Библиографическое описание:

Белова Т. А. Опыт преподавания модуля «Основы светской этики», использование технологий урочной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. — С. 14-17.

В данной статье представлены материалы опыта работы учителей начальной ГБОУ № 558 по нравственному воспитанию и развитию учащихся средствами курса «Основы светской этики».

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной системы образования и представляет собой важный компонент социального заказа общества.

Личные ценности, в первую очередь, формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности формируется в сфере образования.

С 1 сентября 2012 года в четвертых классах школы№ 558 стал изучаться новый курс «Основы светской этики» — один из модулей предмета «ОРКСЭ», который выполняет значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании детей.

Становление личности всегда связано с проблемой самоопределения, приобретающей особую актуальность в связи с глубокими и стремительными изменениями в современном мире, с утратой нравственных ориентиров, в связи с возросшим количеством негативных факторов, влияющих на молодежь.

Задача курса состоит в том, чтобы социально значимые требования общества превратить во внутренние стимулы личности каждого ребенка.

Изучение курса формирует у учащихся систему знаний, помогающей судить о том, что следует и чего не следует делать, отличать добро от зла. На этих занятиях курса дети учились с этических позиций оценивать не только своё собственное поведение, высказывания и поступки сверстников, а также поведение взрослых, в том числе и родителей. Получение нравственных знаний не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и о последствиях нарушения норм или последствиях поступков для окружающих людей.

В изучении курса «Основы светской этики» используются следующие формы познания:

·                    рациональная (включает в себя содержание мыслительной деятельности и само умение мыслить);

·                    эмоциональная (восприятие любого знания через призму эмоционального строя личности);

·                    поведенческо-волевая (предусматривает отношение к узнанному, определяя сознательное действие ученика, которое проявляется в поступках, в выражении своей позиции по конкретному вопросу).

Рациональное и эмоциональное познание обращено к смысловому обогащению ученика, при помощи которого ученик совершает нравственное или безнравственное действие.

Вот как выглядит процесс схематически:

1) Постижение смысла — понимание, усвоение — углубление, работа над собой — изменение себя, созидание.

2) Непонимание смысла — отвержение — изменения других, а не себя — разрушение себя, деградация.

Основой учебно-тематического планирования по курсу для нас являются 15 тем из учебника М. Т. Студеникина «Основы светской этики». На каждую тему отводится 2 учебных часа, комбинируется теория с практическими заданиями. Девизом всего курса мы взяли слова китайского философа Конфуция: «Не делай того, чего не желаешь себе».

Каждую тему ребенок должен был «пропустить» через себя, сделать выбор как поступить в какой-либо этическо-проблемной ситуации. При изучении первых тем мы столкнулись с тем, что выбор «как поступить» дети делали правильно и быстро, но желание совершать хорошие поступки отсутствовало. Дети искренне объясняли это словами «Я не делаю зла», поэтому появился элемент урока, который мы стали называли — «Спешите делать добро» В этой части урока дети обсуждали и планировали: какую пользу можно сделать для окружающих людей, или какие плохие привычки и какие черты характера они должны изменить в себе.

Это непростая задача, решение её требует системной и длительной работы. Постепенно удалось добиться раскованности в своих суждениях, высказываний. Если сначала ребята стремились больше критиковать поступки своих одноклассников, постепенно дети стали добавлять к критике дружеские советы, как лучше себя вести или рассуждения, как лучше и правильнее поступить в какой-либо этической ситуации.

На уроках этики одним из главных методов нравственного воспитания и развития является метод убеждения. Процесс убеждения предполагает изменения сознания ученика, которое создает готовность защитить данную точку зрения, цель которой состоит в достижении понимания и переживания.

Существуют несколько методов убеждения:

1)                 информационные (учащимся предлагаются в готовом виде понятия и представления о гордости и гордыне, о добре и зле, о правде и лжи, о доброте и жадности, о прекрасном и безобразном, о верности и предательстве);

2)                 поисковые (учащимися выполняется поиск ответов на решение возникающих проблем)

3)                 дискуссионные (учащимся предлагаются различные пути решения нравственных, этических, религиозные проблем);

4)                 взаимного просвещения (занятия обогащаются взаимным участием через различные организационные формы: доклады, устный журнал, выставки творчества, проекты, диспуты, газеты, конкретные полезные практические дела).

На уроках этики каждый ребенок раскрывался не как ученик, показывающий определенную сумму знаний по данному предмету, а как человек со своим внутренним миром, со своими этическими знаниями, которые он получал и получает в семье, в компании сверстников, в школе.

На уроке этики по теме «Сердце матери» говорилось о материнской любви, заботе, доброте, терпении. Детям легко было ответить на вопросы: «Что мама делает для меня?», «Сержусь ли я на маму? За что?». Но простой вопрос «Когда ты последний раз говорил добрые слова маме, просто так без повода?» поставил детей в затруднение. В итоговой части урока «Спешите делать добро» дети спланировали помощь маме конкретным делом или порадовать добрыми словами. Оказалось легче что-то сделать для мамы, нежели сказать добрые ласковые слова. В продолжение изучения темы дети писали письма мамам, в которых рассказывали, как они любят, как ждут её с работы и из командировок, за что ценят и чего желают своим матерям. Детям было предложено отдать эти письма своим мамам. Реакция мам была незамедлительной. Они приходили специально в школу просто поблагодарить учителя и рассказывали, как эти письма тронули их до слез. В конце года на родительских собраниях родители высказывались, что после изучения курса по этике дети стали более внимательными и заботливыми, чаще стали заниматься домашними делами по собственному желанию.

В изучении большинства тем курса включалась работа с баснями и пословицами. Эта работа была знакома детям, открытием для них стали афоризмы и притчи. Так афоризм «Получил добро — помни, а сделав его — забудь» который изучался в теме «Гордость и гордыня», стал применяться на уроках литературного чтения. Дети приводили афоризм, как пример, оценивая поступки литературных героев, объясняя, почему следует делать добро, кому нужно это добро.

Дети с интересом познакомились с притчами. Например, в теме «Добро и зло» изучались притчи «Брошенный камень», «Два волка», «Волшебный колодец». В теме «Семья» изучалась притча «Хлебец с маслом». В теме «Сердце матери» обсуждалась притча «Мама». Дети читали и обсуждали их содержание, раскрывая их тайный смысл, перенося его на себя, отвечая на вопрос «Что ты должен делать, чтобы не оказаться в данной ситуации?».

Работа учащихся на уроках этики имеет продолжение во внеклассной работе, в виде практико-ориентированных проектов, которая стала для детей важным источником нравственного опыта. Например, при прохождении темы «Семья» дети разрабатывали следующие проекты: «Моя родословная», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Семейное путешествие», «Очаг родной дом». Именно во внеклассной работе через проектную деятельность детей создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников.

Метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеклассной деятельности применяются на практике.

Разработка и реализация классных проектов Тема «Обычаи и обряды русского народа» имела продолжение во внеклассных праздниках «Святки» и «Масленица». Тема «Терпение и труд» закончилась проектом «Наш двор, наш дом». Дети выращивали рассаду в классе и дома, а потом высаживали на клумбы, ухаживали летом, поливали, украшая тем самым двор школы.

Тема «Праздники народов России» продолжилась классным часом-игрой «Три религии — семь праздников». Работая по этой теме, особое внимание мы уделяли развитию толерантности, уважению к другим национальностям, к чужому языку, культуре традициям.

На уроках дети вместе с учителем определяют темы проектов, задачи и продолжительность проектов, формируются группы, определяют продукт проекта. И далее идет процесс по реализации задуманных проектов. Ведь человеческая жизнь — это жизнь сообща, вместе, в ней могут быть конфликты, столкновения, соперничество. Работая в команде, дети учились работать сообща, распределять обязанности, слушать друг друга, прислушиваться к мнению других, т. е. развивали коммуникативные умения. Подготовка к проектам была очень близка к модели жизни человека в обществе.

Все уроки курса помогают формировать духовно-нравственные идеалы у ребенка, а это значит, помогают ему жить в мире и согласии с собой, с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Хотим отметить, что работа учащихся над проектами дает не просто новые варианты и формы организации деятельности, но и стимул к творчеству, уверенность в своих силах и учителю и учащимся. Это для нас было радостное открытие.

В своем исследовании по влиянию курса «Основы светской этики» на духовно-нравственное развитие личности мы использовали традиционные методы исследования: наблюдения, интервью детей и родителей, анкетирование, а также самооценка учащихся. Анализ итогов исследования нравственных качеств учащихся в контрольных экспериментальных классах показывает, что дети, у которых изучался этот курс (Четвертые классы в 2012–2013 учебном году и четвертые классы в 2013–2014 учебном году) более внимательны, заботливы, добры к своим одноклассникам, родителям, учителям, по сравнению с контрольными классами (где не изучался этот курс).Дети стали проявлять интерес к дежурствам, уходу за цветами, помогают учителям и родителям, самостоятельно изготавливают сувениры, открытки своими руками для своих друзей, учителей, родителей. В своих эссе «Спешите делать добро» дети описывают свои добрые дела, которые они совершали за конкретный промежуток времени: помощь родителям на дачном участке, помощь в ухаживании за своими младшими братьями и сестрами, оказывали помощь в розыске потерянных собак, уступали место в автобусе. Это подтверждают и психологи. Каждый год вместе с психологами ЦМПСС Выборгского района социальная служба школы проводит исследование по выявлению уровня и характера тревожности учащихся связанного с обучением в школе. В исследовании принимают участие ученики 5-х классов. Результат показал, что уровень тревожности у 82 % учащихся этого года в норме, что значительно выше, чем 2012–2013 учебном году (70 %). Только у 3 % учащихся показатель тревожности выше нормы. Эти результаты дают почву для уверенности в позитивном отношении учащихся к школе.

Все это позволяет авторам быть уверенными в том, что основная цель курса: воспитание доброго, чуткого человека будет реализована при использовании системно-деятельностного и лично-ориентированных подходов в изучении курса, а также применение описанных выше современных технологий обучения.

 

Литература:

1.             Государственный образовательный стандарт начального и общего образования. — М.: Просвещение, 2010

2.             Золотухина-Аболина Е. В. «Основы светской этики», Ростов — на — Дону: «Феникс», 2013

3.             Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Авторы: А. Я. Данилюк, член-корреспондент РАО, главный редактор журнала «Педагогика»; А. М. Кондаков, член-корреспондент РАО, научный руководитель Института стратегических исследований в образовании РАО, генеральный директор издательства «Просвещение»; В. А. Тишков, академик РАН, член Общественной палаты Российской Федерации, президент Академии педагогических и социальных наук. — М.: Просвещение, 2009

4.             Студеникин М. Т. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» — М. «Русское слово»,2012

5.             Элеасберг Н. И. «Этика и право в начальной школе» — Санкт-Петербург: «Перспектива», 2009 Приложение № 1

Основные термины (генерируются автоматически): «Основы светской, курса «Основы светской, уроках этики, добро» дети, занятиях курса дети, учащихся средствами курса, модуля «Основы светской, курс «Основы светской, учебника М. Т. Студеникина «Основы светской, части урока дети, развитие и воспитание учащихся, нравственных качеств учащихся, влиянию курса «Основы, уроках дети, член-корреспондент РАО, учащихся показатель тревожности, духовно-нравственном воспитании, и характера тревожности учащихся, изучения темы дети, Похожая статья.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle