Библиографическое описание:

Ведерникова О. В., Холина Е. В. Развитие универсальных учебных действий учащихся 6 класса средствами интеграции // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. — С. 17-20.

На сегодняшний день в образовании произошли глобальные изменения: введены новые Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), принят Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. Теперь учитель на каждом этапе должен определяться в подборе форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся на основе системно-деятельностного подхода, направленного на развитие личности (личностно-ориентированный подход). Урок должен быть ориентирован на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных. Современный урок выступает как основная форма реализации требований ФГОС. Среди метапредметных результатов стандарт определяет овладение действиями переноса знаний из одной предметной области в другую, применения знаний из одной предметной области в другой предметной области (действия интеграции), формирование целостного мировосприятия, что предполагает усиление в учебном процессе меж- и внутрипредметных связей и повышает значимость интегрированных уроков. Представленная методическая разработка интегрированного урока «Зооград в сказках Пушкина: быль и небыль» содержит опыт интеграции (биология и литература) в контексте универсальных учебных действий (УУД) на основе системно-деятельностного подхода в соответствии с ФГОС.

Цель данной методической разработки - познакомить с приёмами работы на уроке, способствующими формированию универсальных учебных действий и интеграции знаний по биологии, литературе (фольклору, мифологии). Практическая значимость: предлагаемые на уроке приёмы работ можно применять на уроках всем педагогам, работающим по ФГОС.

Интегрированный урок «Зооград в сказках Пушкина: быль и небыль»

 Цель: развивать исследовательские умения учеников на основе сравнения реальных и нереальных (сказочных/мифологических) черт в образах животных в сказках Пушкина, умение находить и представлять информацию по теме урока; воспитывать интерес и почтительное отношение к мировоззренческим представлениям наших предков и основанным на них авторской позиции А. С. Пушкина.

Задачи урока:

1. Предметные:

-развить умение учащихся выделять в исследуемых объектах реальные и мифологические черты, определять их взаимосвязь;

-развить умение учащихся составлять словесный портрет в сочетании реального и сказочного в образе животного;

-совершенствовать смысловое чтение на материале сказок А.С.Пушкина.

2. Метапредметные:

-осуществление системно-деятельностного подхода (ориентация на личностно-ориентированный подход, формирование УУД);

-создавать условия для формирования:

умения формулировать проблему, цель урока (регулятивные умения);

умений анализировать, сравнивать, обобщать, представлять информацию в виде таблицы (познавательные логические умения);

умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт (познавательные умения);

умения работать в группе и оценивать работу группы (коммуникативные и регулятивные умения).

3. Личностные:

-воспитание интереса к многообразию живого мира;

-воспитание ценностного отношения к мировоззренческим представлениям предков и слову;

-развитие способности создавать благоприятную атмосферу поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества.

Оборудование:

 -ПК;

 -слайды презентации;

 -мифологический словарь, справочники по биологии;

-книжная выставка изданий сказок А.С. Пушкина;

 -иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина «У лукоморья…», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»;

-рисунки о животных, выполненные учащимися;

-проиллюстрированные распечатки отрывков из текстов сказок А.С.Пушкина;

-сигнальные картинки, воспроизводящие звуки животных (петуха, собаки, кошки, лебедя, рыбы).

Образовательные ресурсы:

1.Мифологический словник.

2.Кроссворд-викторина.

3.Информация учащихся о животных, собранная из разных справочных источников.

4.Вопросы и задания к прочитанным отрывкам из текстов сказок А.С.Пушкина «У лукоморья…», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане…», «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».

5.Презентация физкультурной минутки «Знаем ли мы сказки С.Пушкина?»

6.Рабочий лист группы (аналитическая таблица).

Биологическое название животного

Название литературного героя-животного

Реальные особенности в образе героя-животного

В каких словах выражены реальные особенности?

Мифологическая роль героя-животного (творец, создатель благ, спаситель)

 

 

 

 

 

 7.Таблица оценки и самооценки работы групп для учащихся (по 3-балльной шкале).

 8.Таблица - шкала перевода баллов в отметки для учителя.

План интегрированного урока.

 

Этап урока

 

Деятельность учителя

 

Деятельность учащихся

Принципы системно-деятельностного подхода, формируемые УУД.

1.       Организационный момент, мотивация к учеб

ной деятельности

 (1 минута)

Приветственное слово учителя: пожелания хорошего настроения, дружной и активной работы на уроке.

Приветствие учащихся, проявление настроения готовности к работе с помощью приёма «Светофор».

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2.       Форму-лирование темы урока в диалоге на основе актуализации знаний

(4 минуты)

Учитель инициирует проблемный диалог с целью определения темы урока и

выявления значимости слов «быль» и «небыль» для содержания темы.

Учащиеся отгадывают загадки и оценивают, кто быстрей отгадал кроссворд и опорное слово в нём «Зооград» .Демонстрируют понимание слов «зооград», «быль» и «небыль» в теме урока, обосновывая их значимость. При определении темы урока ориентируются по иллюстрациям и обложкам книг-сказок А.С.Пушкина.

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование темы)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность, приобретать умения оценки.

 

3.Постановка учебной цели.

(3 минуты)

 

Учитель инициирует проблемный диалог с целью формулирования цели и задач урока.

Формулируют цель урока: рассмотреть образы животных в сказках Пушкина; выявить реальные, биологические (быль) и сказочные черты (небыль) в образах животных сказок Пушкина;

сравнить образы сказочных животных.

Принцип деятельности.

УУД: регулятивные (проблемная подача учебного материала).

Принцип целостности.

УУД: познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели урока)

ЦЕЛЬ: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

4.Осуществление поисковой деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1

Организация работы в группах.

 

4.2.

 

 

 

(15 минут)

 

Учитель контролирует разделение класса на группы и предлагает выбрать командиров групп.

 

 

 

Учитель организует отчёт групп о проделанной работе, комментирует ответы.

Помогает учащимся в оценке и самооценке работы в группах.

 

Учащиеся в каждой группе выбирают объекты исследования (по одному животному в группе) и самостоятельно осуществляют поиск информации.

 

Представители групп озвучивают информацию о биологических особенностях животных из сказок Пушкина

- кота, петуха, рыбы, лебедя, собаки. Оценка и самооценка работы в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

Принцип деятельности. УУД: коммуникативные, познавательные, регулятивные (развитие внимания учащихся, монологической речи; создание благоприятной атмосферы заинтересованности; способы взаимодействия и сотрудничества; работа над формированием логических умений: анализ, сравнение, обобщение, построение цепочек рассуждений).

ЦЕЛЬ: выделять в исследуемых объектах существенные признаки, развивать умения применять новые знания из одной предметной области в другой, приобретать умения оценки и самооценки.

5.Физкуль-

турная минутка.

(2 минуты)

Учитель проводит физкультминутку. Использует презентации сказочных героев, просмотр слайдов.

Учащиеся выполняют физкультминутку «Знаем ли мы сказки А.С.Пушкина?».

Оценивают, какая команда была самой «знающей».

6.Проведе-

ние исследова-

тельской работы на основе сказок Пушкина.

(15 минут)

Организация самостоятельной работы в группах по мифологическому словнику и текстам сказок Пушкина. Учитель корректирует работу учащихся, комментирует ответы представителей групп. контролирует заполнение результатов работы в рабочем листе группы (аналитической таблице).

На основе анализа словника и текстов исследуют тексты по вопросам и заданиям; результаты работы систематизируют в аналитической таблице (рабочем листе группы), формулируют вывод: при создании образов животных поэт использовал их реальные черты и сохранил мифологическую роль творцов и спасителей.

7.Оценка и самооценка.

(2 минуты)

 

Под контролем учителя ведётся работа по оценке и самооценке работы групп на основе листов самооценки по трёхбалльной системе.

Группы оценивают работу друг друга и оценивают работу внутри групп.

Принцип деятельности. УУД: регулятивные (самооценка).

ЦЕЛЬ: приобретать умения оценки и самооценки.

8.Рефлек

сия деятельности.

(2 минуты)

 Вопросы учителя:

1.Достигнута ли поставленная цель?

2.Какие действия вы выполнили, чтобы достигнуть цели?

3. Трудно ли работать в группе? Причины?

4.Что было новым для вас на этом уроке? (новые знания, новые действия?)

С помощью вопросов учителя учащиеся анализируют свою работу на уроке.

 

Принцип деятельности.

УУД: познавательные, регулятивные.

ЦЕЛЬ: Обобщить, сделать выводы, самооценка.

7.Домашнее задание.

(1 минута)

1.Создать иллюстрации животного в природной среде.

2.Подготовка к викторине по сказкам Пушкина.

Учащиеся выполняют задание индивидуально по выбору.

Принцип деятельности. УУД: познавательные.

Вариативность: сочетание интеллектуальной и творческой деятельности.

ЦЕЛЬ: Представить словесную информацию в виде рисунка, применение знаний.

 

Литература:

1.      Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. – М., 1990.

2.      Сипинев Ю.А., Сипинева И.А. Русская культура и словесность. – С-Пб., 1994.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle