Библиографическое описание:

Логинова А. В. Электронное обучение: причины незаинтересованности поколения «цифровых аборигенов» // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1212-1215.

Ключевые слова: электронное обучение, цифровые аборигены, современные технологии, мотивация, индивидуализация обучения

 

Несмотря на широкое использование электронного обучения в высших учебных заведениях, очень мало известно о мотивационной ориентации учащихся, которым необходимо его использовать.

Более двух десятилетий в мире ведутся споры по поводу появления в мире новой группы молодых людей, которые рождены в цифровую эпоху и взрослеют, используя информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в своей повседневной жизни. Эту группу подростков часто называют «цифровыми аборигенами».

Это понятие («digital natives») было введено Марком Пренски в 2001 году.

Для разграничения между «цифровыми аборигенами» и остальными пользователями ИКТ, Пренски также ввел понятие «цифровые иммигранты» («digital immigrants»). Поколения, рожденные в доцифровую эпоху, не могут полностью понять аборигенов цифрового общества, разделить их ценности и сталкиваются с трудностями при общении, сотрудничестве и, конечно, при обучении этого поколения [1].

Существует две группы студентов: одна четко мотивированна программой электронного обучения и одна — немотивированна. Исследования показали, что размер этих двух групп примерно одинаков. В то время как мотивационный профиль «не мотивированной» группы остается постоянным, профиль мотивированной группы существенно изменяется. С чем же это связано?

Мы часто сталкиваемся с тем, что для максимально эффективного обучения части студентов обязательно нужен обычный текст. А некоторые студенты с восторгом относятся к возможностям электронного обучения. Кому-то нужны только социальные сети, а кто-то не мыслит полноценного учебного курса без списка литературы.

Мы пришли к выводу, что предпочтения в обучении и восприятии информации зависят от принадлежности к тому или иному «поколению» «цифровых аборигенов».

Под поколением понимают группу людей, по-разному обрабатывающих информацию. Поколения, которые интересуют нас это поколение Y (1984–2000г.р.) и поколение Z (c 2000 г.р.).

Давайте кратко охарактеризуем каждое поколение и найдем положительные отличительные признаки и возможности, позволяющие максимально использовать их с точки зрения электронного обучения.

У каждого из поколений есть собственные ценности. Но при этом последующему поколению они передают не то, что было важно для них самих, а то, чего им не хватало.

Мир поколения Y, поколения сети — социальные сети, получение информации через ссылки друзей, культурное одобрение (лайки). Они постоянно нуждаются в обратной связи. Для них важна свобода и личное время, все нужно здесь и сейчас. Никогда не будут что-то делать ради отдаленной перспективы — сразу нужен видимый результат, немедленное вознаграждение.

Для студентов поколения Y важно поставить четкую цель обучения и обязательно иметь мнение экспертов — очень важно наличие в учебном курсе цитат. У них есть изумительная способность — очень быстро и четко усваивать информацию.

Поколение Z или молчаливые художники — это новое поколение, ведь самому старшему из этого поколения сейчас 15 лет. Это яркие индивидуальности со стремлением быть непохожими на других. Важная особенность для каждого — создать свой собственный мир, обустроить личное пространство. Ценности этого поколения только формируются [2].

Мы рекомендуем не причислять себя к тому или иному «поколению» только по возрастному принципу, тем самым ограничивая свои возможности. Каждый из нас частично принадлежит к тому или иному поколению, и только доминирующий элемент в большей степени зависит от возрастных особенностей.

Разрабатывая курсы электронного обучения, мы должны принимать во внимание особенности каждого поколения.

Но, если все студенты являются представителями цифрового поколения, почему они не любят электронное обучение? Исследование отношения студентов к электронному обучению выявило, что сегодняшние студенты не с таким энтузиазмом относятся к университетским курсам электронного обучения, как этого можно было ожидать. Несмотря на то, что они растут в цифровых джунглях и называются «цифровыми аборигенами», предлагающееся электронное обучение не привлекает их априори.

Легко сделать вывод, что традиционное обучение в классе лучше, поскольку студенты, принимавшие участие в опросе, предпочитают его в отличие от электронных курсов. Лучшими Интернет-ресурсами, по их мнению, являются записанные лекции, и они предпочитают печатные книги, а не электронные. Приверженцы традиционного обучения вздохнут с облегчением, и мы все вернемся к доскам и продолжим читать лекции.

Однако, может быть, подобное отношение студентов к электронному обучению, связано не с концепцией в целом, а с тем, что предложенные им курсы электронного обучения не очень убедительны или плохо разработаны? Что, если электронное обучение сегодня в большинстве случаев является просто бледной электронной версией традиционного обучения и, следовательно, всегда сравнивается с «оригиналом»? А может быть, мы на самом деле ничего не изменили, а просто переместили класс в сеть, не задумываясь о том, зачем мы делаем это?

Еще одной из предполагаемых причин может быть то, что ресурсы электронного обучения, которые внедряются в университетах, не достаточно высокого качества, чтобы действительно увлечь очень подкованное в цифровом плане студенческое население. Возможно, при больших инвестициях не только в пользовательский интерфейс, но и в интеграцию в онлайн и дневную формы обучения, ресурсы электронного обучения смогут трансформироваться из технологии, которая помогает студентам найти альтернативу пребыванию в классе в технологию, которая на самом деле придаст новый импульс и будет дополнением их аудиторной работы.

Мы полагаем, что на отношение студентов также влияет фактор комфорта. Они были воспитаны на аудиторных занятиях и привыкли к лекциям и обучению для сдачи экзаменов. Настоящий потенциал использования электронного обучения в образовании требует различных навыков и нового подхода к преподаванию и обучению, что является более сложной задачей. Электронное обучение, которое обычно встречаем мы, представляет собой традиционную модель, основанную, в основном, на передаче информации и самостоятельной работе.

Пока электронное обучение является просто электронной версией очного обучения, она останется бледной копией, следующей не уступающей по качеству альтернативой, а не чем-то новым и захватывающим. Когда электронная версия превзойдет оригинал и станет чем-то еще, мы сможем увидеть преимущества.

Курс электронного обучения будет отталкивать студентов, если он:

-                   скучный — никому не нравится засыпать при чтении или изучении материала.

-                   выглядит устаревшим — вы когда-нибудь смотрели учебное видео или читали тексты, которые были опубликованы в начале 2000-х годах или еще раньше? Если это так, то вы понимаете, насколько отвлекает и сбивает с толку курс электронного обучения, когда вы понимаете, что он 10+.

-                   слишком отвлекает — уберегите пользователей от вращающихся картинок, звуковых эффектов, и бесконечных интерактивных элементов. То, что эти элементы электронного курса доступны, не означает, что вы должны использовать их все.

-                   пронизан специальной терминологией — избегайте чрезмерного числа сокращений и другой раздражающей терминологии.

-                   плохо спроектирован — убедитесь, что курс визуально привлекателен и соответствует основным принципам проектирования.

-                   перегружен опечатками — опечатки могут мгновенно убить доверие к курсу.

-                   медленно загружается — файлы курса электронного обучения могут быть довольно большими. Убедитесь, что у вас есть необходимая инфраструктура, чтобы эффективно доставлять их. Никто не хочет ждать, пока курс, графика, видео или аудио загрузятся.

-                   испытывает нехватку материала — не растягивайте небольшое количество контента для того, чтобы создать часовой электронный курс обучения.

-                   недостаточно контролируется преподавателем — студенты в электронном обучении иногда чувствуют, что их преподаватели не особенно заинтересованы в них или их успехе.

-                   подвержен сбоям — студенты всегда боятся того что будет, если их электронный курс рухнет. Это ужасное чувство, когда у вас есть задания, вы не в состоянии получить доступ к веб-странице.

-                   поддерживает недостаточно коммуникативных сервисов — большинство студентов не любят групповую работу, особенно, когда дело доходит до обучения в режиме онлайн. Многие студенты электронных курсов не хотят встречаться с группой, чтобы обсудить работу и хотели бы иметь различные варианты коммуникативных сервисов, которые позволяют осуществлять коммуникацию.

Учитывая всё вышесказанное, преподаватели и создатели курсов электронного обучения должны сделать все возможное, чтобы привлечь учащихся в свой курс. Каждый студент электронного обучения должен получит возможность максимально эффективно выбрать собственный способ реализации своих возможностей. Новые возможности несут возможности выбора, выбора оптимальной технологии обучения именно для данного человека. И наша задача сделать наш электронный курс наиболее полным и гибким для решения поставленной задачи для каждого конкретного студента.

Процесс обучения необходимо сделать более понятным, простым, логически выстроенным, доступным и интересным для обучающегося. Этого можно достичь при хорошем качестве и грамотной организации учебных материалов курса. Необходимо помнить, что подход к организации электронных образовательных ресурсов должен быть системным. Это позволит выстроить единую систему из целей обучения, учебного материала и инструментов, необходимых для получения и усвоения знаний.

 

Литература:

 

1.                  «Аборигены» и «иммигранты» цифрового мира: очно-дистанционный семинар-практикум. URL: http://adu.by/?p=3467. (дата обращения: 25.12.2014)

2.                  «Поколения» e-Learning. URL: http://ra-kurs.spb.ru/2/0/1/1/?id=54. (дата обращения: 05.01.2015)

3.                  Электронное обучение в России: опыт, проблемы, перспективы // Аккредитация в образовании. — № 10. — С.76–77.

4.                  Bell N. Survey says: what students hate about e-courses. URL: http://www.neelabell.com/online-learning-2/what-students-hate-about-ecourses. (дата доступа: 15.09.2014)

5.                  What do you love and hate about e-learning? URL: http://blogs.articulate.com/rapid-elearning/what-do-you-love-hate-about-e-learning. (дата обращения: 14.09.2014)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle