Библиографическое описание:

Тухтахуджаева М. У. Современные подходы к исследованию отрицания // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1446-1447.

На современном этапе развития мировых языков, в частности английского языка как международного, остаётся сложной задачей классифицировать отрицание по конкретным признакам. К современным подходам к исследованию отрицания мы относим: прагматический, когнитивный и лингвокультурологический подходы.

Отрицание в языке рассматривается, сторонниками прагматической концепции отрицания, как функциональная категория. Авторы считают, что особый речевой акт создаётся, отрицательным высказыванием, смысл которого заключено не в том, чтобы сообщить новую информацию, а в том, чтобы опровергнуть, отклонить или скорректировать ложное мнение или суждение адресата. Говорящий при общении опирается на собственные предполагаемые знания относительно точки зрения адресата, и, употребляя отрицание, он пытается повлиять на мнение собеседника. Пресуппозицию отрицательного высказывания, согласно этой концепции, составляет утвердительный коррелят адресата. Говорящий строит свою речь, исходя из коррелирующего утвердительного высказывания собеседника [2].

Заметим, что прагматическая концепция ярко отображает коммуникативную обусловленность функционирования отрицания. Условия коммуникации указывают нам, как необходимо воспринимать высказывание, — как отрицательное по смыслу или как положительное. Грамматическая форма не всегда может являться обязательно определяющей. Широко известно, что негативные грамматические формы вполне оказываются способными передавать положительные значения.

Сторонники прагматической концепции считает, что отрицание существенно более прагматически нагружено, чем утверждение, потому что опирается на предпосылку заблуждения адресата. Заблуждение требует исправления и мотивирует дальнейшие речевые действия участника коммуникации. В большинстве случаев отрицание встречается во вторых репликах диалога. Такие ответные реплики выражают несогласие, протест, опровержение, а также манифестируют субъективную негативную оценку. Главной целью использования отрицательных высказываний в речи является побуждение адресата взять обратно, пересмотреть свое мнение, предотвратить, прекратить действие с его стороны [3].

Представители когнитивного направления в языкознании были первыми кто заметил, что в языковых формах отображается визуальное и слуховое восприятие действительности человеком, а также его менталитет, выражающийся в системе ценностей, временной соотнесённости, иерархической организации мира и т. д. При восприятии речи человек использует те же механизмы, что и при восприятии музыки, звука, температуры, цвета и т. д. Семантические правила, на подобии с биологическими законами визуально-слухового аппарата, имеют скрытый характер. Мы их используем бессознательно. Когнитивный аспект изучения языковых форм позволяет постичь сущность концептуализации фактов и процессов действительности человеком [1].

Целью когнитивного лингвистического анализа является создание семантической методологии, то есть грамматику человеческого познания. Л.Талмн делает заключение, что язык состоит из двух подсистем, выполняющих дополнительные функции: 1) обеспечение концептуального содержания; 2) определение концептуальной структуры (Талми, 1999. с.92–95). Структура когнитивной репрезентации определяется грамматическими элементами, а лексические — её материалами. Итак, отрицание — континуально-дискретная сущность, концептуальная универсалия, проявляющаяся на разных языковых уровнях: лексическом, грамматическом, фонетическом. При этом между средствами выражения отрицания нет резкой грани, более того между ними есть генетическая связь. Эта связь обусловлена общим концептуальным содержанием. Вариативность, неконтруэнтность и контекстная зависимость отрицательных концептуальных структур позволяет определить характер когнитивной природы отрицания как топологический, приблизительный, а не как абсолютный и точный. Такое определение отрицания нам представляется наиболее полным, и мы ему отдаем предпочтение.

Целостность противоположности «утверждение — отрицание», основывается на оппозиции объекта, обозначенного каким-то признаком, и объекта, необозначенного этим признаком. Противоположность «утверждение — отрицание» показывает закон мыслительной экономии: человеческий мозг все время стремится к компрессии, иными словами нахождению наиболее оптимальных и экономичных способов обработки и воспроизведения информации.

На базе когнитивного подхода был разработан лингвокультурологический, в рамках которого выявляются национально-культурные особенности, в нашем случае — средств отрицания. Основные моменты этого подхода будут описаны в следующей главе.

 

Литература:

 

1.      Сусов И. П. Язык и дискурс: когнитивные и коммуникативные аспекты.// Сб. науч. трудов/Отв. ред. — Тверь., Мир лингвистики и коммуникации, 1997. — 84 с.

2.      Талми Л. Отношение грамматики к познанию // Вестник Московского университета, 1999. № 1. — 310 с.

3.      Андреева И. В. Грамматическая категория отрицания и ее стилистические потенции в современном английском языке: Автореф. дис. канд.филол.наук. — М., 1974. -33 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle