Библиографическое описание:

Олимов К. Т., Гаффаров Ф. Х., Расулов А. А. Регистрация качества эффективности учебников по специальным дисциплинам профессионального образования // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1244-1246.

В процессе разработки учебников специальных дисциплин профессионального образования важным моментом является комплексное исследование их содержания, структуры, методического решения, конструирования и оформления. Проведенные нами экспериментальные исследования показали, что изучение отдельных компонентов в системе учебника или учебного пособия способствует не только выявлению и использованию их новых педагогических возможностей, но и совершенствованию других составных частей учебника, повышения его качеств в целом.

Над учебником «Оборудования и установки швейных производств», предназначенным для обучения в профессиональных колледжах, нами проводилась проверка с целью его дальнейшего совершенствования. Одновременно изучались знания, умения и навыки учащихся обучающихся в профессиональных колледжах Бухарской области. Основная задача проверки учебника состояла в том, чтобы выяснить в какой степени они способствуют успешному решению основных образовательных и воспитательных задач, стоящих перед профессиональными образовательными учреждениями на современном этапе развития и разработать предложения по их дальнейшему совершенствованию. Для решения этой задачи необходимо было, прежде всего, определить, как новые учебники реализуют основные идеи Национальной программы подготовки кадров и современные требования методики преподавания специальных дисциплин.

В связи с этим в учебнике проверялись следующие основные направления:

1.                  Объем и содержание учебного материала.

2.                  Научность изложения учебного материала.

3.                  Доступность изложения учебного материала.

4.                  Логика раскрытия текста учебного материала: применение при изложении материала различных форм логического мышления, соотношение между практическим и теоретическим материалами.

5.                  Методика изложения учебного материала.

6.                  Раскрытие основ техники и технологии производства, связанных с учебным материалом.

7.                  Разделение учебного материала на основной и дополнительный, правильность разделения учебного материала на основной и дополнительный; использование параграфов для дополнительного чтения преподавателем и учащимся.

8.                  Содержание вопросов и практических заданий; степень их трудности; возможность оказания помощи при формировании основных понятий; при усвоении правил, законов и принципов, в развитии познавательных способностей и интересов учащихся, а также выработки у них умений и навыков.

9.                  Качество иллюстративного материала: графическое и художественное оформление учебника.

10.              Язык учебника: его выразительность, ясность, точность, сжатость и эмоциональность.

11.              Взаимосвязь с другими учебниками.

Основными методами проверки учебников по специальным дисциплинам были: теоретический анализ, преподавание специальных дисциплин в профессиональных колледжах, изучение работы преподавателей в различных регионах Бухарской области, анкетирование преподавателей и учащихся. Результаты проведенных исследований обсуждались с преподавателями, методистами, научными сотрудниками и авторами учебников и учебных пособий специальных дисциплин.

Для выполнения всей этой работы нами подготовлены следующие экспериментальные материалы:

1.                  План экспериментальной работы.

2.                  Материалы для проверки учебной программы и учебника.

3.                  Список основных понятий, правил и принципов, подлежащих проверке.

4.                  Контрольные работы для проверки знаний и умений учащихся.

5.                  Контрольные задания для проверки практических умений и навыков учащихся.

6.                  Анкеты для учителей и учащихся.

При проверке учебника в экспериментальных профессиональных колледжах преподаватели-экспериментаторы делали записи по следующим вопросам:

1.                  Содержание учебного материала, изложенного на каждом занятии, и объем практического задания.

2.                  Изменения и дополнения, вносимые в содержание учебника: изменение вопросов, задач, методов их выполнения, краткое описание дополнительного учебного материала.

3.                  Причины, побудившие вносить изменения и дополнения в учебник.

4.                  Методические приемы, обеспечивающие активизацию обучения специальных дисциплин.

Для оценки учебников систематически изучались следующие элементы знаний и умений учащихся:

1.                  Знание основного учебного материала: основных понятий, законов и принципов, правил и др.

2.                  Язык учебного предмета: владение терминологией и графическим изображением.

3.                  Умение применять полученные знания на практике.

4.                  Понимание основ техники и технологии производства, связанных с учебным материалом.

5.                  Практические умения и навыки: умения работы с оборудованием, умения производить основные измерения, сборки и наладки оборудования, выполнения технологических и технических операций, процессов, оформления и обработка результатов работ и измерений и др.

Глубина и сознательность знаний и умений учащихся исследовалась на трех уровнях: знание фактического материала, умение применять знания на практике, умение производить перенос знаний в новую ситуацию.

Прочность знаний и умений проверялась методом повторной проверки через определенное время после изучения материала. Этот метод углубленного изучения знаний и умений сочетался с массовой их проверкой при помощи системы средовых контрольных работ, целью которых было выяснить содержание, уровень и прочность знаний, практических умений и навыков учащихся. Контрольные работы состояли из вопросов, задач и практических заданий по ведущим темам курса, усвоение которых в значительной мере определяет понимание учащимися всего учебного материала. Каждая контрольная работа давалась в нескольких вариантах. Число вариантов определялось объемом проверяемого учебного материала и целью проверки. Все варианты были одинаковой трудности. Задания составлялись так, чтобы с основной его частью мог справиться каждый учащийся, а другая часть требовала бы дополнительных усилий.

Первичная обработка результатов контрольных работ выполнялась на местах и оформлялась в виде таблиц. Результаты некоторых контрольных работ обрабатывались на компьютерной технике. Для оценки учебника проводилось также анкетирование учащихся профессиональных колледжей. Оно помогло выяснить степень трудности учебника для учащихся.

На каждый вопрос в анкетах приведены варианты ответов, которые должны были выбрать учащиеся. В качестве примера приведем некоторые результаты анкетирования опроса учащихся третьих курсов об учебнике специальной дисциплины «Оборудования и установки швейных производств», который проводился в профессиональных колледжах Бухарской области. Анализ ответов на вопросы анкеты показал: 30 % учащихся считают учебник источником знаний и умений, а 70 % — рассказ и консультацию преподавателя. 28 % параграфов учебника вызывают у учащихся серьезные затруднения, только 10 % учащихся могут самостоятельно ответить на все вопросы учебника, 46 % — на половину, 54 % — на четвертую часть, только 12 % учащихся могут решить все практические задания, 52 % — половину, 36 % — четвертую часть.

Собранный материал содержал полезную и ценную информацию и дал нам возможность совершенствовать учебник «Оборудования и установки швейных производств» и подготовить совершенный вариант учебника ко второму изданию. Необходимо отметить, что такое сотрудничество было хорошо встречено преподавателями колледжей, и они проявили интерес к проводимому нами исследованию.

 

Литература:

 

1.                  Каримов И. А. Баркамолавлод –Узбекистон тараккиётининг пойдевори. Тошкент: Шарк, 1997.-11 б.

2.                  Альмуханбетов Б. А. Как мы видим современный учебник. Учебник третьего тысячелетия. Материалы III Международной научно-практической конференции. Алматы, Атамура.: 2003. –91 с.

3.                  Андреев А. А. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук: «Дидактические основы дистанционного обучения в высших учебных заведениях», МЭСИ. 2004. http:www.iet.mesi. ru/dis/oglo.htm.

4.                  Беспалько В. П., Татур Ю. Г. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. М.: Высшая школа, 1989.- 144 с.

5.                  Бейлинсон В. Г. Арсенал образования. Характеристика, подготовка, конструирования учебных изданий. М.: 1986.- 24 с.

6.                  Белов С. А., Сокин В. И. Научный подход к комплексному обеспечению процесса преподавания учебных предметов дидактическими средствами //Комплексное обеспечение процесса теоретического обеспечение дидактическими средствами//. Сб.науч. трудов. Л.: ЭНИИ ПТО, 1985.- 343 с.

7.                  Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. М.: 1982.- 192 с.

8.                  Бабанский Ю. К. Дидактические проблемы совершенствование учебных комплексов. // Проблемы школьных учебников. Вып8. М.: Просвещение. 1980.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle