Библиографическое описание:

Сулер Е. И., Ревякина О. А. Федеральные государственные стандарты и ученики средней и старшей школы // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. — С. 12-14.

Современное образование в России переходит к стандартам второго поколения. ФГОСы шагают по стране и скоро войдут в полную силу. Как же их требования соответствуют взглядам на учебу и пожеланиям современных школьников?

Мы попытались исследовать эту проблему в детских коллективах среднего (5–8 классы) и старшего (10–11 классы) школьного возраста. Учащимся была предложена небольшая анкета:

·                    Как изменится урок после введения ФГОСов?

·                    Какова будет роль учителя?

·                    Какова будет роль ученика?

·                    Как будет строиться взаимодействие между учителем и учеником?

И какой же видят дети школу после введения ФГОСов?

Средний школьный возраст является своеобразным мостиком между беззаботным детством и более осознанным и ответственным периодом юности. В этом возрасте у школьников происходит окончательное формирование интеллекта, совершенствуется способность к абстрактному мышлению, а потому восприятие подростка более планомерно и целенаправленно. Но в то же время подростки склонны к непроизвольному переключению внимания, к которому приводит интерес к необычному и легкая возбудимость. Следовательно, организация учебного процесса должна быть таковой, чтобы у ребенка не было возможности, времени и желания отвлекаться от урока. Дети в 80 % анкет отметили, что урок должен быть интересным.

Ученик 5-го класса:

«Чтобы не было скучно, занудно».

Юношеский возраст — это период выработки мировоззрения, убеждений, характера и жизненного самоопределения. Юность — время самоутверждения, бурного роста самосознания, активного осмысления будущего, пора поисков, надежд и мечтаний. И урок, по мнению учащихся, — это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот — необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Современный урок должен быть направлен на формирование метапредметных и личностных результатов.

Ученик 9-го класса:

«Начнется специализация с 5 класса»

«На уроках будет связь между предметами»

Ученик 10-го класса:

«Примеры на уроках будут из жизни, урок будет готовить к жизни»

Ученик 11-го класса:

«Урок будет такой же, как в вузе»

Путь к этому подскажет системно — деятельностный подход к учебному процессу, рекомендованный ФГОСами.

Еще один вопрос, который волнует старшеклассников, — это домашние задания.

Ученики 9, 10-го классов:

«Нет д. з».

Действительно, современные школьники иногда так загружены, что у них совсем нет времени на выполнение домашнего задания. Исследования показывают, что даже студенты получают намного меньше домашнего задания по сравнению со школьниками. Как сохранить домашние задания и помочь детям? Путь к решению данной проблемы — введение дифференцированных домашних заданий, что и рекомендовано ФГОСами.

В период среднего и старшего школьного возраста дети очень остро воспринимают происходящее вокруг них. Это делает особо значимой личность учителя, который может стимулировать интерес к своему предмету или наоборот. Каким же должен быть учитель? Л. Н. Толстой писал: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, — он будет лучше того учителя, который прочел все книги. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он — совершенный учитель». А каким же видят современные школьники современного учителя?

Ученик 7-го класса:

«Учитель должен быть добрым и веселым».

Ученики 9-го класса:

«Научный руководитель»

«Учитель — человек, без которого невозможно обучение»

«Учитель — вторая мама, должен играть роль в воспитании детей, а не только преподавать»

Ученик 11-го класса:

«Интересуется, чем живет ученик»

Да, профессиональная компетентность учителя играет большую роль, но для детей важно, чтобы учитель был добрым, внимательным, понимающим. Именно личностью учителя, а не его запасом знаний зачастую объясняется отношение детей к тому или иному предмету.

Другое требование к учителю — справедливость выставляемых отметок.

Ученица 6-го класса:

«Если оценки несправедливые, то все будут ненавидеть отличников и учителей».

Ученик 9-го класса:

«Учителя будут ставить оценки честно»

Осуществить это пожелание учителю поможет дифференцированный подход к заданиям и использование различных развивающих технологий, рекомендованных ФГОСами.

А какими же видят себя ученики после введения ФГОСов? Этот вопрос больше заинтересовал учащихся старших классов, что вполне объяснимо их возрастными особенностями.

Ученики 9-го класса:

«Тяжелее будет учиться»

«Нагрузка будет меньше»

Ученики 10-го класса:

«Ученики будут сами по себе» (не хотелось бы)

«Сам будет все контролировать»

«Будет заниматься самообразованием больше, чем сейчас»

Ученики 11-го класса

«Будут сами отгадывать тему урока»

«Сам учит, задает вопросы»

«Сам добывает знания»

«Самостоятельно готовится»

«Самообразование»

«Сам разбирает темы»

Учащиеся старших классов, говоря об ученике новой школы, нарисовали такую картину: ученик — утопающий в море информации, а учитель — спасатель, который приходит на помощь в последнюю минуту.

0007-003-Tekhnika-spasenija-tonuschego-cheloveka.jpg

Как же помочь ученику, чтобы он не чувствовал себя утопающим? Правильно, надо научить его плавать. Именно на это и ориентированы ФГОСы: научить ребенка активно действовать, самостоятельно искать необходимую информацию, делать правильный выбор.

В целом можно сделать вывод, что запросы и пожелания современного ученика вполне соответствуют ведущим идеям ФГОСов.

И, как сказал один из учеников 11-го класса: «Возможно, образование полностью изменится, но главное то, чтобы учителя и ученики получали удовольствие от процесса». Работайте с удовольствием!

 

Литература:

1.                  Глоссарий ФГОС.

2.                  Гостюхина Ю. П. «Современный урок как основная форма реализации требований ФГОС»

3.                  Всероссийский журнал Р. О. Н.О. № 24 «Универсальные учебные действие на ступени среднего (полного) общего образования: актуальные методики, практика». (Октябрь 2014 г.) Автор-составитель Меллес Ю. А., методист ГБОУ ИМЦ по русскому языку и литературе.

4.                  Интернет-ресурсы:

5.                  http://chudopredki.ru — Педагогические особенности среднего школьного возраста

6.                  http://prof-teacher.ru- В чём особенность среднего и старшего школьного возраста?

7.                  http://works.tarefer.ru

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle