Библиографическое описание:

Овчинникова И. С., Кобзева Н. А. Тренинг как технология активного обучения // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1239-1241.

В статье рассматриваются тренинг в качестве технологии активного обучения иностранным языкам.

Ключевые слова: традиционное обучение, тренинг, иноязычная коммуникация, общение.

 

Проблема качества образования является национальным приоритетом в российских вузах, так как именно качественное образование способствует формированию у будущих специалистов систематического мышления, производственную, правовую, информационную, коммуникативную, экологическую культуры, предпринимательскую и творческую активность, умение анализировать, проектировать свою деятельность и предвидеть ее последствия.

В настоящее время процесс обучения иностранным языкам в неязыковом требует поиска, разработки и использования эффективных технологий, направленных на повышение качества иноязычной подготовки будущих специалистов. Особый интерес сотрудников кафедры иностранных языков Института неразрушающего контроля вызывает интерактивное обучение, организация которого предполагает моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, выработки совместного решения на основании анализа соответствующей ситуации. Интерактивное обучение, в данном случае английскому языку, эффективно способствует развитию навыков и умений иноязычной коммуникации, созданию атмосферы содружества, взаимодействия на занятиях. Рассмотрим далее педагогические технологии и методы, позволяющие продуктивно реализовать интерактивное обучение.

Опыт работы в группах студентов, обучающихся по направлению «Техносферная безопасность», «Приборостроение» (бакалавр) показывает, что одной из эффективных является технология тренинга, способствующая развитию иноязычной коммуникативной компетенции студентов.

Тренинг (англ. training) — это специальная тренировка, обучение чему-либо; термин, при помощи которого обозначают различные методы, предназначенные для формирования и развития у индивида полезных привычек, умений и навыков [1].

Тренинг как особая форма обучения сформировался в начале XX века. В частности в 1912 году в США автор популярных книг по психологии Дейл Карнеги организовал тренинговый центр, в котором проводились тренинги по развитию уверенности в себе, формированию навыков общения, делового взаимодействия с людьми, публичного выступления [2].

Среди видов тренинга (социально-психологический, тренинг личного роста и др.), следует отметить актуальность тренинга общения в обучении иностранным языкам. Как следует из названия, для данного тренинга подбираются упражнения и задания на развитие коммуникативных умений, а для организации общения моделируются разнообразные ситуации, используются элементы игры и драматизации [2].

В методике обучения тренинг можно рассматривать как запланированный процесс модификации знания, навыков и умений обучающегося, метод активного обучения, целью которого является развитие социальных установок, умений и навыков. Во время тренинга создается неформальное, непринужденное общение, которое открывает перед группой обучающихся множество вариантов развития и решения проблемы, ради которой они собрались. Как правило, технология тренинга делает процесс обучения интересным, не обременительным.

Тренинг и традиционные формы обучения имеют существенные отличия. Традиционное обучение более ориентировано на правильный ответ и, по своей сути, является формой передачи информации и усвоения знаний. В то время как тренинг, прежде всего, ориентирован на постановку вопросов и поиск ответов.

В отличие от традиционных, технология тренинга полностью охватывает потенциал обучающегося: уровень и объем его компетентности (социальной, эмоциональной и интеллектуальной), самостоятельность, способность принятия решений, взаимодействие и т. д. Так же, как и любое учебное занятие, тренинг в процессе обучения иностранному языку имеет определенную цель: информирование и приобретения участниками тренинга новых навыков и умений иноязычной коммуникации; изменение взгляда на проблему и на процесс обучения, повышение способности обучающихся к положительному отношению к себе и жизни.

Тренинг имеет свои атрибуты, к которым относятся:

-        тренинговая группа;

-        тренинговый круг;

-        правила группы;

-        атмосфера взаимодействия и общения;

-        интерактивные методы обучения;

-        структура тренингового занятия;

-        оценки эффективности тренинга.

Данные атрибуты могут быть направлены на приобретение общекультурных навыков и умений, формирование навыков сотрудничества, навыков анализа первоисточников и дополнительной литературы, навыков логического мышления, анализа, подготовки презентации как результата самостоятельной работы; овладение новыми формами учебной деятельности, формирование положительного отношения к себе и к окружающим, поиск эффективных путей решения поставленных проблем. Различают такие виды упражнений тренинга: организационные; мотивационные; коммуникативные; креативные, развития когнитивных процессов; рефлексивные [3].

При проведении тренинговых упражнений необходимо соблюдение принципов активности, творческой позиции, осознание своего поведения, партнерского общения. Например, в коммуникативные тренинги, которые проводятся в группах студентов Института неразрушающего контроля (Томский политехнический университет), включаются следующие задания: сравнить стереотипы поведения россиян с англо-американскими стереотипами поведения; обсудить пословицы и поговорки англоязычных народов, связанные с будущей специальностью обучаемых, а также задания, направленные на развитие умений иноязычной коммуникации в области межличностного и межкультурного взаимодействия в различных социальных средах (написание личных писем однокурсникам о проблемах, хобби, составление правил учебной деятельности и поведения, обязательных для студентов группы и преподавателя) и другие.

Следует отметить, что учебный языковой материал при подготовке заданий тренингов коррелирует с освоением языкового материала базового учебно-методического комплекса, рекомендованных в качестве источников освоения дисциплины, а также соответствуют Рабочей программе дисциплины «Иностранный язык». Системное и последовательное выполнение заданий тренинга в течение академического года обеспечивает развитие лингвистической, социолингвистической, дискурсивной, стратегической, социальной, социокультурной составляющих иноязычной коммуникативной компетенции.

Таким образом, использование тренинга, технологии активного обучения, может способствовать социализации личности обучающегося, формированию умений сотрудничества, приобретению знаний путем коллективной деятельности, способности принимать решение на основе толерантного отношения к противоположной точки зрения; развитию когнитивных творческих процессов и, что очень важно, развитию иноязычной коммуникативной компетенции.

 

Литература:

 

1.                  Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Изд-во ИКАР, 2009. — 448 с.

2.                  Сидоров С. В. Тренинг как форма активного обучения [Электронный ресурс] // Сидоров С. В. Сайт педагога-исследователя. — URL: http://si-sv.com/publ/14–1-0–387 (дата обращения: 05.05.2015).

3.                  Захарова Г. И. Теория и методика психологического тренинга [2008, PDF, RUS]. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://myakushkin.ru/pdf/THEORY_AND_METHODS_OF_PSYCHOLOGICAL_TRAINING.pdf, свободный.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle