Библиографическое описание:

Лариков А. А., Елизарова И. С. Организация долгосрочных проектов в школе как средство реализации федеральных государственных стандартов основного общего образования // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. — С. 39-42.

Проектная методика в России начала 21 века переживает своеобразный ренессанс. Наработано большое количество методик, пособий, технологических карт проектов. На современном этапе разработкой проектов занимаются Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.В. Зуйкова.

Проект – это ограниченное во времени предприятие (мероприятие), направленное на создание уникальных продуктов и услуг или получение принципиально новых результатов. К числу важнейших отличий проектов от других видов деятельности относится ограниченность во времени, уникальность, необходимость заранее координировать многоплановые действия [1].

Особенностью школьных проектов, является реализация таких педагогических принципов, как самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных, индивидуальных особенностей детей, деятельностный подход, актуализация субъективной позиции ребенка в педагогическом процессе, взаимосвязи педагогического процесса с окружающей средой (М. Крупенина).

Актуальным становится реализация проектов и в связи с ведением федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования в практику школ с 1 сентября 2015 года.

Проектная деятельность в школе имеет разные классификации в зависимости от продолжительности, количества участников, доминирующей деятельности, по характеру контактов, по предметным связям и т.д. Наиболее сложными в организации являются долгосрочные проекты. Краткосрочные проекты, редко выходящие за пределы одной четверти, достаточно хорошо проработаны во многих школах. По долгосрочным проектам методической информации значительно меньше. Невысокая распространённость объясняется следующими причинами:

1.      Повышенные требования к планированию. Если проект на 2-3 урока имеющие опыт проектной работы старшеклассники в состоянии спланировать сами, то без опытного куратора в долгосрочных проектах не обойтись.

2.      Повышенные требования к мотивации. Поскольку временной разрыв между получением конечного продукта и инициацией проекта значительный, участники могут потерять интерес к проекту. Для этого необходимо при планировании учитывать получение промежуточных продуктов.

3.      Упор на проблематику. Конечный продукт на этапе инициации не должен явно прослеживаться, но должна быть явно сформирована гипотеза на основе имеющихся проблем и анализа условий, которая и приведет к решению, по средствам получения продукта. Гипотеза, в данном случае – рациональный инструмент для инновационного решения в условиях дефицита информации [2].

4.      Проработанные межпредметные связи. Монопредметный проект продолжительностью в учебный год вряд ли имеет высокую педагогическую целесообразность, поэтому скорее всего он будет межпредметный. И здесь важно с одной стороны, не перегрузить лишними деталями каждую предметную область, дав участникам лишь тот материал который им необходим для продвижения к конечному результату, а с другой постараться не увести в стороны от намеченной гипотезы, насыщая проект разными подробностями.

5.      Масштабность и затратность. Очень может случиться что долгосрочный проект выйдет за рамки класса, инициативной группы, и станет внутришкольным или региональным, и т.п. в этом случае стоит сразу подумать о фандрайзинге или привлечении средств, на его осуществление. В отечественной педагогике о деньгах говорить с учениками это моветон, но зачастую легкий этический дискомфорт лучше чем недосказанность, поэтому если на этапе планирования этот вопрос возникнет, куратору лучше сразу оговорить этот момент с администрацией.

6.      Заинтересованность. Долгосрочный проект очень сложно навязать сверху. Участники должны действительно решать проблемы, которые их волнуют, которые им интересны и близки.

В начале 2014-2015 учебного года, на одном из первых круглых столов, организованных для встреч представителей школьного ученического совета, педагогического состава и администрации школы, учениками был поднят ряд проблем «школьной жизни». В числе названных присутствовало и недостаточная информационная освещенность событий школьной жизни. Эта проблематика стала отправной точкой начала работы над долгосрочным проектом «Школьные СМИ».

Последующая проработка кураторами, от педагогического коллектива, этих вопросов позволила сформировать гипотезу: «Организация работы школьных СМИ повысит качество, массовость школьных мероприятий, повысит мотивацию и активность участников образовательного процесса».

Новые информационные технологии должны стать для современной молодежи инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр, общения в социальных сетях «Одноклассники» или «Вконтакте», где можно зависать до поздней ночи, источником «скачивания» тем для рефератов из Интернета.

В производстве, управлении, образовании нашли широкое применение компьютерные технологии, системы, позволяющие оптимально использовать и перерабатывать все увеличивающийся поток разнообразной информации. Не секрет, что от грамотного использования научно-технической информации в немалой степени будет зависеть успех социально-технических преобразований. Этот успех в значительной степени будет зависеть от того, насколько нам удастся сформировать информационную культуру личности.

Каковы пути и направления формирования информационной культуры личности школьника? Это, прежде всего, овладение системой получения и обработки информации с использованием информационных технологий, значительное повышение своего личного коммуникативного потенциала в результате использования новых информационных технологий. Перед школьником как субъектом коммуникативной деятельности, овладевающим информационной культурой, ставятся следующие цели: научиться читать, писать, слушать и говорить. Достижение этой цели приводит, с нашей точки зрения, к овладению культурой чтения, культурой письма, культурой слушания, культурой речи. В совокупности эти четыре компонента составляют коммуникативную основу информационной культуры личности.

Владение коммуникацией обеспечивает социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся в потоке информации, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Рассматривая учение как информационный процесс, мы вправе говорить о необходимости целенаправленного развития способности учеников к работе с разными источниками и разными видами предоставления информации.

Концепция школы «Традиции и современность» подразумевает возможность интегрировать в свое пространство любой способ доставки информации для конечной аудитории, на коком бы не остановили свой научно-обоснованный выбор участники проекта. Учебно-педагогическая база также способно помочь детям в реализации долгосрочного проекта, в школе функционирует кружок «Веб-дизайна», кружок фотографии, специалисты структурного подразделения имеют хорошо налаженные связи с образовательными учреждениями района и города осуществляющими подготовку будущих работников СМИ.

Резюмируя вышеизложенное, кураторы долгосрочного проекта «Школьные СМИ» определили следующие цель и задачи проекта.

 Цель проекта: организация комбинированной формы школьных СМИ.

 Задачи проекта:

  • Информационная – обеспечение полноты, достоверности и своевременности актуальной для аудитории школы информации;
  • Обучающая – знакомство учащихся с основными жанрами публицистики, историей журналистики, телевизионного творчества.
  • Развивающая – развитие умение создавать публицистические тексты, теле-радиопередачи разных жанров; формирование у учащихся навыков редактирования; совершенствование умение добиваться успешной коммуникации с представителями разных возрастных групп;
  • Воспитывающая – формирование у учащихся активной жизненной позиции; приобщение учащихся к работе в команде;
  • Профориентация – знакомство учащихся с особенностями работы редакции газеты, теле, радио редакции, ориентация учащихся на журналистскую специальность.

В рамках реализации проекта выделяем значимость конкретного долгосрочного проекта «Школьные СМИ» на уровне школы и социума: организация социально-значимой общественной деятельности школьников, способствующей приобретению участниками проекта навыков социального поведения и применению их в повседневной жизни, сплочению коллектива учащихся, их саморазвитию и самовыражению; значимость детской инициативы по решению конкретной социальной проблемы; осуществление комплексного подхода к воспитанию гражданственности, патриотизма, информационной культуры; объединение в совместной творческой и полезной деятельности не только обучающихся школы, рождению общих интересов и увлечений; приобщение учащихся к разнообразным проблемам, как важной составляющей активной жизненной позиции подрастающего поколения, повышение самостоятельности и активности школьников в процессе реализации конкретного социально значимого дела.

Долгосрочный проект «Школьные СМИ» является одним из средств достижения результатов федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования:

·         повышение ИКТ компетентности учащихся в процессе освоения новых компьютерных программ, необходимых в издательском деле, способность грамотно использовать в своей деятельности современные средства ИКТ (умение работать на ПК, знание основ офисных информационных технологий, умение использовать компьютерные сети);

·         развитие умений учащихся работать с различными источниками информации и навыков работы с различными компьютерными программами;

·         развитие инициативы и творчества школьников ;

·         решение задач в области гражданского, патриотического воспитания молодежи;

активизация социальной активности учащихся;

·         развитие сотруднических отношений: ученики – учителя – общественность;

объединение талантливых, инициативных учащихся в единую команду независимо от возраста

Таким образом, реализация долгосрочного проекта «Школьные СМИ» позволяет обучающимся получить личностный опыт и освоить виды деятельности, необходимые им в будущем. Следовательно, главный результат долгосрочной проектной деятельности — накопление детьми и подростками поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Ребята учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.

 

Литература:

1.      Ивасенко А.С., Никонова Я.И., Каркавин М.В. Управление проектами: учебное пособие. – Ростов/Дону: Феникс, 2009. - 330 с.

2.      J.Magretta. Why Business Models Matter. Harvard Business Review, May 2002

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle