Библиографическое описание:

Логинова А. В. Как мотивировать учащихся до, в течение и после курса электронного обучения // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1208-1210.

Ключевые слова: электронное обучение, мотивация, психологические особенности, индивидуальные потребности, персонализация обучения

 

Мотивация представляет собой сложное явление. Несколько теорий пытаются объяснить, как работает мотивация. В управленческих кругах, вероятно, наиболее популярны объяснения мотивации на основе потребностей личности.

Модель основных потребностей, которую называют содержательной теорией мотивации, выделяет специфические факторы, которые мотивируют индивида. Хотя эти факторы находятся в индивиде, факторы вне человека также могут повлиять на него.

Короче говоря, все люди имеют потребности, которые они хотят удовлетворить. Некоторые потребности являются первичными, такие как питание, сон и вода, которые имеют дело с физическими аспектами поведения и считаются неприобретёнными в процессе обучения. Эти потребности являются биологическими по природе и относительно стабильными. Их влияние на поведение, как правило, очевидно, и, следовательно, легко идентифицируется.

Вторичные потребности — психологические, что означает, что они приобретаются в основном через опыт. Эти потребности значительно варьируются в зависимости от культуры и от конкретного человека. Вторичные потребности состоят из внутренних состояний, таких как стремление к власти, достижениям и любви. Определение и интерпретация этих потребностей являются более трудной задачей, так как они могут демонстрироваться в различных формах. Вторичные потребности отвечают за большую часть поведения.

Некоторые теоретики, включая Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга, Дэвида МакКлелланда и Клейтона Алдерфера, представили свои теории, чтобы объяснить потребности как источник мотивации.

Абрахам Маслоу определил потребность как физиологический или психологический дефицит, который человек чувствует необходимость удовлетворить. Эта потребность может создать напряженность, которая повлияет на отношение к работе и поведение человека. Маслоу сформировал теорию, основанную на его определении потребности, которая предполагает, что люди мотивированы несколькими потребностями, и что эти потребности существуют в иерархическом порядке (Рис. 1). Его идея заключается в том, что только неудовлетворенная потребность может влиять на поведение; удовлетворённые потребности не являются мотиваторами.

Теория Маслоу основана на двух принципах:

-                   принцип дефицита: удовлетворенная потребность больше не мотивирует поведение, потому что люди действуют, чтобы удовлетворить ущемленные потребности.

-                   принцип прогрессии: пять потребностей, выявленных им, существуют в иерархии, что означает, что потребность на любом уровне вступает в игру только после того, как потребность нижнего уровня удовлетворена.

http://constructorus.ru/wp-content/uploads/2013/05/%D0%A2%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F-%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%B8-%D0%90%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%85%D0%B0%D0%BC%D0%B0-%D0%9C%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%BE%D1%83.png

Рис. 1. Иерархия Маслоу

 

Так как же мотивировать учащихся работать с онлайн курсами? Задача состоит не столько в создании контента, сколько в создании контента, который находит отклик у учащихся. Вы можете предлагать великолепное содержание в ваших курсах электронного обучения, но вы не можете быть полностью уверены, приобретет ли ваша аудитория знания из них. Учащиеся контролируют то, что они изучают, и это во многом зависит от уровня их мотивации.

Существуют определенные мотивационные методы, которые, если вы внедряете их в содержание, сделают его более актуальным и впечатляющим для вашей аудитории. Если вы сможете понять, что мотивирует учащихся, вы определенно сможете повысить опыт познания. Таким образом, работа преподавателя и создателя электронного курса заключается в том, чтобы выяснить, что движет этими учащимися, а затем использовать эти идеи, чтобы привлечь их в курс.

Вот то, что вы можете сделать, чтобы мотивировать учащихся до, во время и после курса электронного обучения.

Действие № 1: Поймите учащихся. Преподаватели должны думать о своей аудитории, прежде чем подбирать любые учебные материалы. Они должны думать о типе людей с которыми они работают и чем они занимаются в настоящее время. Являются ли они сотрудниками с многолетним опытом или студентами? Состоит ли группа из представителей одного и разных полов, возраста, образования и положения? Все эти факторы важны для динамики курса.

Действие № 2: Сделайте обучение наполненным особым смыслом. Большинство учащихся заинтересованы в получении новой информации, только если она может быть непосредственно применена к их повседневной жизни. Ключевым мотивационным фактором в электронном обучении являются учебные материалы и идеи, которые будут значимы для студентов. Если новый навык или информация не будут полезны для учащихся, они, скорее всего, будут иметь меньшую ценность в курсе. Преподаватели должны всегда придерживаться соответствующего содержания и подробно описывать, как и когда студенты могут использовать их в работе или повседневной жизни.

Действие № 3: Стимулируйте любопытство. Эффективный способ привлечь студентов на любой курс — это стимулировать их любопытство. Преподаватели могут заполучить студентов, узнав их мнение о курсе, попросив их описать идеальный рабочий день или устроив им мозговой штурм по поводу новых концепций. Студенты будут более мотивированы узнать новый материал, когда им любопытно, как это может повлиять на их настоящее и будущее. Другими мотивационными факторами в электронном обучении могут быть: предварительные тесты или анкеты, которые выполняются перед ознакомлением с материалом или предложение составить перечень тем, которые студенты хотели бы изучить в процессе обучения.

Существуют и другие стратегии, порождающие любопытство:

-                   вводите вопросы, предоставляющие пищу для размышлений, проверки знаний или удивительные утверждения;

-                   дайте учащимся решить проблему;

-                   поощряйте студентов учиться через активное обучение. Для этого обеспечьте им ресурсы, видео и подкасты.

Действие № 4: Обеспечивайте соответствующую обратную связь. Обратная связь всегда должна быть целевой и профильной. Преподаватели должны обеспечить студентам обратную связь, который касается непосредственно работы, которую они выполняют. В онлайн-курсе, обратная связь может принимать форму электронной переписки, доски обсуждений или форумов. Важно, чтобы каждый студент чувствовал, что его работа оценивается.

Действие № 5: Доставка контента в нужном формате. Учащиеся хотят быстрые, крохотные кусочки контента, чтобы прогрессировать в курсе и сделать обучение более «управляемым». Если перегружать студентов, они будут выпадать из обучения. Следует принять решение какой формат контента поможет донести ваше послание до учащихся. Будет ли это решение организовать информацию в логическом порядке путем разделения на модули, разделы и темы, или вы у вас возникнет идея разделить экран на 2 различных слайда, чтобы сделать информацию более удобоваримой.

Действие № 6: Отпразднуйте завершение курса. Обеспечьте способ отпраздновать достижения студентов, а также время и усилия, которые они приложили для выполнения всех требований курса. Преподаватели могут выдать студентам свидетельства об окончании или вывесить список учащихся, которые завершили курс.

Действие № 7: Обеспечьте поддержку. Один из самых важных ключевых мотивационных факторов в электронном обучении — это предоставление студентам материалов, которые можно использовать, когда курс уже завершен. Этот материал может принимать форму полезных раздаточных материалов, к которым можно обращаться. Преподаватели могут предоставить список ссылок или полезных веб-сайтов, или продолжать консультировать студентов по электронной почте или через вебинары.

Как преподаватели или инструкторы, мы ничего не можем сделать, чтобы заставить студентов учиться. Они будут учиться, только если они мотивированы на получение информации. Однако, мы можем создать надлежащие условия, чтобы помочь им учиться.

Каждый ученик уникален и будет мотивирован различными факторами в пределах или за пределами классной комнаты. Персонализируя интернет-среду для каждого студента, преподаватель повышает вероятность вовлечения и мотивации даже для самых сложных курсов.

Электронное обучение — это не конвейер автоматизированного производства. Преподаватели, даже пребывая в роли тьютеров, всегда настроены вносить какие-либо изменения в содержание учебных материалов и методику обучения в зависимости от контингента и конкретных условий учебного процесса. Вероятность успешного внедрения любой инновации зависит от степени вовлеченности в нее всех участников процесса.

 

Литература:

 

1.      Бобырева А. П. Некоторые приемы развития мотивации при обучении студентов технического вуза иностранным языкам. Педагогические науки. 2012.

2.      Теория мотивации Абрахама Маслоу. URL: http://constructorus.ru/psixologiya/teoriya-motivacii-abraxama-maslou.html. (дата обращения: 01.04.2015)

3.      Theories of motivation. URL: http://www.analytictech.com/mb021/motivation.htm. (дата обращения: 20.03.2015)

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle