Библиографическое описание:

Даниярова А. Е., Кашина П. В., Мерсиянцев А. В. Патриотическое сознание как духовная ценность современности // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 949-951.

Многие века создавалась история. Великие люди — ученые и воины, герои и мудрецы — по крупицам делали жизнь такой, какой она досталась современникам. И каждый момент этой жизни возможен только потому, что были столетия до него. Об этом необходимо помнить, это должны четко осознавать, чтобы продолжать жить, оставаться полноценным человеком — связующим звеном в непрерывном потоке времени.

Согласно энциклопедическим данным: «Память — способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления» [1, с.16]. Историческая память содержит знание об исторических битвах, судьбоносных событиях, жизни и творческой деятельности выдающихся деятелей политики и науки, техники и искусства. Историческая память воспроизводит непрерывность и преемственность социального Бытия.

Исследованиями исторической памяти в XX веке занимались французские исследователи Морис Хальбвакс и Пьер Нора [2]. В России исследования в этой области ведут И. М. Савельева, А. В. Полетаев, Л. П. Репина. В Казахстане одним из ученых, который исследовал историческую память, был Чокан Валиханов «Этнографическое наследие казахов» [3].

«Память истории священна» — такова была жизненная позиция Д. С. Лихачева. Она отразила возрастающий интерес в общественном сознании к различным формам исторической памяти, отношение к традициям и реальным событиям прошлого, истории искусства и науки, политики и религии, техники и повседневности, памятникам и биографиям, сохраненным письмам, дневникам, фотографиям, записным книжкам и любимым вещам. Исследователи называют такие знаки памяти культурными символами, отразившими в самосознании и ментальности народа духовные ценности и коллективные представления исторической эпохи.

Д. С. Лихачев писал: «Память противостоит уничтожающей силе времени. Память — преодоление времени, преодоление пространства. Хранить память, беречь память — это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками» [4]. Человеку необходимо ощущать себя в истории, понимать свое значение в современной жизни, оставить о себе добрую память. Культурная память — необходимое условие нравственной жизни, привязанности к родным местам и патриотизма.

Однако процесс исторической памяти не означает механического повторения и воспроизведения прошлого, он отражает сложность, неоднозначность человеческих отношений, изменение духовных ценностей и личных позиций, влияние субъективных мнений. Свидетельством тому «белые пятна» в мировой и отечественной истории.

Казахстан в период 20–30-х годов XX века стал одним «большим домом» для многих национальностей и народностей. По разным оценкам, количество национальностей, проживающих на территории современного Казахстана, составляет около 130.

Первые строки основного закона нашей страны звучат так: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой, созидая государственность на исконной казахской земле, сознавая себя миролюбивым гражданским обществом, приверженным идеалам свободы, равенства и согласия, желая занять достойное место в мировом сообществе, осознавая свою высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, исходя из своего суверенного права, принимаем настоящую Конституцию» [5].

Народ, как известно, проходя через различные этапы своей истории, формирует собственный образ патриотизма, опираясь как на уже имеющиеся достижения, так и на собственный образ будущего. Что же означает сегодня быть патриотом Казахстана? В чем именно заключается казахстанский патриотизм? В первую очередь — уважение к стране, ее многонациональному народу, ее достижениям, общим символам и политическим институтам, которые сегодня олицетворяют единство всех казахстанцев, основанный на глубоком уважении к традициям национальной культуры и духовности казахского и других народов страны, внесших свой вклад в формирование общего для всех граждан достояния. Казахстан обладает всей необходимой совокупностью ярких особенностей и общепризнанных достижений, которые способны стать основой для осознания им себя как успешного и перспективного суверенного государства — признанного и уважаемого члена международного сообщества.

Важной составной частью казахстанского патриотизма являются его культурно-цивилизационное своеобразие, открытость миру, уникальный синтез культур. Весомой составляющей политического образа Казахстана, безусловно, является модель национального согласия, модель многокультурного и многонационального общества.

Возрождение утраченных традиций, осознание самобытности культуры каждого этноса — приоритетные задачи современности. Государство стремится воспитать в молодом поколении толерантность, взаимоуважение. Приоритетной задачей любого государства является патриотическое воспитание.

Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять ее характер и культурные особенности, стремление защищать интересы Родины. Помимо личных устремлений человека нужны общечеловеческие ценности, и одним из них является чувство патриотизма. Именно патриотизм является нравственной чертой, которая связывет всех людей в единое общество. Общество, объедененное любовью к своей Родине, способно сделать государство целостным и процветающим.

Патриотизм — это чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Он является нравственной категорией, неотъемлемой от индивидуальных и гражданских качеств личности. Это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству. Владимир Даль, трактовал патриотизм как «любовь к отчизне» [6, с. 627]. Без глубокого чувства любви к своей стране, подлинного патриотизма нет настоящего гражданина, настоящего человека.

Патриотизм — это любовь к родине, одно из наиболее глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Патриотическое воспитание проходит несколько этапов: от любви к своей семье до любви к Отчизне. Любовь к Родине является наивысшим уровнем патриотизма. Возрождая традиции и достижения предшествующих поколений, мы создаем условия для поступательного движения в будущее, и в этом велика роль образования, как фактора обеспечения мира и стабильности путем воспитания молодежи в духе толерантности и согласия. Неотъемлемой частью формирования патриотизма у современной молодежи является воспитание на примерах героев Великой Отечественной Войны.

С каждым годом всё дальше в прошлое уходят события Великой Отечественной войны, всё меньше остаётся свидетелей тех страшных дней. Cвященный долг современников перед героями Великой Отечественной войны — не забывать о подвигах, которые они совершили, иметь полное представление о трагических и героических страницах Великой Отечественной войны. Война с фашистской Германией, показала всему миру невиданную стойкость и мужество советского воина.

«В том, что страна вновь и вновь вспоминает о подвиге своих сыновей, есть высокая историческая справедливость. Мир был бы другим, если бы советские люди не выстояли, не выдержали этих четырех лет», — писал К. Симонов [7, с. 177].

Годы Великой Отечественной войны — годы мужества, героизма, стойкости духа советского народа. Знание исторических событий создает основу для формирования патриотических чувств у современной молодежи. Тема Великой Отечественной войны не утратит своей актуальности, ведь это событие затронуло каждую семью. Тысячи молодых девушек и парней полегли на поле боя. Они были вдохновлены идеей победы. Своей жизнью они пожертвовали, ради мира на земле.

Следует отметить, что патриотизм выступает в единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности, который формируется под влиянием многих факторов. При этом главную роль играет воспитание. Ведь оно всегда оказывало решающее воздействие на становление личности и, соответственно, на благополучие целого общества. Патриотическое воспитание молодежи — это процесс воздействия на нее с целью осознанного восприятия исторических знаний о лучших традициях своего народа, его героической борьбе, подвигах, талантах лучших сынов, знание символов государства.

Из поколения в поколение передается историческая память народа. Духовные и культурные ценности, созданные в прошлом, становятся достоянием современного общества. История обладает свойством эмоционального воздействия на мысли и чувства людей, она активно участвует в гармоничном воспитании человека и способствует формированию патриотизма. Совместные усилия педагогов и молодого поколения должны быть направлены на создание всевозможных условий для становления духовно-нравственной сферы современной личности, от которой зависит будущее человеческого общества.

 

Литература:

 

1.         Словарь русского языка, под редакцией А. П. Евгеньевой. — М.: Русский язык, 1985–1988. — С.16.

2.         Морис Хальбвакс Социальные рамки памяти. — М.: Новое издательство, 2007.; Пьер Нора Всемирное торжество памяти // Неприкосновенный запас. — 2005. — № 2–3 (40–41).

3.         Савельева И. М., Полетаев А. В. Теория исторического знания (учебное пособие для вузов). СПб.: Алетейя; М.: ГУ-ВШЭ, 2008, 523 с.; Репина Л. П. Культурная память и проблемы историописания (историографические заметки). М., 2003. С. 10. Валиханов Ч. Ч. Избранные произведения. — Алма-Ата, Изд-во АН КазССР, Т. III, 1961.

4.         Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. –М.: Изд-во Детская литература, 1989.

5.         Конституция Республики Казахстан. — Алматы: Норма-К, 2002. — С.3.

6.         Даль В. И. Толковый словарь русского языка. — М.: Астрель АСТ, 2006. — 983 с.

7.         Симонов К. М. Живые и мертвые. — М., 1989. — 350 с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle