Библиографическое описание:

Деркач Р. К. Значимость информационных систем в деятельности современного предприятия // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 616-618.

Статья позволяет оценить значимость и сущность информационной системы в процессе функционирования предприятия различных сфер деятельности и отраслей.

Ключевые слова: информационная система, информация, хранение информационных ресурсов, обработка информационных ресурсов, информатизация, экономика, предприятие.

 

На сегодняшний день обработка экономических информационных ресурсов стала самостоятельной сферой с большим разнообразием идей и методов. Отдельные элементы процесса обработки данных достигли высокого уровня организации и взаимосвязи, что в свою очередь позволяет объединять все средства обработки информационных ресурсов, на конкретном экономическом объекте понятием «экономическая информационная система».

Детальное изучение информационных ресурсов опирается на понятия «информация» и «система».

Информация и система, по отдельности являются простыми фундаментальными категориями, которые невозможно выражать через общие понятия.

Термин информация происходит от латинского «informatio», что означает дословно осведомление, изложение. С точки зрения материалистической философии информация — это отражение реального мира с помощью сведений.

Сведение — есть форма представления информационных ресурсов в виде устной или письменной речи, изображений или графических данных и т. д. В широком смысле информация –есть общенаучное понятие, которое включает процесс обмена сведениями между людьми [1].

С ХХ века — общенаучное понятие информации заключается в следующем: отношения между людьми, человеком и механизмом, животными и растениями и т. д. На сегодняшний день распространенно понятие информации как ресурса, аналогичного материальному, трудовому или денежному. Данная точка зрения находит подтверждение в следующих взглядах.

Информация — есть новое сведение, которое позволяет улучшить процесс преобразования ресурсов. Информацию невозможно отделить от процесса информирования, исходя из этого необходимо изучить источник информационных ресурсов и самого потребителя информационных ресурсов.

Информация — есть новые сведения, которые приняты и оценены потребителем как полезные. Информацией являются сведения, расширяющие запас знаний конечного потребителя об окружающем нас мире. Наряду с информацией в информатике часто употребляется понятие Данные.

Данные могут рассматриваться как признаки или записанные наблюдения, которые по каким-то причинам не используются, а только хранятся. В том случае, если появляется возможность использовать эти данные для уменьшения неопределенности о чем-либо, данные превращаются в информацию. Поэтому информацией являются используемые данные.

На сегодняшний день российская экономика переживает период трансформации, что вызывает рост числа информационных ресурсов, которые необходимы для успешного развития предприятия. При этом объем информационных ресурсов значим и велик, большинство управленцев принимают управленческие решения, основываюсь лишь на интуицию и опыт, так как большой объем информационных ресурсов не дает выделить из него действительно необходимый и качественный информационный ресурс.

Быстрое изменение среды привело к необходимости искать пути развития в условиях информационного пространства, которое основывается на избытке информационных ресурсов, огромном числе информационных связей и информационных продуктов. Такое значение информационных ресурсов вызывает просчеты и ошибки при принятии управленческих решений, основанных на неправильно выбранных информационных данных.

В настоящее время для каждого предприятия информация имеет важное значение. Качественно и своевременность информационного обеспечения в части управленческой деятельности стало основой для успешного развития предприятия, при этом дает гарантию на долговременное конкурентное преимущество на рынке.

Таким образом, формирование и эффективное функционирование информационных систем организации стало необходимым условием для реализации стабильной работы в современной экономической обстановке. Информационные системы занимают важное место при выделении данных из громадного потока различных информационных ресурсов о среде предприятия, как внутренней, так и внешней, что помогает повышать результативности работы в целом, увеличению производительности труда сотрудник и производственных фондов.

Следует отметить, что современные тенденции привели к тому, что организациям необходимо держать ориентир на глобальное состояние рынков и перспективу их развития. Важной задачей маркетинга становится выявление перспектив рынка, с учетом которых и должна происходить реализация внутренних и внешних возможностей предприятия.

Информационная система позволяет обеспечить стабильное функционирование, снабжает управляющий персонал значимой информацией для принятия оптимальных и верных решений в соответствии с производственным циклом.

Особенно значимой для эффективного развития промышленного предприятия является маркетинговая информационная система, поскольку принятие маркетинговых решений требует точной и своевременной информационных ресурсов, приспособленной к сфере функционирования предприятия. При этом для каждого вида маркетинговой деятельности необходимо иметь специализированный банк информационных ресурсов, адаптированный для извлечения конкретных данных по поставленному вопросу.

Маркетинговая информация является полноправным экономическим ресурсом, вместе с такими средствами производства, как капитал, земля, труд и т. д. Маркетинговая информационная система чаще всего представляется как определенный комплекс приемов и методов, поддерживаемый информационной инфраструктурой, который должен удовлетворять запросам специалистов в области маркетинга [3].

Следует отметить, что большинство современных информационных систем ориентированы на поддержание работоспособности предприятия, при этом аналитическая работа и создание системных информационных источников практически не ведется, что снижает эффективность стратегического планирования и развития предприятия. Аналитическая функция информационных систем должна обеспечить координацию информационных ресурсов с организационных, методологических и идеологических позиций, поскольку представляемая информация должна определять уровень соответствия продукции предприятия требованиям рынка, должна исходить из единого информационного центра и быть целенаправленна.

Формирование информационной системы промышленного предприятия является одним из основных вопросов современного менеджмента. Особенное значение решение этого вопроса играет в сфере информационного обеспечения маркетинга [1].

Современный уровень развития маркетинговых информационных систем предполагает их трансформацию в сторону усовершенствования автоматизированных процессов работы с имеющимися базами данных. Задача развития существующих на предприятиях информационных систем в настоящее время перешла на уровень стратегических задач и имеет принципиальное значения для успешного функционирования предприятий на рынке. Это предполагает задействование значительных финансовых и интеллектуальных ресурсов с целью создания высокоэффективных информационных систем управления различными сферами производства в рамках одного предприятия.

В общем информацию для управления предприятием, возможно рассмотреть исходя из ее структуры и структуры хозяйствующего субъекта. Рассмотрим более подробно системы формирования информационных потоков на промышленном предприятии.

При этом можно согласиться с мнением Д. А. Ловцова [2], что в системе промышленного предприятия следует выделить два вида информационных ресурсов (объективную и субъективную), которые представляют собой:

-          внутреннюю структурную информацию, заключенных в структурах системы предприятия, его элементах управления, алгоритмах и программах переработки информационных ресурсов и являющуюся физической величиной (примером внутренней информационных ресурсов может служить информация об уровне запасов по отдельным видам продукции, о выработке продукции за смену и т. д.;

-          внешнюю содержательную информацию (специально осведомляющую, измерительную и управляющую, а также научно-техническую, технологическую, планово-экономическую и др.) относительно промышленного предприятия (например, поток заявок от потребителей, информация, касающаяся рыночных условий, законодательства и т. д).

Первый вид взаимосвязан с качеством информационных источников в системе организации, с внутренними технологическими эффектами, которые получают в результате применения передовых методов и средств переработки информации.

Второй вид взаимосвязан, в большей степени с внешним целевым (материальным) эффектом, который получается в самом управляемом объекте.

Изучая детально всевозможные классификации информационных потоков организации, можно выделить ряд типов информационных ресурсов.

Структурная информация — есть отраженная в знаковой форме организованность (сложность, разнообразие) материальных систем, которая представляет собой универсальную физическую величину, которая используется для описания процесса функционирования системы [2].

Структурная информация, которая содержится в самой системе и представляет собой структурно-информационный ресурс, а также является основной моделью описанием системы как информационной.

Содержательная информация — есть совокупность определенной информации о конкретном материальном объекте как о системе или процессе, которая содержится в информационных системах (базах данных предприятия), воспринимаемая получателем и используемая им для выработки и принятия решений.

Взаимодействие и взаимовлияние различных видов информационных ресурсов происходит в самой системе управления организацией следующим образом: на вход поступает информация (контрольная или сигнальная), в самой системе происходит хранение, которое используется при переработке поступающей информации, которая в свою очередь объединяет структурную и содержательную информацию и системы организации в целом; на выходе системы формируется уже преобразованная информация, или информация для принятия решений, которая после реализации исполнительным органом системы становится управляющей.

При этом само многообразие структур обуславливает также многообразие и многогранность типов информационных потоков на российских предприятиях, что, в свою очередь, создает характерную для российских предприятий неформальность информационного обмена и управления: в отличии от присущей предприятиям развитых стран высокой формализацией информационных потоков на российских предприятиях формализация основных потоков будет неэффективна в силу множества отличительных особенностей [3].

 

Литература:

 

1.        Роль информационных систем в процессе маркетинга промышленного предприятия. Электронный ресурс, режим доступа: http://sovman.ru/all-numbers/archive-2013/august2013/item/193-role-of-information-systems-in-the-course-of-marketing-of-the-industrial-enterprise.html

2.        Информационные системы в экономике / под ред. Г. А. Титоренко. — М.:Юнити-Дана, 2012. — 463 с.

3.        Роль и место информационных систем в экономике Электронный ресурс, режим доступа: http://www.zloysoft.ru/node/71

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle