Библиографическое описание:

Дырда Г. П. Формирование личности ребёнка в процессе ознакомления с искусством // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1151-1154.

Сегодня для педагогов остро стоит вопрос о нравственности, духовности и эстетическом воспитании детей. Одним из средств формирования духовного мира детей является искусство: литература, музыка, скульптура, живопись, театр.

Влияние искусства на формирование и развитие человека очень велико. Произведения искусства неизменно вызывают у человека радость от их восприятия, стремление любоваться ими, внимательно вслушиваться (музыка, поэзия), вглядываться (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, скульптура и др.).

Выделяется народное, профессиональное и самодеятельное искусство.

Дошкольники очень легко воспринимают народное искусство. В народном творчестве отображаются и исторически сохраняются присущие народу черты характера, мышления. Через родную песню, сказку, овладевая языком своего народа, его обычаями, знакомясь с декоративно-прикладными изделиями, ребёнок получает первые представления о культуре своего народа. Сказки, загадки, пословицы, поговорки — это настоящая сокровищница народной мудрости. Песня, музыка, пляска передают гармонию звуков, мелодию, ритм движений, в которых выражены черты характера народа. А как дети любят произведения народного декоративно- прикладного искусства: хохлому, гжель, дымковскую, каргопольскую, филимоновскую игрушки, матрёшек разных промыслов, вышивку. Дети с удовольствием играют с богородской игрушкой, с матрёшками, сами мастерят дымковские игрушки, с интересом рассматривают вышивку, вологодское кружево.

Для полноценного развития и приобщения детей к профессиональному искусству мы организовываем посещение музеев, выставок, концертов, спектаклей, проводим экскурсии к памятникам, на природу, к интересным архитектурным сооружениям.

Одним из направлений в искусстве является самодеятельное искусство или самостоятельная творческая деятельность. Образы же профессионального искусства служат здесь эталоном прекрасного. Дети очень любят творить. Поэтому у нас в группе оборудованы уголки: детского творчества, музыки, ряжения, театра. Где в свободное время дети могут применить свои знания и порисовать, слепить, станцевать, сыграть на музыкальном инструменте, спеть, что-то смастерить. Также мы организовываем выставки детского творчества, мини-концерты, театрализованные представления, специальные выступления. Каждая детская работа — это кусочек духовного мира ребёнка. Чем он богаче, тем разнообразнее и оригинальнее замыслы и образы детского творчества.

Самым доступным и привлекательным для детей является мир книжной графики. Рисунки в книге — это одни из первых произведений изобразительного искусства, с которыми знакомятся дети. Первые книги с яркими, красивыми иллюстрациями художников открывают перед ребёнком окно в мир живых образов, в мир фантазии. Она конкретна, понятна, доступна детям, оказывает на них огромное воспитательное значение. Иллюстрация, как своеобразный вид искусства, тесно связана с книгой. Способность воспринимать её в единстве с текстом является одним из показателей эстетического восприятия, так как графическое изображение даёт возможность увидеть и понять содержание стихотворения, рассказа или сказки.

Поэтому с этим видом искусства я знакомила детей всех возрастных групп, постепенно усложняя. У самых маленьких детей воспитывала умение эмоционально откликаться на рисунок, иллюстрацию, воспринимать яркость цветовых образов. Детей четырех лет учила осознавать содержание рисунка, обращала внимание на изобразительные средства. В старшей группе у дошкольников развивала художественный вкус, формировала интерес к искусству, знакомила с выразительными средствами книжной графики, давала простейшие представления о средствах художественной выразительности.

Например, знакомя детей средней группы с творчеством Ю. Васнецова, я с детьми рассматривала иллюстрации художника, обращала внимание на сходство узора с элементами дымковской росписи (заранее рассмотрев дымковскую игрушку), помогала детям вникать в содержание иллюстраций. В связи с этим мы разучивали потешки, песенки, небылицы к данным иллюстрациям, а на музыкальных занятиях использовали их в песенном творчестве и играх. На занятии по рисованию мы с детьми иллюстрировали книжку — самоделку «Потешки», где украшали узорами героев потешек.

Еще один из видов искусства- живопись. Яркие зрительные образы картин эмоционально воспринимаются детьми. Дети учатся видеть в картине главное, точно и живо описывать изображенное, излагать свои мысли в логической последовательности и не только описывать содержание картин, но и придумывать предшествующие и последующие события. Дети знакомятся с разными жанрами живописи: портретом, пейзажем, натюрмортом, сюжетной картиной.

Ни один другой жанр живописи не раскрывает человека так, как это делает портрет. Художник показывает внутренний мир человека, подчеркивает самое существенное в нем. Благодаря знакомству с портретом, ребенок приобщается к истории и культуре общества, приобретает знания о быте и облике людей разного времени, их взаимоотношениях, моральных нормах и правилах.

Еще один жанр живописи, с которым знакомятся дети — это пейзаж. Пейзажисты всего мира стремились передать на холсте все многообразие природы. Художники рассказывают нам о знакомых, много раз виденных лесах, реках, полях, но вносят свое отношение, свое видение, свой образ природы. И Левитан, И.Шишкин, К.Коровин — певцы русской природы. Они внесли в свои пейзажи большое человеческое содержание, показали природу, как источник прекрасного в жизни человека. Пейзажная живопись близка детям по их наблюдениям природы, а поэтические образы, сравнения, метафоры помогают понять картину, углубить ее содержание.

Натюрморт, как и пейзаж, привлекает ребенка, вызывает интерес к изображению предметов, составлению композиции, подбору фона, интересных цветовых сочетаний.

Наиболее выразительными для детей являются произведения декоративно-прикладного искусства: хохлома, дымковская, каргопольская, филимоновская игрушки, матрешки разных промыслов, гжель, вышивка. Мы даем детям возможность рассмотреть, потрогать вышивку руками, почувствовать выпуклость узора, объем на глиняной игрушке.

Еще одним видом профессионального искусства является скульптура. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево, металл, керамика) значительно обогащает сенсорный опыт детей, а небольшие размеры скульптуры делают ее доступной к восприятию каждым ребенком.

Мы учим детей рассматривать скульптуру со всех сторон, выделять средства, при помощи которых мастер передает позу, движение, настроение. Полученные знания дети передают в лепке, рисовании при создании образов животных, людей.

Литература, как и живопись, открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает речь, мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образцы русского литературного языка. Основная задача воспитателя — это привить любовь к художественному слову, уважение к книге.

Музыкальное искусство представляет большие возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта детей. Музыкальное воспитание, содержанием которого являются высокохудожественные образцы мирового музыкального искусства, позволяет формировать у детей представление об эталонах красоты. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, дети усваивают язык народной и классической музыки и, подобно усвоению родного языка, постигают азы произведений разных эпох и стилей.

Пусть не все «дети-художники» станут в будущем скульпторами, живописцами, но они приобретают уникальную способность тоньше чувствовать, глубже понимать окружающий мир и себя в нем.

Чтобы обобщить представления и знания об изобразительном искусстве, сформировать художественное мышление детей, мы используем такую форму работы с детьми, как проведение обобщающих занятий, например, «Конкурс знатоков изобразительного искусства». На таких занятиях мы используем произведения живописи, музыкальные произведения, игровые и проблемные ситуации, сюрпризные моменты, художественное слово (загадки, потешки, стихи), коммуникативные и дидактические игры («Найди недостаток в портрете», «Чудесные превращения», «Составь натюрморт», «Найди картину автора», «Художники-реставраторы». Используем произведения живописи В.Серова, И.Грабаря, И.Левитана, А.Саврасова, И.Шишкина, Б.Кустодиева, В.Васнецова и другие).

Комплексное применение живописи, музыки, литературы, скульптуры, произведений декоративно-прикладного искусства помогают обогатить чувства и переживания ребенка, а значит и обогатить его восприятие и воображение. Дети не только рассматривают и обсуждают произведения искусства, но и сами изображают окружающий мир. Каждая детская работа — это кусочек духовной жизни. Чем она богаче, тем разнообразнее и оригинальнее замыслы и образы детского творчества.

Также я работала в тесном контакте с семьями своих воспитанников.

Использовала активные формы и методы работы с родителями:

-        общие и групповые родительские собрания

-        консультации

-        занятия с участием родителей

-        выставки детских работ, изготовленных вместе с родителями

-        совместные экскурсии

-        дни общения

-        совместное создание предметно-развивающей среды

-        участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов

-        работа с родительским комитетом группы

-        беседы с детьми и родителями

-        семейный вернисаж.

Родители стали проявлять искренний интерес к различным видам изобразительного искусства, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.

В результате ознакомления дошкольников с различными видами изобразительного искусства, дети научились определять жанры искусства, научились видеть многообразие линий, форм, определять цветовой колорит, композицию. У детей появился интерес, предпочтение при выборе картины, иллюстрации, народной игрушки. В процессе занятий у детей формируются нравственно-волевые качества личности, эмоционально-образное восприятие изобразительного искусства. У детей появилось желание в свободное время рисовать, лепить, апплицировать.

Деятельность детей по ознакомлению с искусством способствует развитию у них памяти, наблюдательности, мышления, воображения речи. Использование традиционных и нетрадиционных форм проведения занятий способствует развитию творчества у детей, что очень значимо для ребенка.

В конце хочется сказать, что окружающий мир встаёт перед изумлённым ребёнком как единая целостная картина. Чтобы эта целостность сохранялась, необходимо использовать интегрированный подход к изучению искусства детьми. Только комплексное воздействие искусства всех видов и жанров (живописи, скульптуры, литературы, музыки, театра и др.) будет способствовать гармоничному развитию личности ребёнка, его эстетического восприятия, творческих способностей.

Искусство помогает глубже познать окружающий мир, ярче чувствовать, больше замечать.

Искусство является особой формой познания и воспитания.

Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической практики и теории на современном этапе. Наиболее эффективное средство для всестороннего развития детей является для них самой интересной, она позволяет передать то, что они видят в окружающей жизни, то что их взволновало, вызвало положительное отношение, желание творить.

 

Источники:

 

1.      http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/03/31/formirovanie-lichnosti-rebyonka-v-protsesse-oznakomleniya-s-iskusstvom

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle