы к вступлению в Европейский Союз, разработанной специалистами Европейской комиссии и принятой представителями государств-членов в Совете Европы в Эссене 10 декабря 1994 года.

На национальном уровне, естественным результатом стало принятие Декларации из Снагова 21 июня 1995, которая представляла собой первую конкретную попытку коагуляции румынских политических сил вокруг этой идеи. [1]

Таким образом, коммунистическая и пост-коммунистическая Румыния постепенно превратилась в Европейскую Румынию путем подписания и ратификации Договора о присоединении к ЕС, проведения переговоров и заключении Договора о вступлении в ЕС [2], после чего пришлось заменить более чем 70 % национальное законодательство, чтобы соответствовать законодательству ЕС, и доведя либеральный нормативизм Европейского Союза в своих внешних действиях.

В рамках празднования 10-ой годовщины подписания Договора о вступлении Румынии в Европейский Союз, президент Клаус Йоханнис заявил, что 25 апреля 2005 является особенно важным моментом для Румынии: «Подписание Договора о вступлении пришло после трудного процесса переговоров, который ознаменовал глубокие изменения во многих сферах экономической и социальной жизни» [3].

Влияние присоединения Румынии к Европейскому Союзу 1 января 2007 года не формально, но оно структурировано в отношении всего процесса инициации, разработанного на континентальном уровне. Таким образом, принадлежность к Европейскому Союзу имеет как положительные, так и отрицательные последствия для Румынии, на институционально-политическом, экономическом, социальном, геополитическом и стратегическом уровнях.

Что касается политико-институционального плана, надо сказать о благоприятных воздействиях вступления, такие как повышение административного потенциала, реформы судебной системы и борьба с коррупцией, совершенствование системы контроля и наблюдения за внешними границами ЕС и Румынии, а также, не в последнюю очередь, на динамику политической жизни и партийную систему в Румынии. Таким образом, со вступлением в Европейский Союз, румынская административная система имела доступ к энергичной программе европейского финансирования (Оперативная программа „Административный потенциал” -POSDCA, на которую в 2007–2013 годах в целом было выделено около 169 млн. евро), а также на очень полезный механизм координации и обмена передовой практикой с административными системами государств-членов ЕС. Кроме того, та же административная система пользуется относительно хорошим присутствием и функционированием независимых регулирующих органов (например, Совет по конкуренции/ CК, Национальный Аудиовизуальный Совет/ CNA и другие) и введением структур государственной политики.

Кроме того, система правосудия и борьба с коррупцией, в том числе судебный процесс и государственный бюджет, заметно получили преимущества от введения Механизма Сотрудничества и Проверки (MCV) между Румынией и ЕС в области правосудия. Этот механизм, хотя сомнительный в свете полноправного государства-члена Союза, породил существенные последствия и увеличил реформу фундаментального гражданского и уголовного права с принятием новых гражданских и уголовных кодексов и связанных с ними процессуальных кодексов. Не менее этого, конечно, в последние годы после вступления в Европейский Союз была усилена деятельность прокуроров по борьбе с коррупцией на высоком уровне, а также деятельность Национального Антикоррупционного Директората (DNA) и Агентства Национальной Целостности.

Реальный успех был достигнут в системе контроля и наблюдения за внешними границами ЕС, связанными с Румынией, путем предоставления технической инфраструктуры, которая делает возможным присоединение Румынии к Шенгену, а также путем значительной реформы системы пограничной и таможенной полиции, в том числе, путем мер по предотвращению и борьбе с коррупцией. Наконец, присоединение к Европейскому Союзу значительно повлияло на динамику румынской политической жизни, в том числе на партийную систему. В этом смысле, очень краткая оценка парламентских выборов, европейских и президентских выборов, состоявшихся в Румынии после 2007 года, показывает постепенное исчезновение румынских экстремистских партий в Национальном и Европейском Парламенте, то есть выгодную тенденцию «скольжения» в сторону центра программ румынских партий и, не в последнюю очередь, сосредотачивает внимание на общественной повестке дня и на политических дебатах по реформированию и модернизации румынской политической системы.

С другой стороны, любой информированный и нейтральный наблюдатель в политическом и институциональном плане может заметить некоторые негативные тенденции, произошедшие в контексте вступления Румынии в ЕС. В этих рамках, невозможно не упомянуть то, что в Румынии некоторые институциональные субъекты и политические группы пытаются инструментализировать и манипулировать для собственных нужд деятельность по борьбе с коррупцией, особенно в период выборов. Также можно легко увидеть, как Румыния теряет некоторые из наиболее компетентных экспертов в администрации из-за их вербовки в европейских институтах.

Кроме того, в тесном контексте с предыдущей тенденцией можно легко заметить ограниченную способность румынской администрации использовать POSDCA [4] для повышения своей эффективности. Кроме того, присоединение с Европейскому Союзу привело к исчезновению с политической румынской сцены федеральной роли, порожденной желанием европейской интеграции.

В Румынии реформа государственного управления по-прежнему представляет собой серьезную проблему для рационализации процесса европейской интеграции. Даже перед вступлением в ЕС компетентные европейские органы обратили внимание на необходимость реформ государственного управления Румынии и следили за их проведением с большой строгостью и интересом. [5]

В этой последнией тенденции может быть отмечено, что иногда, ввиду инфантильного поведения румынского правительства, оно бывает склонно прибегнуть к помощи Европы посредством ее вмешательства. Такое бывает в случаях, когда правительство не может найти минимальный компромисс для хорошего управления государственными делами, или же в случае политических кризисов.

С экономической точки зрения, членство в ЕС включает в себя ряд преимуществ и новых обязанностей по отношению к ситуации до вступления. С точки зрения выгод cледует отметить, что участие в едином рынке помогает стране в дальнейших усилиях по увеличению нормы качества, укреплению политики в области конкуренции и государственной помощи, либерализации рынков, вызывая увеличение конкурентоспособности румынской экономики. [6]

Таким образом, до начала финансового и экономического кризиса, экономика Румынии зарегистрировала впечатляющий ежегодный рост в течение 2001–2008 гг (и, следовательно, восстановление) более чем на 4 % в год, в том числе более 8 % в 2004 и 2008, а прямые иностранные инвестиции зарегистрировали геометрический рост в периоде 2006–2009, превысив 7 млрд евро в год. В результате, в периоде 2001–2008, Румыния удалась перейти от ВВП/ на душу населения в размере 24 % от среднего по ЕС до ВВП/ на душу населения в размере 42 % от среднего по ЕС. Поэтому, Румыния удавалось последовательное восстановление вплоть до начала экономического кризиса.

Также уменьшение неравенства поддерживается легким доступом к европейскому финансовому капиталу, однако заметна тенденция остановки процесса деиндустриализации Румынии. Со другой стороны, повышение румынской конкурентоспособности в европейском контексте основывается на: тенденции изменений в структуре экономики Румынии путем увеличения третичного сектора и значительного сокращения в первичном секторе; на доступе к невозмещаемым финансовым ресурсам, выделяемых структурными фондами (в частности, Секторальная Оперативная программа по повышению конкурентоспособности экономики/ POSCCE, с выделением 2.554.000.000 евро за 2007–2013 годы); на развитии высококонкурентной отрасли в Румынии (смотрите платформу Dacia — Renault, OMV- Petrom, ИТ- компании, компании SoftWin и т. д.); на перезапуске процесса модернизации сельскохозяйственных холдингов; на медленном, но устойчивом прогрессе транспортной инфраструктуры; на ускоренном развитии IT-инфраструктуры и коммуникационного сектора, а также на интенсивном росте румынского экспорта.

Несмотря на эти очевидные экономические преимущества, в европейском контексте можно видеть менее радужные тенденции в румынской экономике, такие как: очевидный экономический спад, в том числе в банковском секторе; поддержание фрагментации румынского сельского хозяйства, в котором микрохозяйства являются доминирующими; утрата традиционных точек ЕС для румынских экспортов и закрытие многих промышленных объектов из-за неспособности выполнять чрезвычайно высокие экологические стандарты ЕС.

К тому же можно упомянуть и о других негативных экономических последствиях вступления в ЕС, такие как: ограничение способности государственных органов власти по обеспечению румынской экономической стабильности из-за конкурентной политики ЕС; неспособность властей найти решение дилеммы экономии жесткой политики; необходимость совместного финансирования проектов, реализуемых при помощи грантов, в результате которых у Румынии одно из самых слабых поглощений структурных фондов, которые должны бы обеспечить долгосрочную сходимость румынской экономики с европейской.

В социальном плане могут быть упомянуты: реальное увеличение доходов населения и его уровня жизни; значительные положительные изменения в социальной интеграции и в борьбе с дискриминацией; основные движения внутренней миграции и в европейском масштабе румынского населения. Поэтому в плане уровня жизни можно установить такие тенденции, как: реальное и постоянное совершенствование дохода, в том числе пенсий и зарплат, до начала экономического кризиса; сокращение неравенства между городскими и сельскими районами, с точки зрения уровня жизни, в контексте сельского финансирования развития путем предоставления грантов, предоставляемых в рамках Единой Сельскохозяйственной Политики. Что касается социальной интеграции и борьбы с дискриминацией, следует напомнить, что под стимулом европейского законодательства, Румыния внедрила набор стратегий, программ и проектов, касающихся наиболее уязвимых групп населения, такие как люди с ограниченными возможностями, цыгане, неполные семьи, женщины, подвергшиеся насилию, детские дома и т. д. Также стоит отметить, что проблема с включением цыган стала приоритетом на европейской политической повестке дня, а Национальный Совет по Борьбе с Дискриминацией стал одним из самых активных и уважаемых учреждений в Румынии. Наконец, невозможно игнорировать одно социальное явление, как с положительными, так и с отрицательными последствиями, а именно большое миграционное движение, которое привело к временному или постоянному перемещению более 2 млн румынских граждан в другие страны ЕС, учитывая свободное перемещение и свободный доступ к рынку труда в Европе.

Как уже упоминалось выше, в социальном плане появились очевидные издержки от вступления в Европейский Союз, такие как: потеря некоторых из наиболее активных и хорошо подготовленных профессиональных категорий на рынке труда в Румынии (в том числе «утечка умов " в более развитые страны ЕС, особенно врачей, инженеров и программистов); быстрое старение сельского румынского населения; ускоренное снижение вкладчиков на социальное обеспечение и здравоохранение в Румынии. Также, среди негативных социальных последствий процесса вступления в Союз можно заметить появление поколения детей, выросших без отцов; ослабление румынской традиционной семьи, основанной на солидарности поколений; ухудшение системы здравоохранения, в условиях острой эмиграции специалистов в Европейский Союз и потеря конкурентоспособности румынской системы образования перед более передовыми образовательными системами других государств-членов ЕС.

В геополитическом и стратегическом плане, Румыния извлекает выгоду из вступления в Европейский Союз, поскольку принадлежит безопасному, мирному и процветающему политическому и экономическому пространству, и система национальной безопасности Румынии также усилена после вступления в силу в декабре 2009 года Лиссабонского Договора, который вносит пункт о взаимной помощи между государствами-членами в случае агрессии извне Союза. Кроме того, членство в Европейском Союзе увеличило способность румынской дипломатии влиять на восточных границах, в том числе на Республику Молдова. Также усилилось влияние Румынии в рамках самого Евросоюза, благодаря весу голосования Румынии в институтах ЕС (Румынии занимает седьмую позицию из 28 государствах-членах, на долю голосования в Совете и Совете Европы). Также нельзя пренебрегать местом и ролью, которые играет Румыния в транзите и поставки энергоресурсов в Европейский Союз, учитывая ее географическое положение по отношению к источникам питания собственных энергетических ресурсов и возможностей.

В какой-то степени, вступление в ЕС произвело некоторые негативные эффекты на геополитическом и стратегическом уровнях, такие как влияние на румынскую политику, ухудшение отношений с некоторыми другими странами, повышение привлекательности для транснациональных сетей организованной преступности, заинтересованных действовать в стране, принадлежащей к ЕС.

Заключение

Несомненно, сегодня Румыния является страной, радикально изменившейся по сравнению со страной, которая в 1989 году пережила самую бурную антикоммунистическую революцию в Центральной и Восточной Европе. Румыния является государством-членом Европейского Союза, но специальным членом этой барочной политической организации. Государство, которое приняло на себя, так или иначе, «европейство» как национальный проект долгосрочного развития, через 7 лет после вступления не удается убедить своих партнеров, что является заслуживающим доверия, чтобы войти в Шенгенскую зону, и охранять внешние границы Европейского Союза.

Парадоксально, что одна европейская страна, которая удалась создать одну из крупнейших диаспор в мире, выбрала, в момент воскрешения национализма в Европейском Союзе, на должность главы в государстве гражданина Румынии, принадлежащего к национальному меньшинству. Это может быть важным показателем «европейства» Румынии и маленьким уроком, преподанным Европейскому Союзу, который забывает часто свой собственный девиз «Единство в разнообразии».

 

Литература:

 

1.         Comisia de fundamentare a Strategiei Naționale de dezvoltare economică// Din lucrările Comisiei de la Snagov — martie-iunie 1995–, Centrul de Informare și Documentare economică, Bucureşti, 2000, URL: http://www.cdep.ro/pdfs/snagov95.pdf

2.         *** Tratatul de aderarea a României la Uniunea Europeană, 25 aprilie 2005, Luxembourg, URL: http://www.mie.ro/_documente/arhiva_mie/ro/relatiile_ro_ue/tratat.htm

3.         Mesajul Președintelui României, domnul Klaus Iohannis, transmis cu ocazia a 10 ani de la semnarea Tratatului de aderare a României la Uniunea Europeană, Comunicat de presă, 25 aprilie 2015, URL: http://presidency.ro/?_RID=det&tb=date&id=15653&_PRID=ag

4.         Ministerul Administrației și Internelor, Programul Operaţional Structural Dezvoltarea Capacităţii Administrative — POSDCA, București, Aprilie 2006, URL: http://www.portal.structuralfunds.ro/PO/POS_DCA.pdf

5.         Boskovici Amanda, Administrația publică din România între europenizare și rezistență la schimbare, Revista Sfera Politicii/Alegeri și schimbare politică, Nr. 131–132, Ianuarie-Februarie2009, p.77.

6.         Enăchescu Loredana, Aspectele economice ale aderarii Romaniei la Uniunea Europeana, Revista Sfera Politicii/ Uniunea Europeană. România. Prima zi, Nr.125, 2006, p. 19.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle