Библиографическое описание:

Лысенко В. А. Результативность основных элементов экономического механизма сельскохозяйственных предприятий // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 717-720.

В статье проведен анализ результативности функционирования основных элементов экономического механизма сельскохозяйственных предприятий на макро- и мезоуровне. Определено, что эффективность функционирования экономического механизма хозяйствования сельскохозяйственных предприятий возможна только при условии, если все элементы механизма будут отлажены и действовать в непосредственной взаимосвязи.

Ключевые слова: экономический механизм, бюджетное финансирование, инвестирование, ценообразование, результативность, сельскохозяйственные предприятия.

 

Экономический механизм функционирования сельскохозяйственных предприятий в процессе исследования представлен как гармоничное сочетание действия вертикальной цепочки отдельных механизмов (макроэкономический уровень, уровень региона и внутрихозяйственный уровень). Сущность экономического механизма сельскохозяйственных предприятий на региональном уровне заключается в определении отдельных частей производственной вертикали сельского хозяйства, установлении связей между ними и достижения взаимодействия этих частей на основе рационального сочетания региональных и межрегиональных рынков продовольства, интеграции и кооперации в сельском хозяйстве, ценового и финансового механизмов, системы страхования, налогов, и бюджетной поддержки в АПК [1].

Основным элементом экономического механизма функционирования сельскохозяйственных предприятий на макро- и мезоуровне является ценообразование. Важность ценового фактора как макроэкономического элемента экономического механизма сельхозпроизводства не умаляет, а наоборот, усиливает значимость цены на макроуровне как инструмента регулирования эффективности производства субъектов хозяйствования.

В современных условиях экономического развития Украины сельское хозяйство, как и другие отрасли реального сектора экономики, испытывает недостаток оборотных средств, особенно заёмных (кредитов). Единственным источником финансирования аграрного производства остается цена, по которой реализуется продукция на рынке. Механизм формирования цены на рынках аграрной продукции является одним из самых проблемных аспектов развития и регулирования национального аграрного рынка. Поэтому эффективность ценообразования является индикатором возможностей обеспечения прибыльной деятельности сельхозпроизводителей, необходимости регулирования рыночных процессов. За последние 13 лет прослеживается тенденция роста цен реализованной продукции сельскохозяйственными предприятиями Харьковской области. Самые высокие темпы роста цен были зафиксированы в 2000 и 2007 годах, когда рост цен по сравнению с предыдущими годами составлял соответственно 52,1 % и 47,4 %. Кроме того, прослеживается нестабильная ценовая тенденция реализации растениеводческой и животноводческой продукции сельскохозяйственных предприятий Харьковской области. Наибольший скачок цен на продукцию растениеводства за последние 13 лет в области зафиксирован в 2007 году, когда цены на данный вид продукции выросли на 50 %. В этом же году цены на продукцию животноводства также выросли (на 6,7 %) по сравнению с предыдущим годом, а в 2010 году наблюдался рост цен на 29,8 % по сравнению с предыдущим годом. В 2013 году рост цен на сельскохозяйственную продукцию составил 7,4 % к предыдущему периоду [5].

Несовершенный механизм государственного регулирования агропромышленного комплекса — чрезвычайно сложная проблема в Украине и её регионах. Так, не достаточное государственное регулирование наблюдается при импорте сельскохозяйственной продукции. В большинстве случаев на импорт данная продукция реализуется по более низким ценам, чем внутренние, что ставит отечественного сельхозпроизводителя в неравные условия. Это приводит к дальнейшему давлению на него и несет угрозу дальнейшего свёртывания производства. Особенно это касается животноводства, поскольку продукция растениеводства в настоящее время более рентабельна. После вступления Украины в ВТО продукция животноводства стала неконкурентоспособной и не соответствует мировым стандартам, что ставит отечественную подотрасль в сложное экономическое положение.

Слабая финансовая поддержка агропромышленного комплекса со стороны государства — это тоже проблема общегосударственного масштаба. Вследствие нестабильной ситуации экономики Украины и сложной финансовой ситуации, значительное количество отраслей не получает должной поддержки от государства. Не исключением также является АПК и его отрасли [6].

Вместе с тем «распыление» бюджетных средств по широкому кругу направлений не позволяет использовать их эффективно и не обеспечивает необходимый экономический рост сельскохозяйственного производства в целом. Финансирование социальной сферы за годы независимости всегда происходило по «остаточному» принципу, суммы, направлялись на финансирование социальной сферы на селе, занимали почти треть от общего объема бюджетного финансирования сельскохозяйственного производства области. В рамках бюджетной программы «Финансовая поддержка создания оптовых рынков сельскохозяйственной продукции» в 2011 г., из государственного бюджета Украины было использовано 198 млн грн средств для поддержки создания четырех рынков в Донецкой, Запорожской, Киевской и Львовской областях.

На следующем этапе исследования более подробно необходимо провести анализ динамики бюджетной поддержки развития сельскохозяйственного производства в сельскохозяйственных предприятиях области (табл. 1). По результатам проведенного анализа наблюдается неоднозначная тенденция изменения величины финансовой поддержки сельскохозяйственного производства Харьковской области из государственного бюджета [5].

Таблица 1

Динамика объемов прямой государственной поддержки развития сельского хозяйства Харьковской области за 2008–2013 гг., тыс. грн.

Предоставлено средств из госбюджета

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2013г. в % к 2008г.

За счет бюджетных дотаций

112639,4

26715,1

34216,3

37697,1

24247,6

35365,4

31,4

в том числе:

финансовая поддержка развития растениеводства

40498,4

2587,1

14856,3

517,8

2130,9

9913,1

24,5

финансовая поддержка развития животноводства

40890.4

10794,6

16917,5

3637,6

20462,4

24723.3

60,5

за счет налога на добавленную стоимость

135834,4

142478,1

200839,7

268018,3

451948,5

451863,1

332,7

Всего

248473,8

169193,2

235056,0

305715,4

476196,1

487228,5

364,1

 

Сокращение бюджетного финансирования произошло почти по всем направлениям. Так, в 2013 по сравнению с 2008 г. произошло уменьшение сумм бюджетной поддержки производства продукции растениеводства на 75,5 %, а в 2011 г. по сравнению с 2008 г. эта сумма сократились почти на 98 %. Надо отметить, что в 2011г. сельскохозяйственные предприятия области получали наименьшее количество бюджетных сумм поддержки производства продукции растениеводства.

Что касается бюджетной поддержки производства продукции животноводства, то эти суммы за последние 5 лет также резко сократились. Так, в 2013 г.. их сумма по сравнению с предыдущим 2008 г. уменьшилась на 39,5 %. А если сравнить 2011 г. с 2008 г., в котором было зафиксировано их минимум, то произошло сокращение этих сумм более чем на 91 %. В последние 13 лет относительной стабильностью по поступлению бюджетных сумм отличаются такие направления финансирования развития животноводства как «Селекция в животноводстве», «Доплата за сданный молодняк скота и птицы повышенных весовых кондиций», «Финансовая поддержка развития овцеводства». Однако по последним двум направлениям финансирование в 2013 г. не поступало [5].

Стоит уделить внимание и другим направлениям бюджетного финансирования развития сельскохозяйственного производства в сельскохозяйственных предприятиях области. К таким направлениям относятся следующие бюджетные программы поддержки: «Финансовая поддержка через механизм удешевления кредитов», «Частичная (30 %) компенсация стоимости сложной сельскохозяйственной техники отечественного производства», «Удешевление стоимости страховых премий (взносов), фактически уплаченных субъектами аграрного рынка» и другие направления.

Далее проанализируем показатели ряда динамики сумм бюджетного финансирования сельскохозяйственных предприятий исследуемого региона. По результатам исследования определено, что большая часть средств финансовой поддержки в сельскохозяйственных предприятиях региона приходится на продукцию животноводства. Такая неоднозначная тенденция свидетельствует о том, что в государстве и области до сих пор не применялся системный подход к распределению средств финансовой поддержки развития сельскохозяйственного производства, не расставлены приоритеты по стимулированию развития определенных отраслей и видов продукции сельского хозяйства. Путем освоения средств бюджетного финансирования возможно решить текущие проблемы производственной деятельности сельскохозяйственных предприятий [4]. На основе вышесказанного, отметим, что современному бюджетному финансированию сельскохозяйственного производства Харьковской области присущ фрагментарный характер решения локальных проблем.

Среди основных элементов экономического механизма сельскохозяйственных предприятий на макро- и мезоуровне особое место также принадлежит кредитованию. Объективная необходимость и особая роль кредита обусловлена спецификой воспроизводственного процесса. Сезонный разрыв между вложением и поступлением средств в сфере сельского хозяйства, непрерывность процесса воспроизводства, нестабильность цен на рынке товарной сельскохозяйственной продукции, значительная потребность в оборотных средствах превращают кредит в основной источник пополнения финансовых ресурсов сельскохозяйственных предприятий. Исследование финансового обеспечения последних свидетельствует о том, что они в основном работают за счет собственных ресурсов, чего недостаточно для самофинансирования. Ограниченность собственных средств заставляет сельскохозяйственные предприятия надеяться на поддержку со стороны банков.

Исследования состояния инвестирования является одним из важнейших этапов результативности экономического механизма сельскохозяйственных предприятий, действующих на макро- и мезоуровне. Осуществлен анализ динамики сумм инвестиций в основной капитал сельскохозяйственных предприятий Харьковской области. Данные анализа свидетельствуют о стремительном увеличении инвестиционных вложений в отрасль. Относительно 2000 г. размер инвестиций в 2013 г. увеличился на 319,5 млн. грн., а по сравнению с 2010 г. сократился на 350,4 млн. грн. Также увеличился удельный вес инвестиций в основной капитал (стоимость основных средств) на 10,4 % в 2013 г. относительно 2000г. Несмотря на существенное оживление инвестиционной деятельности, объемы вложений в отрасль в 2010 г. были почти в три раза больше чем в 2011 г., что свидетельствует о глубоком инвестиционном кризисе и значительных потерях, понесенных сельским хозяйством Украины за исследуемый период.

Нынешнему состоянию развития отечественного сельского хозяйства присущи такие характеристики — отсутствие значительных инвестиций в отрасль, в первую очередь инновационной направленности, а отсюда — и отсталость технической базы и технологий; неразвитость рыночной инфраструктуры, а, следовательно, узость чисто рыночных каналов сбыта и несовершенство ценообразования на сельскохозяйственную продукцию, разрушение производственной инфраструктуры АПК, снижение до критической черты эксплуатационной надежности техники и отсутствие по многим направлениям производственного обслуживания; недостаточный уровень развития человеческого капитала на селе (совокупность природных способностей людей, приобретенные ими знания, профессиональные навыки) и невозможность в связи с этим эффективно использовать материальные факторы производства. Именно это является причиной того факта, что плодородные земли, выгодное географическое положение страны, благоприятные климатические условия, очень дешёвая рабочая сила на селе не обеспечили сельскохозяйственным товаропроизводителям ожидаемых преимуществ в достижении высокой эффективности производства и достаточно высокой конкурентоспособности большинства видов сельскохозяйственной продукции на внешнем рынке.

Итак, проведенный анализ свидетельствует о неудовлетворительном состоянии функционирования экономического механизма сельскохозяйственных предприятий Харьковской области. Об эффективности действия всего механизма можно говорить только, если все его элементы будут отлажены и действовать в непосредственной взаимосвязи.

 

Литература:

 

1.                  Амбросов В. Механизмы эффективного функционирования агроформирований / В. Амбросов, Т. Маренич // Экономика Украины. — 2006. — № 6. — С. 60–66.

2.                  Грещак М. Г. Внутренний экономический механизм предприятия: Учеб. пособие / М. Г. Грещак, А. Н. Гребешкова, А. С. Коцюба и др. // Под ред. М. Г. Грещак. — М.: Финансы, 2001. — 228 с.

3.                  Дикань В. Л. Экономический механизм предприятия / В. Л. Дикань, И.М Писаревский. Учебное пособие, Харьков: ХФУ «Транспорт Украины», 2002. — 128 с.

4.                  Кошкалда И. В. Внутренний экономический механизм предприятий: Конспект лекций / Кошкалда И. В. и др. Харьковский нац. аграрный университет им. В. В. Докучаева. — Х., 2008. — 188 с.

5.                  Официальный сайт Государственной службы статистики Украины. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.ukrstat.gov.ua.

6.                  Саблук П. Т. Экономический механизм АПК в рыночной системе хозяйствования / П. Т. Саблук // Экономика АПК. — 2007. — № 2. — С. 3–10.

7.                  Саенко Г. В. Развитие экономического механизма агропромышленного производства / Г. В. Саенко, И. М. Дмитриевская // Экономика. Менеджмент. Предпринимательство. — 2005. — № 13. — С. 45–49.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle