Библиографическое описание:

Семёнова Н. Н. Бюджетная классификация Российской Федерации на современном этапе // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 791-793.

Следует подчеркнуть, что важными составляющими государственного бюджета являются его доходы и расходы. В доходах отражается налоговая политика государства, в расходах — приоритетные направления вложения средств. Установление источников доходов бюджета является ключевым элементом бюджетной политики, поскольку точность и правильность определения источников поступлений способствует полноте и своевременности финансирования расходов на обеспечение задач и функций, которые возложены на органы государственной и местной власти. Поэтому, важная роль отводится созданию эффективной бюджетной системы Российской Федерации.

В Бюджетном кодексе Российской Федерации закреплен перечень доходов каждого из звеньев бюджетной системы России, порядок и условия их отнесения к соответствующим видам бюджетов, а также перечень расходов, осуществляемых из соответствующего уровня бюджета.

Отметим, что расходы бюджетов всех уровней группируются по предметному признаку в соответствии с Бюджетной классификацией России. Следует подчеркнуть, что важным механизмом для формирования состава доходов и расходов Федерального и местных бюджетов является бюджетная классификация, которая состоит из четырех частей и составляет единую систематизированную группировку. Бюджетная классификация Российской Федерации включает:

-          классификацию доходов бюджетов;

-          классификацию расходов бюджетов;

-          классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;

-          классификацию операций публично-правовых образований (далее — классификация операций сектора государственного управления).

Кроме того, благодаря информационному наполнению бюджетной классификации разрабатывается бюджетное планирование и прогнозирование, а также составляются проекты бюджетов, сравниваются расходы однотипных учреждений, которые финансируются из бюджета, систематизируются данные отдельных смет, бюджетов и сводных бюджетов. Отметим, что для классификации доходов бюджета основой является источники доходов, а для классификации расходов — целевое использование средств.

Что касается изменений в бюджетной классификации Российской Федерации, то в 2005 году были внесены кардинальные изменения в содержание, изменились коды, были расширены пределы самостоятельности органов исполнительной власти регионов, была также сделана попытка максимально приблизить бюджетную классификацию к международным стандартам.

После принятия Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации» изменился концептуальный подход к утверждению бюджетной классификации.

2010 год. Вышли Приказы Министерства финансов Российской Федерации № 28н от 31.03.2010 г., № 61н от 24.06.2010 г., № 101н от 31.08.2010, № 149н от 15.11.2010 г., № 163н от 10.12.2010 г., а также № 188н от 28.12.2010 г. «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2009г. № 150н». Все они касались обновления справочников бюджетной классификации на 2010 год. Также был издан Перечень кодов целей, присваиваемых органами Федерального казначейства в 2010 году субсидиям, субвенциям и иным межбюджетным трансфертам, имеющим целевое назначение, предоставляемым из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В 2010 году в справочник «БК (доходы)» был добавлен параметр «Уровень кода».

Основные изменения коснулись следующих разделов: БК (доходы), Виды расходов, Целевые статьи, БК (источники), Ведомства.

2011 год. Был издан Перечень кодов целей, присваиваемых органами Федерального казначейства в 2011 году субсидиям, субвенциям и иным межбюджетным трансфертам, имеющим целевое назначение, предоставляемым из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Вышли приказы № 34н от 28.03.2011 г., № 69н от 14.06.2011 г., № 117н от 22.09.2011 г., № 154н от 17.11.2011 г., № 190н от 29.12.2011 г. «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 190н». Также  был обнародован Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 28.12.2010 г. № 190н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (с изменениями от 17.11.2011). И вышел Перечень кодов целей, присваиваемых органами Федерального казначейства в 2011 году субсидиям, субвенциям и иным межбюджетным трансфертам, имеющим целевое назначение, предоставляемым из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (изменения от 03.11.2011).

Основные изменения коснулись следующих разделов: Кодов целей (справочник дополнительной классификации), Ведомств, Видов расходов, Целевых статей, БК (доходы).

2012 год. Был выпущен Перечень кодов целей, присваиваемых органами Федерального казначейства в 2012 году субсидиям, субвенциям и иным межбюджетным трансфертам, имеющим целевое назначение, предоставляемым из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Были опубликованы Приказы Министерства финансов Российской Федерации от № 89н 26.06.2012 г., № 39н от 20.03.2012 г., № 180н от 21.12.2011 г., № 119н от 24.08.2012 г. и № 159н от 13.12.2012 г. «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденные приказом Министерства финансов Российской Федерации от 21.12.2011 г. № 180н».

Основные изменения коснулись следующих разделов: Коды цели (справочник дополнительной классификации), БК (доходы), БК (источники), Целевые статьи, Ведомства.

2013 год. Вышел Перечень кодов целей, присваиваемых органами Федерального казначейства в 2013 году субсидиям, субвенциям и иным межбюджетным трансфертам, имеющим целевое назначение, предоставляемым из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе их остаткам, не использованным по состоянию на 1 января 2013 года и Приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 18.03.2013 г. № 31н «Об утверждении Указаний о порядке применения классификации расходов бюджетов для составления проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, начиная с бюджетов на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов». Также вышли Приказы Министерства финансов Российской Федерации № 44н от 17.04.2013 г. и № 67н от 10.07.2013 г. «О внесении изменений в указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденные приказом Министерства Финансов российской федерации от 21 декабря 2012 г. № 171н».

Основные изменения коснулись следующих разделов: Подразделы, целевые статьи, виды расхода, Дополнительная классификация, Целевые статьи, коды дохода.

2014 год. Вышел перечень кодов целей, присваиваемых органами Федерального казначейства в 2014 году субсидиям, субвенциям и иным межбюджетным трансфертам, имеющим целевое назначение, предоставляемым из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в том числе их остаткам, не использованным по состоянию на 1 января 2014 года (от 25.03.2014) и Приказы МФ РФ № 11н от 20.02.14, № 34н от 14.05.14, № 67н от 30.07.14, № 88н от 29.08.14, № 109н от 26.09.2014 и № 134н от 21.11.2014 «О внесении изменений в Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ».

Основные изменения коснулись следующих разделов: Дополнительная классификация, Доходная КБК, Целевые статьи, КБК (источники), Ведомства, Виды расходов, КБК (доходы), Виды доходов.

Экономически обоснованная бюджетная классификация способствует объективному анализу поступлений доходов по каждому виду, эффективному составлению и исполнению государственного и местных бюджетов, отчетности об их выполнения, осуществлению контроля финансовой деятельности органов государственной власти, органов власти, органов местного самоуправления, других распорядителей бюджетных средств и для обеспечения общегосударственной и международной сравнимости бюджетных показателей.

 

Литература:

 

1.      Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31/07/1998г. № 145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17/07/1998г., ред. от 2014 года)

2.      Федеральный Закон от 05/08/2000г. № 115-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон «О бюджетной классификации Российской Федерации» (редакции 2010–2014 гг.)

3.      Приказ Минфина РФ от 25/05/1999г. № 38н (ред. от 27/11/2000г.) «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01/01/2014г.)

4.      Бюджетная система Российской Федерации Учебник под ред. проф. М. В. Романовского и проф. О. В. Врублевской г.Москва “Юрайт” 2012г.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle