Библиографическое описание:

Хомутов А. А., Шабалин Д. В. Определение экономической эффективности применения гибридных автомобилей в городском общественном пассажирском транспорте // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 830-832.

Городской общественный пассажирский транспорт (ГПТ) является одним из основных элементов городского хозяйства и обеспечивает транспортную взаимосвязь всех частей города. Система городского общественного пассажирского транспорта имеет важное социальное значение для населения и выступает как важнейшая часть городской инфраструктуры. В результате ряда исследований установлено, что в городах с населением свыше 500 тысяч человек каждый житель затрачивает на передвижение к месту работы более одного часа [1,5].

В условиях сложившегося хозяйственного механизма обновление подвижного состава ГПТ весьма проблематично, что ведет к неизбежному старению эксплуатируемого парка и, следовательно, к увеличению затрат на поддержание автобусов в работоспособном состоянии, ухудшению всех технико-экономических показателей. Все это указывает на необходимость поиска перспективных направлений совершенствования транспортных средств в ГПТ.

Городские автобусные перевозки производятся в общем потоке транспортных средств, с частыми разгонами, замедлениями и остановками. При этом двигатели автобусов более 60 % времени работают на неустановившихся режимах, характеризующихся высоким расходом топлива и большим выбросам вредных веществ. Поэтому, решение вопросов повышения экономических и экологических качеств автобусов, в направлении совершенствования силовых установок, является актуальной [1, 2, 5]. Ведущие производители автотранспортных средств, приняли концепцию создания экологически чистого автомобиля, и на первой стадии предусматривается создание гибридных автомобилей. В гибридном автомобиле (ГА) обеспечивается работа ДВС на режимах его наибольшей эффективности, в независимости от режима движения автомобиля.

Инвестиционная привлекательность создания гибридных автобусов сдерживается высокими начальными затратами в жизненном цикле гибридного автомобиля. Для продвижения проекта ГА нужны экономические методы оценки затратного и возвратного механизма финансовых вложений. Создание опытных образцов гибридных автобусов носят преимущественно поисковый инициативный характер. Создавать индустриальную базу на данном этапе, технически сложно и экономически не исследовано. Стоимость созданной продукции может быть оценена по фактическим затратам (издержкам).

Капитальные вложения реализации проекта определены в соответствии с технологическими принципами проектирования гибридной установки. Они включают традиционные затраты на проведение строительно-монтажных работ, закупку компонентов ГА и технологического оборудования, установку и его наладку. Структура и содержание статей затратного механизма не вызывают сомнения [3, 4].

Модель определения показателей экономической эффективности проекта ГА включает капитальные вложения, годовой пробег автомобиля, трудоемкость и себестоимость работ, удельные затраты и себестоимость работ с удельным расходом. Срок окупаемости капитальных затрат по существующим методикам не может быть результативным. Эффективность проекта необходимо учитывать на национальном и глобальном уровне.

Для предприятий, располагающих научным потенциалом при отсутствии материально-технической базы для создания опытных образцов и промышленных партий удобна лизинговая форма или система льготного кредитования. Суммарные инвестиционные затраты проекта гибридного автомобиля представлены зависимостью [4]:

                                                                          (1)

где: — Ко и ∆Ксу − основные и дополнительные капитальные вложения;

— Сэ и ∆Сэсу − основные и дополнительные эксплуатационные расходы, связанные со снижением ущерба, наносимого окружающей среде.

Дополнительные капитальные вложения (∆Ксу) и эксплуатационные расходы (∆Сэсу) по абсолютной величине могут быть выше для получения народнохозяйственного и экологического эффекта. Величина минимальных приведенных затрат, учитывающих текущие затраты в сфере эксплуатации транспорта, и капитальные затраты на создание эффективных транспортных коммуникаций, представлена выражением [3].

                                                                                        (2)

где: — Спз — приведенные затраты;

-        Стз − текущие эксплуатационные затраты;

-        Ен − нормативный коэффициент эффективности капиталовложений;

-        Ккз − капитальные затраты на создание ГА.

Экономическая эффективность перевода ГПТ на ГА позволяет оценить затраты на приобретение компонентов ГА, суммарные эксплуатационные затраты; экономию и затраты на топливо; срок окупаемости всех затрат от внедрения ГА; срок окупаемости затрат на переоборудование; суммарные затраты на переоборудование базовых моделей.

Экономический анализ ГА включает основное его преимущество, связанное с экологической безопасностью. Продвижение проекта ГА включает финансовые затраты на приобретение новых автомобилей, дополнительных вложений на приспособление предприятия, увеличение затрат на ТО и ТР, инвестиции на организацию зарядной станции. Экологические фонды располагают достаточными ресурсами для решения проблему ГА.

Возвратный механизм вложенных средств базируется на снижении расхода топлива и снижение текущих издержек при эксплуатации ГА. Окупаемость проекта по эти статьям займет многие годы. Получение кредитных средств на приобретение ГА в условиях низкой рентабельности проекта и кредитоспособности предприятия также проблематично.

Решение проблемы задача национального престижа. Решения проблемы за счет бюджетные средств недостаточно. Улучшение качества среды носит общечеловеческий характер. В центральной части крупных городов мегаполисов продолжительность жизни сокращается до 10 лет. Частный бизнес при аргументированной подобной ситуации будет заинтересован в нормализации экологической ситуации. Экологический аудит вложенных средств является надежным инструментом целевого расходования финансовых средств. Потребитель на индивидуальном уровне не заинтересован в приобретении ГА, существенно превышающей стоимость базового автомобиля. Государство берет на себя часть финансовых затрат в виде компенсации и предоставлении владельцу ряда дополнительных льгот. Возвратный механизм включает возврат средств путем компенсации затрат со стороны государственных органов. Превышение цены ГА не должно превышать 25 % цены базовой модификации [4].

Инвестиционная привлекательность в создание ГА при существующих методах оценки эффективности для бизнеса не представляет практического интереса. Привлеченные бюджетные средства для ГА обеспечивает перевод на экономически чистое топливо. Развитие проекта ГА требует поддержки со стороны муниципальных властей.

В систему поддержки второго этапа проекта, созданного парка ГА, должны быть включены расходы по обеспечению заказами на выполнение транспортных услуг. Городские власти должны способствовать повышению объема транспортной работы и коэффициента использования парка ГА. Важным этапом является предоставление льгот по налогам и налоговым платежам на период реализации проекта ГСУ.

Одной из форм инвестирования проекта ГСУ на данном этапе может быть система лизинга предприятий с государственной собственностью. Это позволит решить важную задачу национальной экономики путем использования технологии, машин и оборудования без значительных капитальных затрат. Лизинговая форма позволит решить многое вопросы налогообложения на государственном и муниципальном уровне.

Выводы.

Отечественные технологии автомобилестроения заметно отстают от традиционных западных технологий. Повторение западных технологий не имеет перспективы, а совершенствование традиционных технологий не приносит заметных успехов.

Применение гибридных автомобилей позволяет принципиально решить экологические и энергетические проблемы современных транспортных систем.

В мировой практике автомобилестроения широко ведутся работы по созданию эффективных гибридных автомобилей. Крупнейшие автомобильные компании мира ведут разработку электромобилей. Применение подобного электропривода позволяет принципиально решить экологические и энергетические проблемы современных транспортных систем.

В результате выполненного комплекса исследований разработаны критерии и параметры оценки эффективности гибридных автомобилей, связанные с защитой окружающей среды. ГСУ позволяет существенно снизить содержание парникового газа СО2 по сравнению с известными энергетическими установками на автомобильном транспорте.

 

Литература:

 

1.                  Васильев, И. П. Методика оценки ущерба, наносимого отработавшими газами ДВС при использовании в качестве топлива метана [Текст]: Журнал / ДВС № 2.- 2009.-С. 94–96.

2.                  Ерохов, В. И. Оценка экологической безопасности современных автотранспортных средств [Текст]: Журнал / В. И. Ерохов «Транспорт на альтернативных топливах», № 1. -2009. -С.66–70.

3.                  Карунин, А. Л. Экспериментальный многоцелевой гибридный автомобиль [Текст]: Журнал / А. Л. Карунин «Автомобильная промышленность», № 7.- 2006. -С.6–10.

4.                  Теоретические основы проектирования автомобилей нового поколения, работающих на химических топливных элементах [Текст]: Отчет о НИР МГТУ «МАМИ» / А. Л. Карунин, В. И. Ерохов — 2007 г, — 69 с.

5.                  Шабалин, Д. В. Метод повышения приемистости комбинированного дизеля с использованием инерционных накопителей энергии [Текст] / Д. В. Шабалин, Е. С. Терещенко, С. В. Рослов // «Омский научный вестник» № 2 — Омск: — 2014. — С. 136–139.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle