Библиографическое описание:

Калининская Е. В. Интернет-технологии: проблемы и подходы к их решению // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. — С. 35-37.

Появление и развитие компьютерной техники во второй половине 20-го века стали важнейшим фактором научно-технического прогресса. Приблизительно в течение 30-ти лет компьютерная техника использовалась сравнительно небольшим числом людей. В середине 70-х годов появление и распространение персональных компьютеров привело к тому, что компьютеры стали использоваться не только в науке и производстве, но и в сфере образования, сфере обслуживания, в быту.

Персональные компьютеры вошли в наш дом как один из видов бытовой техники. С распространением компьютеров возникает понятие «компьютерная грамотность». Это необходимый уровень знаний, позволяющий использовать персональный компьютер для общественных и личных целей.

Появление глобальной сети Интернет привело к тому, что персональный компьютер стал «окном» в огромный мир информации. Появились такие понятия как «мировоеинформационное пространство», «киберпространство».

С появлением Интернет важным элементом компьютерной грамотности стало умение его использовать. Появилось более широкое понятие – информационная культура. Все более необходимым становится умение использовать компьютер для общения с другими людьми, для обучения поиска необходимой информации, коммерческой деятельности и многого другого.

В настоящее время в мире насчитывается 3 миллиарда пользователей Интернета

Почти половина интернет-пользователей проживает в странах Азиатско-Тихоокеанского региона. На июнь 2014 года количество интернет-пользователей в Китае составило 632 млн. человек, в том числе количество пользователей мобильного интернета - 527 млн. человек. До 2007 в Европе по количеству интернет-пользователей лидировала Германия. Но уже в 2012 году Россия вышла на первое место в Европе и на шестое в мире.

Чем же так привлекателен Интернет для населения? Он имеет очень большое количество возможностей, которые в наше время широко используются: электронная почта, обучение, заработок в Интернете, поиск и получение информации, возможность совершать покупки, общение через социальные сети, развлечение.

По отчету Минкомсвязи России, по итогам 2014 г. Интернетом пользуется 62% населения страны или 68 млн. человек, из них 56 млн. пользуются сетью ежедневно.

Доля пользователей, которые выходят в глобальную Сеть каждый день или несколько раз в неделю, составляет 70-80%. Результаты опросов не учитывают самую юную часть российской Интернет-аудитории. По данным Левада-Центр [1], за март 2014 возраст пользователей – 18-24 года – 96%; 25-39 лет – 93%; 40-54 года – 69%; 55 лет и старше – 27%.

Таким образом, Интернет становится частью жизни человека с самого раннего возраста. Зависимость интенсивности использования Интернета от возраста респондентов отмечается во многих исследованиях: чем ниже возраст опрошенных, тем сильнее они вовлечены в интернет-коммуникацию. Таким образом, дети в Интернете – это факт, от него никуда не денешься. Общество перешло к постоянному диалогу, непрерывному общению. Это решительный переход к коллективному разуму, или ноосфере. Дети первыми шагнули в такое новое состояние общества.

Привлекательность Интернета для подростков обусловлена, в первую очередь, практическими неограниченными возможностями общения, приобретения новых знакомств, которые предоставляет всемирная паутина (социальные сети, электронная почта, чаты, ICQ и т.п.). Изобретение веб-камер, другой компьютерной гарнитуры еще более расширило эти возможности. Интернет также позволяет искать готовые рефераты, курсовые и даже дипломные работы по любой теме, предоставляет различные способы заработка, развлечений (онлайн-игры, кинофильмы). Кроме того, всемирная паутина позволяет, сидя в кресле перед монитором, совершить кругосветное путешествие, посещать известнейшие музеи, соборы, картинные галереи мира. Иными словами, можно практически проживать целую жизнь в режиме он-лайн.

Среди опасностей, которые влечет длительное пребывание детей и подростков за компьютером негативное влияние на зрение; электромагнитное излучение; нарушение осанки из-за долгого пребывания в сидячем положении; синдром запястного канала; контакт с пылью и грязью, скапливающихся на клавиатуре, «мышке», других устройствах и как следствие появление аллергических заболеваний и кишечных инфекций; воздействие на неокрепшую психику и ум ребенка [2].

Социальные сети и онлайн-игры — далеко не единственное, чем интересуются юные Интернет-пользователи. Среди интересов подростков фигурируют также порнография, нелегальное ПО, наркотики, нецензурная лексика, оружие, азартные игры, платежные системы. Стоит отметить, что в России выше, чем во многих странах, процент посещаемости сайтов категории «Оружие» и «Нецензурная лексика» — только у нас эти категории оказались в первой тройке рейтинга [3].

В Сети ребенок не менее уязвим, чем в реальном мире. К числу основных информационных угроз, представляющие опасность для детей и подростков относятся просмотр сайтов для взрослых; кибер-террор (кибербуллинг) или «троллинг»; кибермошенничество; распространение в открытом доступе персональных данных несовершеннолетних.

Кроме того, опасность представляют противоправные контенты, включающие детскую порнографию; пропаганду и сбыт наркотиков; призывы к совершению самоубийства; вредоносное программное обеспечение; фишинг.

Поэтому очень важно не только самим знать правила поведения в виртуальном мире, но и рассказать о них детям.

Говоря о количестве времени, проведенном детьми за компьютером, нельзя не сказать об игровой компьютерной зависимости. Современные дети, выбирая между традиционными и компьютерными играми, все большее предпочтение отдают последним. В последние годы проблема компьютерной зависимости среди несовершеннолетних стала одной из актуальных.

Взаимодействуя с компьютером, играя в компьютерные игры, ребёнок пытается, как правило, удовлетворить свои потребности. Поэтому причины возникновения постепенной тяги к взаимодействую с компьютером, а не с людьми, достаточно разнообразны. Вот несколько признаков игровой зависимости [4]:

·         ребенок теряет интерес к другим занятиям;

·         все свое свободное время ребёнок стремится провести за компьютером;

·         общение с другими детьми начинает сводиться только к компьютерным играм; в остальном становится все более поверхностным;

·         происходит постепенная утрата контакта с родителями;

·         формально отвечает на вопросы, избегает доверительных разговоров;

·         ребенок скрывает, сколько на самом деле времени провёл за компьютером;

·         на любые ограничения, связанные с компьютером, ТВ, планшетом или телефоном реагирует нервно, сильно переживает, злится, грубит, может плакать;

·         теряет контроль над временем, проведенным экраном;

·         ребёнок уже с утра начинает просить мультики или компьютер.

Компьютерная зависимость свойственна детям, в семье которых нарушены детско-родительские отношения. Это выражается в недостатке общения, отсутствии тесных эмоциональных связей и взаимопонимания между ребёнком и родителем.

Компьютерной зависимости также подвластны дети, у которых отсутствуют серьёзные увлечения, преобладает игровая мотивация над учебной, характерны такие личностные особенности, как лень, пассивность.

Также одной из причин желания детей играть в компьютерные игры являются нарушения в межличностной сфере, в особенности в школьном коллективе. Часто такому влиянию поддаются дети с заниженной самооценкой, неуверенные в себе, замкнутые, испытывающие трудности при взаимодействии со сверстниками и взрослыми. То есть, компьютер служит для таких детей способом защиты от недоброжелательной, некомфортной ситуации в классе. Дети не стремятся разрешать конфликтные ситуации, а избегают их, реализуя себя в компьютерных играх [5].

О вреде и пользе компьютерных игр пока невозможно дать однозначных ответов. Существуют и полезные компьютерные игры, играя в которые ребенок расширяет свой кругозор, развивает интеллект, а может быть и подсознательно изучает содержание школьной программы (учит иностранный язык).

Очевидно одно: все хорошо в меру и каждый человек должен нести ответственность за свою жизнь и знать, что для него вредно и гибельно, а что идет на пользу.

Основные правила поведения в виртуальном мире, которые должны донести до школьников родители и учителя [6]:

·         прежде чем начать дружить с кем-то в Интернете, спросите у родителей как безопасно общаться;

·         не желательно размещать персональную информацию (номер мобильного телефона, адрес электронной почты, домашний адрес, личные фотографии) в Интернете;

·         используйте веб-камеру только при общении с друзьями. Проследите, чтобы посторонние люди не имели возможности видеть ваш разговор, т.к. он может быть записан;

·         нежелательные письма от незнакомых людей называются «Спам». Не отвечайте на них – в противном случае отправитель будет знать, что вы пользуетесь своим электронным почтовым ящиком и продолжать посылать вам спам;

·         если вам пришло сообщение с незнакомого адреса, его лучше не открывать – оно может содержать вирусы или фото/видео с «агрессивным» содержанием;

·         общаясь в Интернете, будьте дружелюбны с другими. Не пишите грубых слов, читать грубости так же неприятно, как и слышать. Вы можете нечаянно обидеть человека;

·         если вам приходят письма с неприятным и оскорбляющим вас содержанием, если кто-то ведет себя в вашем отношении неподобающим образом, сообщите об этом; никогда не поздно рассказать взрослым, если вас кто-то обидел;

·         если рядом с вами нет родственников, не встречайтесь в реальной жизни с людьми, с которыми вы познакомились в Интернете. Если ваш виртуальный друг действительно тот, за кого он себя выдает, он нормально отнесется к вашей заботе о собственной безопасности;

·         не добавляйте незнакомых людей в свой контакт лист – помните, что виртуальные знакомые могут быть не теми, за кого себя выдают;

Родителям следует рекомендовать:

·         быть в курсе того, чем занимаются ваши дети в Интернете. Попросите их научить Вас пользоваться различными приложениями, которыми вы не пользовались ранее;

·         помочь ребенку понять, что некоторые люди в Интернете могут говорить не правду и быть не теми, за кого себя выдают. Дети никогда не должны встречаться с сетевыми друзьями в реальной жизни самостоятельно без взрослых;

·         постоянно общаться со своими детьми. Никогда не поздно рассказать ребенку, как правильно поступать и реагировать на действия других людей в Интернете;

·         научить своих детей как реагировать, в случае, если их кто-то обидел или они получили или натолкнулись на агрессивный контент в Интернете, так же расскажите куда в подобном случае они могут обратится;

·          убедиться, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства фильтрации.

Чтобы сделать Интернет безопасным для детей можно рекомендовать следующие Интернет-фильтры:

·         Мегафон представляет бесплатный Интернет для дошкольников и младших школьников [7];

·         Интернет Цензор – бесплатный интернет-фильтр, предназначенный для блокировки потенциально опасных для здоровья и психики подростка сайтов [8];

·         можно воспользоваться аналогичным бесплатным фильтром от Лиги безопасного Интернета [9];

·         платный интернет-фильтр Netpolice [10].

Такие фильтры блокируют доступ на сайты с опасным контентом, при этом сайты с полезной познавательной и обучающей информацией остаются свободно доступными. Подобные фильтры в обязательном порядке установлены на всех компьютерах в школах. Таким образом, взрослые не должны оставлять без внимания жизнь ребенка в Интернете!

Родителям очень важно понимать, что реальную постоянную защиту детей от "обратной стороны" Интернета могут обеспечить только они. И поскольку лишь немногие мамы и папы могут постоянно находиться около ребенка, когда тот сидит за компьютером, то "Родительский контроль" [11] позволяет: настроить список недопустимых сайтов; ограничить время, проводимое в Интернете; поставить фильтрации переписки по запрещенным словам; запретить разглашение адреса, телефона и других личных данных.

 

Использованные источники:

1.      www.levada.ru

2.      http://comp-doctor.ru/

3.      http://blog.kaspersky.ru/simple-rules-kids-social/4137/

4.      http://ipsyholog.ru/osnovnye-priznaki-kompyuternoj-zavisimosti-u-rebyonka/

5.      http://www.82chg.ru/psyholog/psyholog_36.html

6.      http://www.friendlyrunet.ru/safety/

7.      http://deti.megafon.ru/

8.      http://www.icensor.ru/

9.      http://www.ligainternet.ru/proxy

10.  http://netpolice.ru/filters/pro/

11.  http://securelist.ru/analysis/obzor/20171/deti-v-seti-formula-bezopasnosti/

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle