Библиографическое описание:

Болдырева Н. Г., Сапрыкина О. В., Чеснокова В. И. О технологии коллекционирования как эффективной форме взаимодействия с родителями // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1096-1098.

На современном этапе особое место отводится проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Поэтому важнейшим условием совершенствования системы дошкольного образования является деятельность дошкольного учреждения, ориентированная на освоение новых инновационных форм взаимодействия с родителями.

В соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» одной из основных задач, стоящих перед детским дошкольным учреждением является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».

Разработка федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, одним из которых является организация взаимодействия образовательного учреждения с семьями детей для успешной реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.

ФГОС дошкольного образования предъявляют особые требования к взаимодействию педагогического коллектива с семьями воспитанников. Социальное партнерство семьи и ДОУ необходимо рассматривать как ресурс социокультурного развития ребенка. Актуальность данного направления обусловлена тем, что реализация первой ступени образования современным ребенком — дошкольником возможна только в случае разработки организационно — методических условий построения образовательного процесса в семье и детском саду на основе партнерских отношений субъектов.

Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших социальных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляют искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять, принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.

. Организация взаимодействия с семьей — работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.

На наш взгляд коллекционирование является одной из самых эффективных технологий для решения поставленных задач и выступает как одна из актуальных форм работы не только с дошкольниками, но и с семьями воспитанников.

Толковый словарь определяет коллекционирование, как «систематизированное собирание однородных предметов, представляющих научный, художественный, литературный и т. п. интерес».

Коллекционирование — это один из видов культурной практики ребенка, который направлен на развитие у него универсальных культурных способов действий (умений), универсальные компетентности, помогающие ему действовать во всех обстоятельствах жизни и деятельности.

Начало коллекционированию положила традиционная выставка «поделок из бросового материала», благодаря которой у нас в детском саду появилось множество интересных экспонатов и композиций. Затем коллекцию открыток предложили собрать сами дети. Эта коллекция появилась после того, как воспитанники после какого-нибудь праздника приносили в детский сад различные открытки и она постепенно пополнялась. Дошколята приходили друг к другу в гости, чтобы посмотреть коллекции и с удовольствием выступали в роли экскурсоводов. Они наперебой рассказывали и показывали экспонаты коллекций.

Сейчас в дошкольном учреждении реализуется коллективный проект «Коллекционирование — как форма усвоения социального опыта», в который вовлечены все участники образовательного процесса, результатом реализации проекта стало создание различных коллекций и экспозиций.

Интерес детей и педагогов к коллекционированию передался и родителям наших воспитанников. Они с удовольствием включились работу, что позволило объединить детей, родителей и педагогов в интересном и увлекательном деле.

В свою очередь, детско-родительское коллекционирование позволяет ребенку активно взаимодействовать с другими детьми и взрослыми, создает доброжелательную атмосферу в группе детского сада и в семье. Коллекционирование как продуктивная деятельность позволяет по-новому взглянуть на обогащение предметно-развивающей среды в группе детского сада. Воспитатель имеет возможность обращаться к детской коллекции (выставке), решая разнообразные задачи воспитания и развития детей. Тематическая коллекция может стать опорой для педагога в организации разных видах детской деятельности (игровой, коммуникативной, двигательной, художественной и др.) и формах образовательного процесса (самостоятельной детской деятельности, совместной деятельности ребенка и взрослого).

Важно отметить, что занятие коллекционированием не требует больших материальных или физических затрат, поскольку коллекционировать можно все, что угодно, между тем дети, занимающие осознанным собиранием чего-либо, более общительны, любознательны, умеют добиваться своей цели.

Коллекционирование как форма работы с детьми и родителями включает в себя несколько этапов:

-        погружение в идею коллекционирования детей и родителей;

-        организация детской продуктивной деятельности как совместной с воспитателем, так и совместной с родителями;

-        осуществление продуктивной деятельности в детском саду и в семье;

-        презентация результатов продуктивной деятельности в формате выставки в учреждении.

Воспитатель

Дети, родители

Погружение в идею коллекционирования

Формулирует идею, проблему, сюжетную

ситуацию, цель и задачи, обосновывает их

для родителей.

Осуществляют присвоение идеи или проблемы на личном уровне, вживаются в предложенную игровую ситуацию,

принимают, уточняют и конкретизируют цели и задачи у взрослых в диалоге.

Организация детской продуктивной деятельности

Создает условия для продуктивной

деятельности детей. Предлагает и организует (помогает):

− группы детей или индивидуальную

работу;

− распределяет роли, ответственность при необходимости;

− планирование детской деятельности по решению задач будущей выставки;

−предполагаемые формы презентации результатов, итогов работы.

Осуществляют распределение по группам с помощью взрослого. Распределяют ответственность. Планируют свою работу и работу. Выбирают формы и способы презентации полученных результатов совместно со взрослым.

Осуществление продуктивной деятельности

При совместном участии:

− отвечает на вопросы детей, подсказывает,

показывает, советует, помогает;

− деликатно контролирует;

− обогащает знания детей, повышает их

эрудицию, развивает умения продуктивной

деятельности;

− обсуждает с детьми презентацию,

помогает в создании выставки.

При участии воспитателя:

− выполняют свою работу в рамках

выбранной темы или проблемы;

− задают вопросы, ищут поддержки и

положительного подкрепления;

− ищут необходимые и недостающие

знания вместе с воспитателем и

родителями;

− фантазируют;

− готовят выставку-презентацию.

Презентация результатов продуктивной деятельности

Обобщает полученные результаты и

подводит итоги. Оценивает умения детей и

совместную деятельность младших

дошкольников. Поощряет каждого

участника, подобрав ему свою номинацию.

Демонстрируют:

− понимание проблемы, цели и задачи;

− умение планировать и осуществлять

работу;

− найденные способы решения проблемы;

− элементарный анализ деятельности и ее

результата (эстетическая оценка).

 

Родители, презентуя коллекцию своей семьи, становятся непосредственными участниками образовательного процесса, а ребенок, когда занимается поисково-исследовательской работой, желает больше получить интересной информации о предмете из коллекции, тем самым развивая свои психические процессы (внимание, память, интеллект), а так же воспитывает в себе аккуратное, бережное отношение к найденным предметам.

Далее, когда коллекция уже собрана, как правило, дошколята непременно желают показать ее своим друзьям, что безусловно позволяет совершенствовать социально-коммуникативные навыки, учит договариваться, делится и обменивается своими необычными экспонатами.

Наш пока не очень большой опыт работы позволяет сделать вывод о том, коллекционирование может сделать жизнь ребенка в детском саду более осмысленной и интересной, а процесс взаимодействия с родителями воспитанников — более эффективным.

 

Литература:

 

1.      Венгер Л. А., Мухина В. С. «Психология» / Венгер Л. А., Мухина В. С. — М.: Просвещение, 1988г.

2.      Выготский Л. С. «Воображение и его развитие в детском возрасте» / Л. С. Выготский// «Хрестоматия по возрастной психологии»: Учеб. пособие/ Сост. Л. М. Семенюк — М.: Воронеж, 2003г

3.      Журнал «Дошкольное воспитание» N3,2007. — «Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения».

4.      Запорожец А. В. «Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста» /Под ред. Запорожец А. В., Леонтьева А. И. — М.: Педагогика, 1995г.

5.      Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование, 2003.

6.      Короткова Т. А. «Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду» / Короткова Т. А. // «Дошкольное воспитание» — 2003г. — N3 — с. 12.

7.      Леонтьев А. Н. «О формировании способностей» / А. Н. Леонтьев. — М.: Педагогика, 1996г.

8.      «Организация экспериментальной деятельности дошкольников»: Методические рекомендации/ под ред. Прохоровой Л. Н. — М.: «Аркти», 2004г.

9.      Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. — СПб., Питер, 2004.

10.  Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе. — Екатеринбург: У — Фактория, 2004.

11.  Современные образовательные технологии, Селевко Г. К., 1998.

12.  Тугушева Г. П. Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста, 2007

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle