Библиографическое описание:

Белова Т. А. Опыт преподавания модуля «Основы светской этики», использование технологий урочной и внеурочной деятельности в духовно-нравственном воспитании школьников // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. — С. 14-17.

В данной статье представлены материалы опыта работы учителей начальной ГБОУ № 558 по нравственному воспитанию и развитию учащихся средствами курса «Основы светской этики».

Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся является первостепенной задачей современной системы образования и представляет собой важный компонент социального заказа общества.

Личные ценности, в первую очередь, формируются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности формируется в сфере образования.

С 1 сентября 2012 года в четвертых классах школы№ 558 стал изучаться новый курс «Основы светской этики» — один из модулей предмета «ОРКСЭ», который выполняет значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании детей.

Становление личности всегда связано с проблемой самоопределения, приобретающей особую актуальность в связи с глубокими и стремительными изменениями в современном мире, с утратой нравственных ориентиров, в связи с возросшим количеством негативных факторов, влияющих на молодежь.

Задача курса состоит в том, чтобы социально значимые требования общества превратить во внутренние стимулы личности каждого ребенка.

Изучение курса формирует у учащихся систему знаний, помогающей судить о том, что следует и чего не следует делать, отличать добро от зла. На этих занятиях курса дети учились с этических позиций оценивать не только своё собственное поведение, высказывания и поступки сверстников, а также поведение взрослых, в том числе и родителей. Получение нравственных знаний не только информируют ребенка о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и о последствиях нарушения норм или последствиях поступков для окружающих людей.

В изучении курса «Основы светской этики» используются следующие формы познания:

·                    рациональная (включает в себя содержание мыслительной деятельности и само умение мыслить);

·                    эмоциональная (восприятие любого знания через призму эмоционального строя личности);

·                    поведенческо-волевая (предусматривает отношение к узнанному, определяя сознательное действие ученика, которое проявляется в поступках, в выражении своей позиции по конкретному вопросу).

Рациональное и эмоциональное познание обращено к смысловому обогащению ученика, при помощи которого ученик совершает нравственное или безнравственное действие.

Вот как выглядит процесс схематически:

1) Постижение смысла — понимание, усвоение — углубление, работа над собой — изменение себя, созидание.

2) Непонимание смысла — отвержение — изменения других, а не себя — разрушение себя, деградация.

Основой учебно-тематического планирования по курсу для нас являются 15 тем из учебника М. Т. Студеникина «Основы светской этики». На каждую тему отводится 2 учебных часа, комбинируется теория с практическими заданиями. Девизом всего курса мы взяли слова китайского философа Конфуция: «Не делай того, чего не желаешь себе».

Каждую тему ребенок должен был «пропустить» через себя, сделать выбор как поступить в какой-либо этическо-проблемной ситуации. При изучении первых тем мы столкнулись с тем, что выбор «как поступить» дети делали правильно и быстро, но желание совершать хорошие поступки отсутствовало. Дети искренне объясняли это словами «Я не делаю зла», поэтому появился элемент урока, который мы стали называли — «Спешите делать добро» В этой части урока дети обсуждали и планировали: какую пользу можно сделать для окружающих людей, или какие плохие привычки и какие черты характера они должны изменить в себе.

Это непростая задача, решение её требует системной и длительной работы. Постепенно удалось добиться раскованности в своих суждениях, высказываний. Если сначала ребята стремились больше критиковать поступки своих одноклассников, постепенно дети стали добавлять к критике дружеские советы, как лучше себя вести или рассуждения, как лучше и правильнее поступить в какой-либо этической ситуации.

На уроках этики одним из главных методов нравственного воспитания и развития является метод убеждения. Процесс убеждения предполагает изменения сознания ученика, которое создает готовность защитить данную точку зрения, цель которой состоит в достижении понимания и переживания.

Существуют несколько методов убеждения:

1)                 информационные (учащимся предлагаются в готовом виде понятия и представления о гордости и гордыне, о добре и зле, о правде и лжи, о доброте и жадности, о прекрасном и безобразном, о верности и предательстве);

2)                 поисковые (учащимися выполняется поиск ответов на решение возникающих проблем)

3)                 дискуссионные (учащимся предлагаются различные пути решения нравственных, этических, религиозные проблем);

4)                 взаимного просвещения (занятия обогащаются взаимным участием через различные организационные формы: доклады, устный журнал, выставки творчества, проекты, диспуты, газеты, конкретные полезные практические дела).

На уроках этики каждый ребенок раскрывался не как ученик, показывающий определенную сумму знаний по данному предмету, а как человек со своим внутренним миром, со своими этическими знаниями, которые он получал и получает в семье, в компании сверстников, в школе.

На уроке этики по теме «Сердце матери» говорилось о материнской любви, заботе, доброте, терпении. Детям легко было ответить на вопросы: «Что мама делает для меня?», «Сержусь ли я на маму? За что?». Но простой вопрос «Когда ты последний раз говорил добрые слова маме, просто так без повода?» поставил детей в затруднение. В итоговой части урока «Спешите делать добро» дети спланировали помощь маме конкретным делом или порадовать добрыми словами. Оказалось легче что-то сделать для мамы, нежели сказать добрые ласковые слова. В продолжение изучения темы дети писали письма мамам, в которых рассказывали, как они любят, как ждут её с работы и из командировок, за что ценят и чего желают своим матерям. Детям было предложено отдать эти письма своим мамам. Реакция мам была незамедлительной. Они приходили специально в школу просто поблагодарить учителя и рассказывали, как эти письма тронули их до слез. В конце года на родительских собраниях родители высказывались, что после изучения курса по этике дети стали более внимательными и заботливыми, чаще стали заниматься домашними делами по собственному желанию.

В изучении большинства тем курса включалась работа с баснями и пословицами. Эта работа была знакома детям, открытием для них стали афоризмы и притчи. Так афоризм «Получил добро — помни, а сделав его — забудь» который изучался в теме «Гордость и гордыня», стал применяться на уроках литературного чтения. Дети приводили афоризм, как пример, оценивая поступки литературных героев, объясняя, почему следует делать добро, кому нужно это добро.

Дети с интересом познакомились с притчами. Например, в теме «Добро и зло» изучались притчи «Брошенный камень», «Два волка», «Волшебный колодец». В теме «Семья» изучалась притча «Хлебец с маслом». В теме «Сердце матери» обсуждалась притча «Мама». Дети читали и обсуждали их содержание, раскрывая их тайный смысл, перенося его на себя, отвечая на вопрос «Что ты должен делать, чтобы не оказаться в данной ситуации?».

Работа учащихся на уроках этики имеет продолжение во внеклассной работе, в виде практико-ориентированных проектов, которая стала для детей важным источником нравственного опыта. Например, при прохождении темы «Семья» дети разрабатывали следующие проекты: «Моя родословная», «Моя семья в годы Великой Отечественной войны», «Семейное путешествие», «Очаг родной дом». Именно во внеклассной работе через проектную деятельность детей создаются особенно благоприятные условия для включения учащихся в систему реальных нравственных отношений взаимопомощи, ответственности, самовыражении и самоутверждении в коллективе сверстников.

Метод проектов способствует актуализации знаний, умений и навыков ребенка, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность ребенка в самореализации, самовыражении в творческой личностно и общественно значимой деятельности; реализует принцип сотрудничества детей и взрослых, позволяет сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Различные нравственные установки, усваиваемые в учебном процессе, во внеклассной деятельности применяются на практике.

Разработка и реализация классных проектов Тема «Обычаи и обряды русского народа» имела продолжение во внеклассных праздниках «Святки» и «Масленица». Тема «Терпение и труд» закончилась проектом «Наш двор, наш дом». Дети выращивали рассаду в классе и дома, а потом высаживали на клумбы, ухаживали летом, поливали, украшая тем самым двор школы.

Тема «Праздники народов России» продолжилась классным часом-игрой «Три религии — семь праздников». Работая по этой теме, особое внимание мы уделяли развитию толерантности, уважению к другим национальностям, к чужому языку, культуре традициям.

На уроках дети вместе с учителем определяют темы проектов, задачи и продолжительность проектов, формируются группы, определяют продукт проекта. И далее идет процесс по реализации задуманных проектов. Ведь человеческая жизнь — это жизнь сообща, вместе, в ней могут быть конфликты, столкновения, соперничество. Работая в команде, дети учились работать сообща, распределять обязанности, слушать друг друга, прислушиваться к мнению других, т. е. развивали коммуникативные умения. Подготовка к проектам была очень близка к модели жизни человека в обществе.

Все уроки курса помогают формировать духовно-нравственные идеалы у ребенка, а это значит, помогают ему жить в мире и согласии с собой, с людьми, природой, культурой, цивилизацией.

Хотим отметить, что работа учащихся над проектами дает не просто новые варианты и формы организации деятельности, но и стимул к творчеству, уверенность в своих силах и учителю и учащимся. Это для нас было радостное открытие.

В своем исследовании по влиянию курса «Основы светской этики» на духовно-нравственное развитие личности мы использовали традиционные методы исследования: наблюдения, интервью детей и родителей, анкетирование, а также самооценка учащихся. Анализ итогов исследования нравственных качеств учащихся в контрольных экспериментальных классах показывает, что дети, у которых изучался этот курс (Четвертые классы в 2012–2013 учебном году и четвертые классы в 2013–2014 учебном году) более внимательны, заботливы, добры к своим одноклассникам, родителям, учителям, по сравнению с контрольными классами (где не изучался этот курс).Дети стали проявлять интерес к дежурствам, уходу за цветами, помогают учителям и родителям, самостоятельно изготавливают сувениры, открытки своими руками для своих друзей, учителей, родителей. В своих эссе «Спешите делать добро» дети описывают свои добрые дела, которые они совершали за конкретный промежуток времени: помощь родителям на дачном участке, помощь в ухаживании за своими младшими братьями и сестрами, оказывали помощь в розыске потерянных собак, уступали место в автобусе. Это подтверждают и психологи. Каждый год вместе с психологами ЦМПСС Выборгского района социальная служба школы проводит исследование по выявлению уровня и характера тревожности учащихся связанного с обучением в школе. В исследовании принимают участие ученики 5-х классов. Результат показал, что уровень тревожности у 82 % учащихся этого года в норме, что значительно выше, чем 2012–2013 учебном году (70 %). Только у 3 % учащихся показатель тревожности выше нормы. Эти результаты дают почву для уверенности в позитивном отношении учащихся к школе.

Все это позволяет авторам быть уверенными в том, что основная цель курса: воспитание доброго, чуткого человека будет реализована при использовании системно-деятельностного и лично-ориентированных подходов в изучении курса, а также применение описанных выше современных технологий обучения.

 

Литература:

1.             Государственный образовательный стандарт начального и общего образования. — М.: Просвещение, 2010

2.             Золотухина-Аболина Е. В. «Основы светской этики», Ростов — на — Дону: «Феникс», 2013

3.             Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Авторы: А. Я. Данилюк, член-корреспондент РАО, главный редактор журнала «Педагогика»; А. М. Кондаков, член-корреспондент РАО, научный руководитель Института стратегических исследований в образовании РАО, генеральный директор издательства «Просвещение»; В. А. Тишков, академик РАН, член Общественной палаты Российской Федерации, президент Академии педагогических и социальных наук. — М.: Просвещение, 2009

4.             Студеникин М. Т. «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» — М. «Русское слово»,2012

5.             Элеасберг Н. И. «Этика и право в начальной школе» — Санкт-Петербург: «Перспектива», 2009 Приложение № 1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle