Библиографическое описание:

Осипова Е. С. Песня как методическое средство в обучении английскому языку // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. — С. 28-30.

Работа с песенным материалом на уроках иностранного языка включена во многие учебные пособия, однако, довольно часто недооценивается, или игнорируется преподавателями. В данной статье песня рассматривается как многогранное, полифункциональное методическое средство в обучении английскому языку. Автор описывает обучающую, образовательную и развивающую функцию песни как учебного материала и приходит к выводу, что методически грамотно организованная работа с песенным материалом будет способствовать совершенствованию ритмико-интонационных навыков, активизации грамматических явлений, расширению словарного запаса, формированию страноведческой компетенции, повышению мотивации к обучению.

Ключевые слова: песня, страноведческая компетенция, произносительные навыки, лексические навыки, грамматические навыки, мотивация, обучающая, образовательная, развивающая функции.

Work with the song material on the lessons of a foreign language is included in many textbooks, however, quite often underestimated or ignored by teachers. In this article, the song is seen as multi-faceted, multi-methodological tool in the study of the English language. The author describes the training, educational and developmental function of the song as the training material and comes to the conclusion that methodically competently organized work with song material will contribute to the improvement of the rhythmical intonation skills, enhance grammatical phenomena, the vocabulary, the formation of cross-cultural competence and motivation to learn.

Keywords: song, cross-cultural competence, phonic skills, vocabulary skills, grammar skills, motivation, the training, educational and developmental function

 

Обучение иностранному языку трудно представить без такого вида деятельности как работа с песней. Ведь именно песни современных английских или американских групп представляют особый интерес для многих учащихся. Но, к сожалению, работа с песней часто сводиться лишь к чтению слов песни, их переводу, прослушиванию и к совместному исполнению песни под фонограмму. Этим ограничиваться не стоит.

Песня – ценнейший учебный материал, полифункциональное методическое средство. Песня в качестве учебного материала при обучении иностранному языку реализует обучающую, образовательную и развивающую функции.

В начале, рассмотрим обучающую функцию работы с песней. Так, к жанру песни можно обратиться для отработки звуковой стороны речи. Вместо отдельных слов и словосочетаний, содержащих тот или иной звук, детям можно предложить специально отобранные куплеты или строчки из песен для совершенствования слухо-произносительных навыков. Например такие, как “Hickory, dickory, dock”, “Rub — a — dub — dub”, где повторяется один и тот же гласный звук в сочетании с разными согласными. Звук детьми прекрасно отрабатывается и запоминается. Помимо формирования произносительных навыков очень важна правильно поставленная интонация. Учащиеся легче воспринимают интонационный строй английских предложений, слушая и воспроизводя интонации стихов и песен, таких как “Why do you cry Willy?”, “Simple Simon”, “Little Jack Horner” и многих других. В них восклицательные, утвердительные и различные виды вопросительных интонационных конструкций сочетаются в доступном и близком детям контексте. Ритмичная музыка песен помогает быстрейшему усвоению этих аутентичных произведений, а вместе с ними и правильной интонации, которая воспринимается в дальнейшем как естественная при воспроизведении английской речи. [2]

Разучивание английские песни можно пояснить и правила чтения — особенно на начальном этапе, когда идет развитии техники чтения. Так, 3-ий тип слога (гласная + r) можно ввести через песню Битлз “Girl”. Учащиеся с большим увлечением работают над произношением, повторяя звуки, если эти звуки представлены в песнях.

Коммуникативная методика, которая занимает ведущее место на современном этапе, предполагает обучение грамматике на функциональной и интерактивной основе, поэтому песню можно широко использовать для активизации грамматических конструкций. В песнях можно встретить все грамматические явления английского языка: множественное число существительных, числительные, предлоги, наречия, модальные глаголы, степени сравнения, притяжательный падеж, виды времен. Так, например, популярную американскую песню Стивена Фостера “Oh, Susanna” можно использовать для иллюстрации Future Simple “I soon will be in New Orleans, and then I’ll look round”, условных предложений “If I do not find her, then I’ll surely die”, Present Perfect “ I’ve come from Alabamn…”, конструкции “I’m going to” “I’m going to Louisiana…”, сложного дополнения (Complex Object) “I saw Susanna come down the hill” и т. д. Конечно, нельзя построить обучение грамматике полностью на материале песен, но целесообразно их использовать для иллюстрации грамматических явлений на этапе презентации новой грамматики и в ходе тренировочных упражнений.

Лексико-грамматическая насыщенность песен позволяет использовать их и для обогащения словарного запаса учащихся. При изучении отдельных лексических тем они служат иллюстративным материалом, поэтому можно подобрать целую серию песен для формирования продуктивных лексических навыков на многие темы, включенные в школьную программу. Например, тема “Appearance” — шотландская лирическая песня “Annie Laurie”, тема “Animals” — традиционная английская песня “Old MacDonald had a farm”, тема “Birds” — английская народная песня “Ilkley Moor”, тема “Home” — американская ковбойская песня “Home on the range”, тема “Friendship” — традиционная шотландская песня “Auld Lang Syne”, тема “Colours” — “Love theme” из к/ф «Крестный отец», тема “Christmas, Winter” — американская песня “Jingle Bells”, тема “Numerals” — английская песня “Old John Braddleum”, тема “Nature” — “ This land is your land”, тема “ Job” — песня американских рабочих ХIХ в “Drill, ye tarriers, drill” и т. д.

В песнях часто встречаются имена собственные и реалии стран изучаемого языка, что способствует реализации образовательной функции в процессе обучения и формированию социокультурной компетенции обучаемых. Так, например, существует множество песен, отражающих проблемы общества. Проблема насаждения американской культуры отражена в песне группы “Ред Хот Чили Пеперз” “Калифорникация”. Слова “Понятно, Голливуд проводит калифорникацию” свидетельствуют о политике культурного центра Америки навязать, продать свою культуру в другие страны. Данная проблема затронула и нашу страну. На основе этой песни можно обратить внимание учащихся на существующую проблему, обсудить ее. В песне “Taxman”, “Beatles”, выражается точка зрения на налоговую политику Великобритании (1960-е года XX-го века). Это ироническая песня, в ней встречаются такие слова: “Вы водите машину — я обложу налогом дороги, Вы пытаетесь присесть — я обложу налогом сиденье. Вы замерзли — обложу налогом тепло. Хотите прогуляться — я обложу налогом ваши ноги”. В тексте встречаются такие слова, как: пять процентов (имеется в виду налоговая ставка), пенни — денежная единица Великобритании. Бытовые привычки раскрываются в некоторых песнях. Это могут быть привычки в еде, одежде, образе жизни. Привычка британцев пить чай, при этом в определенное время, отражена в песне “Англичанин в Нью-Йорке” (“Я не пью кофе, я пью мой дорогой чай”), песнях “Битлз” (“Графиня всегда улыбалась и всегда опаздывала к чаю” — в строке выражена чудаковатость графини с точки зрения англичанина), “Крэнбэриз” (“Когда я пила свой чай, со мною что-то вдруг случилось”). Из этих строк можно сделать вывод, что чай для британца — часть повседневного быта. Американцы, напротив, любят кофе. Встречаются названия спиртных напитков, употребляемых в этих странах — whisky, rye, gin. [1]

Помимо обучающей и образовательной функции, песни реализуют развивающую функцию, так как способствуют эстетическому воспитанию учащихся, раскрытию их творческих способностей и развитию у них музыкального слуха.

Итак, с точки зрения методики, использование песенного материала на уроках иностранного языка помогает учащимся в непринужденной форме отработать произношение отдельных звуков, совершенствовать ритмико-интонационные навыки, способствует автоматизации и активизации многих грамматических явлений, расширяет словарный запас учащихся. Работа с песней является важным обучающим, развивающим и мотивационным фактором, т. к. они, во-первых, имеют познавательное значение, поскольку расширяют общий кругозор изучающих иностранный язык, во-вторых, формируют страноведческую компетенцию.

Таким образом, песня является необходимым и многофункциональным методическим средством.

 

Литература:

1.      Александрова, Г. П. Использование английской песни для развития социокультурной компетенции у старшеклассников [Текст] / режим доступа: http://www.vlivkor.com/2008/10/28/ispolzovanie-anglijjskojj-pesni-dlja-razvitija.html

2.      Насибулина, Т. В. Использование музыки и песен как учебного материала на начальном этапе обучения английскому языку [Текст] / режим доступа: festival.1september.ru/authors/100–568–240/

3.      Murphey, T. Music and song [Text] / T. Murphy. — Oxford University Press, 1998. — 151 c.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle