Библиографическое описание:

Куташов В. А., Хабарова Т. Ю., Михайлова Ю. Ю. Изучение синдрома эмоционального выгорания у среднего медицинского персонала студенческой многопрофильной поликлиники // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 432-436.

С давних пор проблематика стрессоустойчивости человека в различных профессиях привлекала внимание психологов. В профессиях типа «человек — человек» чаще проявляются негативные признаки профессиональной деформации личности. Среди них обнаружены и общие для всех профессий признаки: деформация механизмов социальной перцепции; возникновение профессионального фильтра восприятия окружающих людей не как уникальных личностей и индивидуальностей, а лишь как фигурантов специфических, сугубо профессиональных отношений.

К профессиональной деформации личности относится формирование у специалистов синдрома эмоционального выгорания.

Регулярно сталкиваются со страданием людей медицинские работники, они вынуждены создавать своеобразный психологический барьер защиты от пациента, тем самым становясь менее эмпатичными, либо им грозит эмоциональное выгорание.

Психика человека от природы устроена так, что невозможно оставаться равнодушным к проявлению эмоций со стороны окружающих, мы как бы «заражаемся» ими. Невольно присоединяются вторичные переживания по поводу чужих проблем. Последствием этого может являться не только ухудшение собственного здоровья человека, но и стойкое снижение его работоспособности. Итог такого емко описан словами классика Максима Соколова: «Ещё один сгорел на работе»

Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, личностные особенности медицинских сестер, психопрофилактика.

 

Актуальность. Актуальность темы обосновывается сложным значением синдрома эмоционального выгорания, его различными интерпретациями, причинами и проявлениями, требующие поиска исследовательских стратегий и создания соответствующего психологического инструмента. Сама профессиональная деятельность медицинской сестры располагает эмоциональную насыщенность, психофизическое напряжение, высокий процент факторов, вызывающих стресс. Результативность производственной деятельности лечебно-профилактического учреждения в большей степени зависит от среднего медицинского персонала, что возможно только при высоком потенциале их здоровья.

Целью исследования являлось изучение особенностей эмоционального выгорания в процессе профессиональной деятельности медицинских сестер.

Материал и методы исследования

Исследование проводилось в период с ноября по декабрь 2014 года в БУЗ ВО «Воронежская городская клиническая поликлиника № 15 (студенческая)". В исследовании участвовали медицинские сёстры — 45 человек, а именно медицинские сестра ВОП, ОВЛ, гинекологии в возрасте 22±37 лет со стажем работы от 1 года до 10 и более лет. Исследование осуществлялось в несколько этапов:

На первом этапе исследования были выявлены социально-демографические характеристики испытуемых.

На втором этапе исследования были выявлен уровень сформированности синдрома эмоционального выгорания и ведущие симптомы эмоционального выгорания у испытуемых в процессе выполнения профессиональной деятельности.

На третьем этапе исследования было определено психоэмоциональное состояние испытуемых.

На четвёртом этапе исследования были выявлены личностные черты испытуемых.

На пятом этапе исследования был определён доминирующий тип темперамента испытуемых.

В исследовании использовались следующие методы:

1.                  Анкетирование — с его помощью была получена социально-демографическая информация об испытуемых.

2.                  Методика «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко предоставила подробнейшую картину синдрома эмоционального выгорания, с её помощью диагностировались симптомы эмоционального выгорания, уровень сформированности и фазы развития синдрома эмоционального выгорания (напряжение, резистенция, истощение) [41,39].

3.                  Методика цветовых выборов М. Люшера — с её помощью диагностировалось психоэмоциональное состояние испытуемых [32,21].

4.                  16PF — опросник Р. Б. Кеттелла (предназначенный для людей от 16 лет и старше) — с его помощью определялись такие личностные факторы как общительность, логический компонент интеллекта, эмоциональная устойчивость, конформность, озабоченность, уровень следования нормам, склонность к риску, стрессоустойчивость, подозрительность, практичность, понимание людей, уровень самооценки, приверженность новому, самодостаточность, уровень самоконтроля, социальная напряжённость.

На основе 16-ти основных факторов вычислялись 4 вторичных фактора: экстраверсия — интроверсия (Q1), тревожность (Q2), уравновешенность (Q3), независимость (Q4) [20, 17].

5.                  Методика «Оценка темперамента» А. Белова — с её помощью определялся доминирующий тип темперамента испытуемых [11,14].

Результаты и их обсуждение

Результаты исследования с помощью методики «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко свидетельствуют о том, что существуют доминирующие симптомы, сопровождающие каждую из фаз синдрома эмоционального выгорания:

1.                  В группе медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием выявлено, что в фазе напряжение наиболее выражен симптом «переживание психотравмирующих обстоятельств» (23,25), демонстрирующий собой ответную реакцию на факторы, способствующие формированию эмоционального выгорания; в фазе резистенция доминирующими симптомами являются «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» (22,5), «редукция профессиональных обязанностей» (22), представляющие собой приёмы психологической защиты; в фазе истощение ведущими симптомами являются «эмоциональный дефицит» (24), «личностная отстранённость» (20,16), отражающие состояние нервной системы.

2.                  В группе медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием доминирующими симптомами синдрома эмоционального выгорания являются переживание психотравмирующих обстоятельств (21,33), неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (22,33), редукция профессиональных обязанностей (22).

В ходе исследования с помощью коэффициента линейной корреляции Пирсона в группе медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием была обнаружена корреляция между фактором с (эмоциональной неустойчивостью) теста Кеттелла r=0,697 (p≤0,01) и симптомом «загнанность в клетку» методики Бойко, и обратная корреляция между фактором Q3 (повышенный самоконтроль) теста Кеттелла r=-0,586 (p≤0,05) и симптомом «загнанность в клетку» методики Бойко.

Таким образом, в результате исследования по методике «Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко были выделены три группы медсестёр по уровню сформированности эмоционального выгорания:

1)                 с отсутствием эмоционального выгорания;

2)                 с формирующимся эмоциональным выгоранием;

3)                 со сформировавшимся эмоциональным выгоранием.

На следующем этапе исследования с помощью методики цветовых выборов М. Люшера было определено психоэмоциональное состояние испытуемых. Результаты исследования по методике цветовых выборов М. Люшера представлены в Таблице 1.

Таблица 1

Результаты исследования по методике цветовых выборов М. Люшера

№ выбора

Последовательность позиций

Сформировавшееся эмоциональное выгорание

Формирующееся эмоциональное выгорание

Отсутствие эмоционального выгорания

1 выбор

++хх==--

14235067

!!!

А

+хх===--

24105763

++хх===-

34216570

2-й выбор

14250367

++х==---

СААА

!

41203657++хх==--

34216570

++хх===-

 

Результаты проведённого исследования по тесту Кеттелла позволяют сделать следующие выводы:

Личностные особенности медсестёр можно рассматривать в связи с такими качествами личности как уровень развития интеллекта, особенностями эмоционально-волевой сферы, коммуникативными особенностями, отношениями к делу, людям, социальным и групповым нормам.

1.      Медсёстры с отсутствием эмоционального выгорания характеризуются средним уровнем развития логического компонента интеллекта, выраженным уровнем развития образного компонента интеллекта, наличием интеллектуальных интересов, приверженностью новому, склонностью к экспериментированию.

Для медсестёр с отсутствием эмоционального выгорания характерны эмоциональная устойчивость, средний уровень стрессоустойчивости, адекватная самооценка, средний уровень самоконтроля, низкая тревожность, уравновешенность.

Медсёстры, у которых отсутствует синдром эмоционального выгорания, характеризуются общительностью, жизнерадостностью, экстравертированностью.

В деловых отношениях медсёстры с отсутствием эмоционального выгорания демонстрируют средний уровень ответственности и следования нормам, социальную расслабленность.

Медсёстры с отсутствием эмоционального выгорания в отношении к людям проявляют дипломатичность, эмоциональную сдержанность.

В отношении к групповым нормам медсёстры с отсутствием эмоционального выгорания демонстрируют склонность к риску, настойчивость, стремление к лидерству, самостоятельность, независимость суждений.

2.      Медсёстры с формирующимся эмоциональным выгоранием характеризуются средним уровнем развития логического и образного компонентов интеллекта, консервативностью.

Для медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием характерны эмоциональная неустойчивость, склонность к беспокойству, низкий уровень стрессоустойчивости, низкая самооценка, склонность к чувству вины, чувствительность к замечаниям, высокий уровень тревожности, эмоциональность, повышенный самоконтроль.

Медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием характеризует средний уровень общительности, средняя способность контактировать с людьми.

В отношении к делу и социальным нормам медсёстры с формирующимся эмоциональным выгоранием демонстрируют обязательность, ответственность, дисциплинированность, высокую совестливость, строгое следование нормам, социальную напряжённость.

В отношении к людям медсёстры с формирующимся эмоциональным выгоранием проявляют настойчивость, стремление к независимости, подозрительность, недоверчивость, завистливость, раздражительность, высокомерие, прямолинейность.

В отношении к групповым нормам медсёстры с формирующимся эмоциональным выгоранием демонстрируют зависимость от мнения других, баланс между независимостью и покорностью.

3.      Медсёстры со сформировавшимся эмоциональным выгоранием характеризуются средним уровнем развития логического и образного компонентов интеллекта, консервативностью.

Для медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием характерны эмоциональная неустойчивость, озабоченность, низкий уровень стрессоустойчивости, низкая самооценка, склонность к чувству вины, чувствительность к замечаниям, повышенный самоконтроль, высокий уровень тревожности, эмоциональность.

Средний уровень общительности, средняя способность контактировать с людьми — характерны для медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием.

Медсёстры со сформировавшимся эмоциональным выгоранием в отношении к делу и социальным нормам демонстрируют строгое следование нормам, обязательность, ответственность, дисциплинированность, высокую совестливость, социальную напряжённость.

В отношении к людям медсёстры со сформировавшимся эмоциональным выгоранием проявляют подозрительность, раздражительность, высокомерие, ревнивость, завистливость, прямолинейность.

В отношении к групповым нормам медсёстры со сформировавшимся эмоциональным выгоранием демонстрируют зависимость от мнения других, склонность к подчинению.

По результатам исследования по методике «Оценка темперамента» А. Белова:

В группе медсестёр с отсутствием эмоционального выгорания ведущий тип темперамента — сангвиник: повышенная реактивность, но при этом активность и реактивность уравновешены, присущи быстрота движений, гибкость ума, быстрое включение в новую деятельность, высокая пластичность проявляется в изменчивости интересов, экстраверт (хорошая приспосабливаемость к среде, направленность на окружающие события), открытость в чувствах, уверенность в себе, стремление к лидерству (см. Рис.3.).

В группе медсестёр с формирующимся эмоциональным выгоранием ведущий тип темперамента — флегматик: высокая активность преобладает над малой реактивностью, работоспособность, с трудом переключает внимание, интровертированность (направленность на свой внутренний мир, плохо приспосабливается к новой обстановке), косность стереотипов, постоянство интересов, инертность, обязательность, высокий самоконтроль, сдержанность, рассудительность (см. Рис.2.).

Ведущий тип темперамента в группе медсестёр со сформировавшимся эмоциональным выгоранием — меланхолик: малая реактивность, неуверенность в себе, мимика и движения не выразительны, обязательность, высокий самоконтроль, пессимистичность, интровертированность (направленность на свой внутренний мир, трудность в адаптации к реальности), замкнутость, чувствительность, нерешительность, тревожность, ригидность, изменчивость настроения (см. Рис.1.).

В ходе исследования с помощью коэффициента многоклеточной сопряжённости Пирсона выявлена зависимость между уровнем сформированности эмоционального выгорания у медсестёр в профессиональной деятельности и доминирующим типом темперамента χ²=15,165; С≈0,502 (р≤0,05).

Таким образом, можно предположить, что такие свойства темперамента как пластичность, экстравертированность (хорошая приспосабливаемость к среде, направленность на окружающие события), открытость в чувствах, уверенность в себе, стремление к лидерству — препятствуют формированию эмоционального выгорания у медсестёр в процессе выполнения профессиональной деятельности.

Выводы:

В результате исследования выявлены следующие личностные особенности, являющиеся предрасполагающими факторами формирования эмоционального выгорания у медицинских сестёр в процессе выполнения профессиональной деятельности:

-          консервативность как особенность интеллекта, эмоционально-волевые особенности — эмоциональная неустойчивость, низкий уровень стрессоустойчивости, низкая самооценка, склонность к чувству вины, чувствительность к замечаниям, повышенный самоконтроль, высокий уровень тревожности, эмоциональность;

-          особенности отношения к делу и социальным нормам — строгое следование нормам, обязательность, ответственность, дисциплинированность, высокая совестливость, социальная напряжённость;

-          особенности отношения к людям — подозрительность, раздражительность, высокомерие, ревнивость, завистливость, прямолинейность;

-          особенности отношения к групповым нормам — зависимость от мнения других;

-          интровертированность как особенность темперамента.

Чем больше когнитивно-эмоциональная напряжённость и длительность деловых контактов, тем больше вероятность психической деформации индивидуумов, работающих в системе человек-человек. В этой связи в целях сохранения потенциалов социально-психологического здоровья у представителей коммуникативных профессий особую актуальность приобретает разработка технологии купирования и профилактики синдрома психического выгорания посредством организации развития, управления межличностными отношениями в трудовом коллективе и повышения коммуникативной культуры.

Постоянное профессиональное совершенствование может служить одним из важных аспектов стратегии борьбы против эмоционального выгорания, возникающего в процессе выполнения профессиональной деятельности. Позитивное отношение к симптомам эмоционального выгорания поможет специалисту осознать и принять важную информацию о самом себе, которая остается во время работы за кадром.

Истоки профилактики синдрома эмоционального выгорания лежат в позитивном и ответственном отношении не только к своей профессии, но и к себе и собственной жизни.

 

Литература:

 

1.         Аболин Л. М. Психологические механизмы эмоциональной устойчивости человека/Л. М. Аболин. — Казань: Издательство Казанского университета, 1987. — 261 с.

2.         Акиндинова И. А., Баканова А. А. Эмоциональное выгорание в профессиональной деятельности педагога: проявления и профилактика/И. А. Акиндимова, А. А. Баканова//Педагогические вести. — СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. — № 5. — С. 34.

3.         Ананьев Б. А. Введение в психологию здоровья/Б. А. Ананьев. — СПб.: Питер, 1999. — 123 с.

4.         Афанаскина М. С. Формирование у медицинской сестры клинического мышления/М. С. Афанаскина//Медицинская сестра. — М.: Русский врач, 2001. — № 6. — С. 34.

5.         Барабанова М. В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания/М. В. Барабанова//Вестник Московского университета. Серия 14. «Психология». — М.: Издательство МГУ, 1995. — № 1. — С. 54.

6.         Белов В. М. Психология здоровья/В. М. Белов. — СПб.: Алетейя, 1997. — 231 с.

7.         Бойко В. В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении/В. В. Бойко. — СПб.: Питер, 1999. — 105 с.

8.         Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и других/В. В. Бойко. — М.: Наука, 1996. — 154 с.

9.         Винокур В., Розанова М. Профессиональный стресс губит врача/В. Винокур, М. Розанова//Медицина Санкт-Петербурга. — СПб.: Издательство СПб ГУ, 1997. — № 11. — С. 28.

10.     Водопьянова Н. Е. Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях/Н. Е. Водопьянова//Психология здоровья/Под ред. Г. С. Никифорова. — СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. — С. 443–463.

11.     Водопьянова Н. Е. Психическое выгорание/Н. Е. Водопьянова//Стоматолог. — М.: Медицина, 2002. — № 7. — С. 12.

12.     Заховаева А. Г. Основные проблемы философии сестринского дела/А. Г. Заховаева//Сестринское дело. — М.: Медицинский вестник, 2003. — № 2. — С. 28–29.

13.     Ильин Е. П. Мотивация и мотивы/Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2002. — 512 с.

14.     Ильин Е. П. Эмоции и чувства/Е. П. Ильин. — СПб.: Питер, 2002. — 752 с.

15.     Исследование личности по методу Р. Кеттелла. Кабинет практического психолога. Практическое пособие/Сост. Г. П. Горбунова, Н. И. Морозова, Т. Е. Аргентова. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. — 108 с.

16.     Куташов В. А. Анализ клинической картины и оптимизация терапии аффективных расстройств при хронических заболеваниях, автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук / Воронежский государственный технический университет. Воронеж, 2009, с. 31–42.

17.     Куташов В. А., Самсонов А. С., Будневский А. В., Припутневич Д. Н., Щербак Е. А. Интеллектуализация анализа распространенности депрессивно-тревожных расстройств в клинике внутренних болезней // Системный анализ и управление в биомедицинских системах, 2014, Т. 13. № 4. С. 993–996.

18.     Куташов В. А., Самсонов А. С. Значение коррекции тревожных и депрессивных расстройств для лечения и профилактики метаболического синдрома // Прикладные информационные аспекты медицины, 2014, Т. 17. № 1. С. 162–165.

19.     Куташов В. А., Хабарова Т. Ю. Опыт применения фототерапии в индивидуальной работе психолога, психотерапевта // Актуальные вопросы психиатрии, наркологии и медицинской психологии: Мат. 17-ой межрегиональной научно-практической конференции — Воронеж: — ВГМА им. Н. Н. Бурденко, 2015.- С. 60–67.

20.     Куташов В. А., Немых Л. С. Модель психотерапии панического расстройства // Прикладные информационные аспекты медицины. 2013. Т. 16. № 1. С. 113–117.

21.     Львович Я. Е., Куташов В. А. Частота аффективных расстройств при различных соматических болезнях // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. 2007. Т. 6. № 1. С. 100–102.

22.     Немчин Т. А. Состояние нервно-психического напряжения/Т. А. Немчин. — Л.: Издательство Ленинградского университета, 1983. — 187 с.

23.     Орел В. Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии. Эмпирическое исследование/В. Е. Орел//Психологический журнал. — М.: Наука, 2001. — Т. 20. — № 1. — С. 16–21.

24.     Психологические тесты/Под ред. А. А. Карелина — В 2х-т. — Т. 1. — М.: ВЛАДОС, 2003. — 312 с.

25.     Реан А. А., Баранов А. А. Факторы стрессоустойчивости учителей/А. А. Реан, А. А. Баранов//Вопросы психологии. — М.: Школа-Пресс, 1997. — № 1. — С. 45–53.

26.     Трунов Д. Синдром сгорания: позитивный подход к проблеме/Д. Трунов//Журнал практического психолога. — М.: Издательство МГУ, 1998. — № 8. — С. 84–89.

27.     Ушаков И. Б., Сорокин О. Г. Адаптационный потенциал человека/И. Б. Ушаков, О. Г. Сорокин//Вестник Государственной Академии Медицинских Наук. — М.: Медицина, 2004. — № 3. — С. 8–13.

28.     Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп/Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. — М.: Издательство Института Психотерапии, 2002. — 490 с.

29.     Хабарова Т. Ю. Психологический аспект реализации здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях // Актуальные подходы в вопросах здоровьесберегающей и инновационной деятельности образовательных учреждений: материалы Всероссийской научно-практической конференции (ВОИПКиПРО, 29 февраля 2012 г.) — Воронеж: — ВОИПКиПРО, 2012.- С. 30–33. 43. Харди И. Врач, сестра, больной. Психология работы с больными/И. Харди. — Будапешт: Издательство Академии Наук Венгрии, 1981. — 286 с.

30.     Хабарова Т. Ю. Применение арт-терапии в лечении депрессивных и зависимых пациентов // Молодой ученый. — 2015. — № 4. — С. 107–111.

31.     Хабарова Т. Ю. Анализ современной системной коррекции депрессивных расстройств в психосоматической медицине [Текст] / Т. Ю. Хабарова // Молодой ученый. — 2015. — № 6. — С. 305–308.

32.     Burisch M. In search of a theory: some ruminations on the nature and etiology of burnout/M. Burisch//In Professional burnout: recent developments in theory and research/Ed. W. B. Schaufeli, C. Maslach, T. Marek. — London: Taylor and Francis, 1993. — P. 75–93.

33.     Burke R. J., Richardsen A. M. Stress, burnout and health/R. J. Burke, A. M. Richardsen//In Handbook of stress, medicine and health/Ed. C. Cooper. — London: CRC Press, 1996. — P. 101–117.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle