Библиографическое описание:

Баженов А. Ю., Егорова М. С. Предприятие как важнейшее звено экономической деятельности // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 505-508.

В каждой отрасли экономики одним из основных звеньев является организация. Именно предприятия обеспечивают рынок различной продукцией, услугами, а также связью. Под предприятием понимается самостоятельный, организационно-обособленный, хозяйствующий субъект, с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы или оказывает услуги. Предприятие может, как производить товары, так и выполнять посреднические сделки с товарами и услугами, а также самостоятельно распоряжаться прибылью. Одной из основных фигур является предприниматель. При этом, в качестве субъекта предпринимательства может выступать как одно лицо, так и группа граждан. Одной из основных целей предприятия является удовлетворение потребностей человека и получение прибыли. Как и при создании любого другого субъекта деятельности, при создании предприятия необходимо иметь перед собой четкую картину функционирования предприятия, каким образом предприятие будет получать доходы, как будет обрабатывать или изготовлять продукцию или предоставлять услуги. Так как для создания продукции необходимы ресурсы, то встает также вопрос о том, как обеспечить предприятие необходимыми ресурсами. Напоследок, предприниматель должен обдумывать все шаги для постоянного накопления капитала. Эти и другие вопросы подробно отражаются в документе под названием «Бизнес-план предприятия». Одним из важнейших качеств предпринимателя является то, как быстро он реагирует на изменение ситуации на рынке [1]. Для этого необходимо обладать такими качествами характера как, упорство, целеустремленность и готовность к неудачам, так как на рынке производства есть конкуренция. Современное предприятие — это комплексная структура, состоящая из трех направлений: научная организация производства; научная организация труда; научная организация управления.

Для создания предприятия, предприниматель должен пройти ряд этапов: определение состава учредителей и подготовка (разработка) учредительных документов; заключение учредителями договора о создании и функционировании предприятия; утверждение устава предприятия, оформление протокола № 1; открытие временного счета в банке; регистрация предприятия; передача сведений о предприятии для включения в государственный реестр; внесение участниками предприятия своих вкладов в банк; открытие постоянного расчётного счета в банке; регистрация предприятия в налоговой инспекции; получение разрешения на изготовление круглой печати и углового штампа; изготовление круглой печати и углового штампа.

На начальном этапе создания предприятия создаются учредительные документы, такие как: устав предприятия, договор о создании и деятельности предприятия с указанием его плана и формы. Во время этого участниками оформляется протокол № 1 о назначения директора и председателя ревизионной комиссии. После этого открывается временный счет в банке, куда в течение 30 дней после регистрации предприятия, должно поступить не менее 50 % уставного капитала. Далее, оно регистрируется по месту функционирования в местных органах власти. Для этого нужны такие документы, как заявление учредителя о регистрации, устав предприятия, решение о создании предприятия, договор учредителя о создания и деятельности предприятия, свидетельство об уплате государственной пошлины.

Если приведенный порядок создания предприятия нарушен или не собраны какие-либо перечисленные документы, то заявитель имеет право обратиться в суд, который примет окончательное решение [1]. Когда регистрация завершена, то сведения о новом предприятии передаются Министерству финансов РФ, для включения в государственный реестр. Последним этапом в создании предприятия являются вклады участников (не позднее года после регистрации), открытие постоянного расчетного счета в банке, предприятие регистрируется в налоговой инспекции, получает круглую печать и угловой штамп. Только после этого предприятие начинает деятельность как юридическое лицо. Если участники решили организовать акционерное общество, то необходимо осуществить подписку на акции. Если это открытое акционерное общество, то учредители публикуют извещение о предстоящей подписке, в которой необходимо указать: предмет, сроки деятельности ОАО и его цели, а также состав учредителей, дату проведения конференции, размер фонда, вид акции и их номинальную стоимость. Те, кого заинтересовали акции данной компании, должны внести 30 % номинальной стоимости акции. Если акции распределяются поровну, то не менее 50 %. Затем проводится учредительная конференция, на которой рассматриваются такие вопросы, как создание ОАО, устав ОАО, размер уставного фонда, завершение подписки на акции; выбор руководства ОАО.

После всего, проводится регистрация созданного ОАО, и с этого момента оно может функционировать. На сегодняшний день известно значительное количество видов предприятий, в частности, шесть типов собственных предприятий: надомный бизнес; инкубаторы; блошиные рынки; предприятия, выполняющие заказы почтой; предприятия временного характера; продажа товара на вечеринках и во время демонстраций товара.

Все типы предприятий имеют ряд особенностей, в числе которых индивидуальность товара и услуг, требования к первоначальному капиталу, переменчивость предприятия. Инкубаторы обеспечивают малым предприятиям необходимую атмосферу делового окружения: оборудование, советы от специалистов и т. д. Надомный бизнес — это мелкие типовые услуги. Блошиные рынки очень распространены в России. В них учувствуют, как мелкие производители, так и оптовые торговцы. Если говорить об услугах почтой, то тут необходимым требованием является гарантированная прибыль. Также в России распространены временные торговые точки. В этих торговых точках можно приобрести необходимые вещи. Как правило, помещение для торговли арендуется на неопределённый срок. Последнее - это торговля на вечеринках, очень простой вид бизнеса, однако стоит отметить, что необходимо уметь попадать на различные приемы.

Конкуренция определяется, как правило, состоянием предприятий, выпускающих одинаковую продукцию, большую роль тут играет умение привлечь максимальное число покупателей для получения благодаря этому максимальной прибыли.

Конкуренция - это не что иное, как соревнование производителей на рынке труда и товаров в процессе привлечения как можно большего числа покупателей. Действие конкуренции основывается на законе спроса и предложения, именно она заставляет производителей и поставщиков ресурсов удовлетворять желания людей. Каждое предприятие стремится расширить свое производство на рынке труда и товаров, однако это возможно лишь при снижении цены на продукцию до уровня издержек производства. Чтобы достичь такого результата, конкуренция заставляет предприятия активизировать работу, направленную на внедрение в производство научно-технических достижений [2].

Экономист Г. Л. Азоев  привел 10 видов конкурентных преимуществ, таких как:

1.                  Конкурентное преимущество, основанное на экономических факторах (лучшее общеэкономическое состояние на рынке, правильная политика);

2.                  Конкурентные преимущества, основанные на нормативно-правовых актах;

3.                  Конкурентные преимущества структурного характера, связанные с ограниченной деятельностью поставщиков;

4.                  Конкурентные преимущества, вызванные административными методами;

5.                  Преимущества, определяемые уровнем развития структурного рынка;

6.                  Технические преимущества;

7.                  Конкурентные преимущества, определяемые хорошей информированностью;

8.                  Конкурентные преимущества, основанные на географических факторах;

9.                  Конкурентные преимущества, основанные на демографических факторах;

10.              Конкурентные преимущества не правового характера.

Противоположным понятием для конкуренции является монополия. При монополии на рынке работает только один продавец, предлагая свой товар покупателям. Поскольку лишь монополист является владельцем крайне необходимой на рынке продукции, то он и устанавливает монопольно высокую цену, хотя не все желающие смогут ее заплатить. В результате общество имеет повышенные затраты: меньше потребителей удовлетворяют свой спрос, а те, кто приобрел продукцию, заплатят за нее больше, чем могли бы. Монополист, как единственный производитель такой продукции, находится в очень выгодном положении.

В экономике под предпринимательством понимаются действия по производству товаров и услуг, а также обмен на другие товары и деньги к взаимной выгоде каждого лица, осуществляемые физическими лицами или организациями. Субъектами предпринимательства могут выступать, как отдельные частные лица, так и организации и юридические лица. К важнейшим чертам предпринимательства следует отнести следующие: самостоятельность и независимость хозяйственных субъектов, т. е. любой предприниматель свободен в выборе решений; экономическая заинтересованность, где главной целью является максимизация прибыли; хозяйственный риск и ответственность.

Перечисленные признаки очень тесно связаны между собой. Для формирования предпринимательства необходимо несколько условий: экономические, где на первом месте стоят предложения товаров и спрос на них; социальные — стремление покупателей приобретать товары, отвечающим вкусам и моде; правовые — подготовка, переподготовка и переквалификация кадров.

Обосновывая необходимость государственного регулирования предпринимательской деятельности, Ф. Котлер указывает три основные причины, в силу которых появились соответствующие законодательные акты: необходимость защитить фирмы друг от друга; необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой практики; необходимость защиты высших интересов общества от разнузданности предпринимателей [3].

В условиях перехода к рыночным отношениям, в России «разнузданность предпринимателей» проявляется нередко в очень жестких формах. В предпринимательской сфере России система законов только складывается.

При всем этом, рыночная экономика не способна регулировать все отрасли предпринимательской деятельности, а также экономические и социальные процессы каждого гражданина, поэтому о регулировании данных вопросов должно позаботиться государство. Чтобы предприятие имело успех, необходимо четко понимать, в чем заключается процесс управления, как эффективны будут для организации те или иные процессы управления, и найти самый эффективный подход в управлении. Под процессом понимается устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных разновидностей деятельности, которая по определённой технологии преобразует входы (ресурсы, рабочая сила, капитал) в выходы (услуги, товарная продукция, приращенный капитал). На рисунке 1 представлена структурная схема бизнес-процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 


Рис. 1. Структурная схема бизнес-процесса предприятия

 

Проще говоря, бизнес-процесс — это периодически повторяемая деятельность предприятия, направленная на получение прибыли. В качестве ресурса, может выступать как материальный, так и информационный объект, который лежит на входе предприятия и преобразуется уже в готовую продукцию.

Если рассматривать состояние ресурсов, то они могут: храниться; перемещаться; находиться в состоянии обработки.

Связь ресурса с готовой продукцией можно определить с помощью понятий «вход» и «выход». Если некий ресурс будет обрабатываться, в результате чего будет получена готовая продукция, то он рассматривается как «вход» с точки зрения данного процесса, а готовая продукция как «выход». С точки зрения самого процесса, ресурсы могут быть преобразуемыми, преобразованными и обеспечивающими. В этот же список можно внести ресурсы по управлению.

1.                  Преобразуемый ресурс — тот, который подвергается преобразованию в ходе выполнения процесса;

2.                  Преобразованный ресурс — тот, к которому добавлена определенная ценность при выполнении процесса;

3.                  Обеспечивающий ресурс необходим для выполнения процесса, но не преобразуется в ходе процесса;

4.                  Ресурс по управлению — необходимый для управления процессом.

Входной (преобразуемый) ресурс поступает на вход процесса. При выполнении некого процесса, ресурс приобретает ценность, становится преобразованным и поступает на вход следующего процесса — внешнему или внутреннему потребителю. В тоже время, потребитель может рассматривать преобразованный ресурс в качестве входа для своего процесса, т. е. в качестве вновь преобразуемого ресурса и т. д.

Для выполнения некого бизнес-процесса нужны и другие виды ресурсов, в частности, обеспечивающие ресурсы. К их числу можно отнести программное обеспечение, оборудование на предприятии, инфраструктуру и работников. Обеспечивающие ресурсы, в свою очередь, могут постоянно пополняться или быть постоянными на данном предприятии. Стоит отметить, что и обеспечивающие ресурсы трансформируются в ходе выполнения процесса. К примеру, сотрудники набирают опыт, изнашивается оборудование, устаревает ПО [4]. Однако все эти изменения можно рассматривать только в длительных процессах, или в определенный период, если рассматривать одноразовый процесс, то этими явлениями можно пренебречь.

Ресурсы по управлению представляют собой информацию, необходимую для управления. В тоже время, она может подразделяться на фактическую, плановую или содержащую управленческое решение. Говоря об управлении процессом, следует выделить понятие «Владелец процесса». Владелец процесса — должностное лицо, которое имеет в своем распоряжении выделенные ресурсы, управляет ходом процесса и несет ответственность за результаты и эффективность процесса.

В целом владелец процесса — это руководитель, способный как минимум: проводить мониторинг хода процесса; анализировать факторы, влияющие на процесс и приводящие к вариациям; разрабатывать предложения по улучшению процесса и организовывать их обсуждение и согласование; координировать (или управлять) внутренние проекты совершенствования процесса.

 

Литература:

 

1.         Горфинкель В. Я. Экономика предприятия. — Москва, 2007 год. — 8–15 стр.

2.         Конкуренция и предприятие [Электронный ресурс] // Бакалавр экономики. — Режим доступа: http://lib.vvsu.ru/books/Bakalavr02/page0194.asp. — Загл. с экрана (2006 г).

3.         Основные законы, регулирующие деятельность [Электронный ресурс] // Википедия экономики. — Режим доступа: http://studopedia.org/4–72563.html. — Загл. с экрана (18.11.2014).

4.         Репин В. Бизнес процессы, моделирование, внедрение и управление. — Манн 2013 года. – 6 стр.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle