Понятие “достоинство человека” и его научно-философская сущность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 19.05.2015

Статья просмотрена: 13486 раз

Библиографическое описание:

Усманов, Ж. Б. Понятие “достоинство человека” и его научно-философская сущность / Ж. Б. Усманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1530-1532. — URL: https://moluch.ru/archive/90/18536/ (дата обращения: 18.04.2024).

В общественно-философской, политико-правовой мысли существуют такие вопросы, которые считаются “вечными проблемами”. Одной из таких общефилософский, общеисторических тем, которые присущи для всех эпох развития человечества, является проблема достоинства человека. Эта проблема имеет большое научное, практическое, социальное значение в эпоху коренных исторических поворотов, переоценки всех ценностей. По этой причине эта тема всегда занимает важное место в философии.

Достоинство человека с первого взгляда кажется простым понятием. Однако, это не так. Вереница событий далёкого и близкого прошлого, развитие философской мысли, деятельность человечества показывают что не всякое учение, государство, эпоха, человек способны осилить тяжесть данного понятия. Развитие общества и прогресс культуры невозможны, если в центре не находится полноценная человеческая личность, обладающая чувством собственного достоинства. По мнению С. А. Шаракшанэ, «Достоинство — константа бытия личности, человек не может признать свою жизнь состоявшейся, если он вынужден существовать в условиях, лишающих его чувства собственного достоинства. …Достоинство предполагает разумный образ жизни и разумный образ мыслей, а также самостоятельность, независимость, ощущение собственной значимости и самореализации». [7]

В философской литературе достоинство человека — это философское понятие, выражающее позитивное значение личности, его социальной деятельности. Позитивность проявляется, прежде всего, в том, что “человек — высшая ценность”. В этом полном смысла тезисе, в этой идее, содержащей жизненную философию, отражено то, что каждый человек имеет индивидуальную социально-духовную значимость, абсолютную ценность.

Как известно, в человеческом обществе имеются различные ценности: политические, духовные, личные, национальные, общечеловеческие, ложные (преходящие) и истинные (вечные). Анализ любой системы ценностей показывает, что в них ценность и достоинство отдельного человека и всех людей стоит на первом месте. Потому что человек сам везде ищет ценность, стремится познать и проявить свою ценность, своё достоинство. А.Шопенгауэр называет это волей к жизни, Ф.Ницше — волей к господству, А.Адлер — стремлением к значимости.

Итальянский экономист Галиани ещё в XVIII веке утверждал, что “истинное богатство — это человек”. Представитель философского прагматизма У.Джемс писал, что “и в своей познавательной деятельности, и в практической деятельности мы творцы... человек создаёт истину в отношении к миру” [3, 15], человек сам — первейшая истина.

В философии XVIII века проблема чести и достоинства личности с наибольшей остротой встала у И. Канта и Г. Гегеля. И. Кант выступает с требованием уважения к достоинству человека, но в основу достоинства он кладет абстрактное понятие моральности и не указывает тех конкретных деловых, духовных, моральных качеств человека, которые определяют его действительное общественное значение. Кант утверждал, что человек как разумное существо никогда не может быть лишь средством подобно простой вещи, а всегда является целью сам по себе. Именно из разумности человека возникает, по Канту, его достоинство особая ценность и значимость людей как личностей [5]. Каждый человек обладает достоинством в силу своей разумности и принадлежности человеческому роду, таким образом, достоинство родовое качество разумных существ. При этом, утверждает великий моралист, каждый должен также признавать и уважать достоинство других людей. Все люди равны в своем достоинстве, в этом смысле среди них нет более значимых и менее значимых.

Большой интерес представляет мысль А. И. Герцена о гармоничном сочетании личных интересов с общественными интересами. В этом заключается высшее нравственное достоинство человека: «Я полагаю, что разумное признание своеволия есть высшее нравственное признание человеческого достоинства». В сочетании личного и общественного в жизни и действиях человека А. И. Герцен усматривал нравственное достоинство человека — человек признается человеком настолько, насколько он сам себя признает человеком. [4]

Среди зарубежных этических концепций понятие человеческого достоинства систематически разрабатывается в прометеизме у сторонников героической этики. Лидером этого направления является Боранецкий, который считал достоинство критерием нравственных понятий. Достоинство — центральная категория этого учения и основа всех ценностей. «Без категории достоинства... в мире не могло бы быть не ценностей, ни любви, ни борьбы, ни целей, ни идеалов, ни надежд»

А.Адлер считает, что подлинная личность всегда сопричастна общественным интересам. Человек, ориентированный на интересы общества в неизбежных уступках интересам других людей возвышает свое достоинство, так как высшая цель человека- служение другим людям и обществу в целом.

Достоинство — ценностное отношение личности к самой себе и отношение к ней других людей. Достоинство является формой проявления самосознания и самоконтроля, на которых строится требовательность человека к самому себе. Достоинство тесно связано с такими свойствами личности, как совесть, честь, ответственность. Развитие достоинства предполагает овладение знаниями этики, индивидуальной и специальной психологии. Обладая достоинством, человек во имя самоуважения не допускает отступлений от своих обещаний, сохраняет мужество в трудных жизненных условиях. [4]

Понятие человеческого достоинства связано с самой сущностью человечности. Неверно, что достоинство преступника не может приравниваться к достоинству настоящего человека, потому, что всё, что вошло в свод основных гражданских прав и свобод возникает из основополагающего — Достоинства. Только благодаря Достоинству, которое присуще каждому человеку, в 1948 году была создана «Декларация прав человека» в Преамбуле которой записано: — «Все люди равны в своём достоинстве, Достоинство присуще всем членам человеческой семьи». Что же касается имени или положения в Обществе, каждый зарабатывает их сам.

Люди отличаются друг от друга, но понятие человеческого Достоинства связано с тем, что каждый из нас неповторим. Не было и не будет точно такого же человека, с теми же мыслями, с тем же опытом.

Все общечеловеческие ценности, онтологическая основа всех правовых и политических норм, их суть происходят из принципа “Я существую, значит я имею достоинство”. Основная социальная ценность, абсолютное достоинство человека не в том, что он является основной производительной силой в создании материальных и духовных богатств, а в том, что личность существует в пространстве и времени как самостоятельная единица, имеющая свои цели, свои неприкосновенные права и свободы.

Жизнь человека, его достоинство, его ценность своими социологическими и гносеологическими корнями тесно связаны с гуманизмом. Гуманизм — означает “борьбу за всесторонне проявление ценности человека, его свободы, способностей, обеспечение счастья человека, его равноправной, справедливой жизни, создание всех условий для проявления всех принципов человечности” [2, 69].

Индивидуальность, её конкретный вид играет большую роль при переходе к свободному обществу, где ценится человек. Приоритет индивидуальности является сущностным признаком современного мировоззрения, основой и целью прогресса общества. Как подчеркивал И. А. Каримов, “в отношениях человека и государства интересы человека должны быть приоритетными”.

Конечно же, в сложных социальных структурах структурные единицы не ограничиваются человеком. При рассмотрении проблемы ценности и достоинства человека, кроме принципа “Каждый человек — высшая ценность”, необходимо рассматривать также сущность и содержание социально-политического строя, стабильность демократических, правово-политических механизмов, их развитие или кризисное состояние, их направленность на признание ценности человека или на непризнание и т. д. За все это отвечают не невидимые безличные структуры, а реальные люди. Таким образом, если общечеловеческая сущность идеи ценности и достоинства человека имеет характер абсолютных принципов, то, в свою очередь, ей присуща и ответственность.

Имеются различные взгляды, различные подходы к раскрытию понятия “достоинство человека”. В частности, русский философ В.Соловьев пишет, что “ценность человека и его духовное значение впервые проявляются в персональной жизни”.

Таким образом, суть понятия человеческое достоинство видится в онтологической основе прав человека, во взаимном уважении общества и личности, государства и гражданина, человека и человека, то есть в толерантности.Мыслители прошлого видели достоинство и честь человека в его правах и свободах. Без прав человека его ценность становится нереальным понятием. В свою очередь, права человека тоже начинаются с осознания его достоинства и ценности. Следовательно, в общественной жизни “каждый человек — высшая ценность”, и в процессе такого становления личность для государства и общества, государство и общество для личности составляют ценность. Личность в осознании ценности себя и других, должна обладать также и правами человека.

В настоящее время Узбекистан признает и соблюдает международные акты по правам человека. “В Республике Узбекистан демократия основывается на общечеловеческих принципах, согласно им человек, его жизнь, свобода, честь, достоинство и другие неприкосновенные права являются высшей ценностью” [1, 7].

 

Литература:

 

1.      Ўзбекистон Республикасининг Конституцияси. — Т., 1999.

2.      Мустақиллик: Изоҳли илмий-оммабоп луғат. — Т., 2000.

3.      Джеймс У.Прагматизм. — М., 1910.

4.      История философии в кратком изложении. Пер. с чеш. И. И. Богута.-М.: Мысль, 1995.

5.      Кант И. Критика чистого разума. М.: изд-во ЭКСМО, 2006.

6.      Новейший философский словарь. Сост. и гл. н. ред. Грицанов А. А. 3-е изд., испр. — Мн.: Книжный Дом, 2003.

7.      Шаракшанэ С. А. Достоинство человека: опыт философско-антропологического осмысления: диссертация... кандидата философских наук.- Ростов-на-Дону, 2007.- 161 с. URL http://www.dslib.net/religio-vedenie/dostoinstvo-cheloveka-opyt-filosofsko-antropologicheskogo-osmyslenija.html

Основные термины (генерируются автоматически): достоинство, достоинство человека, человеческое достоинство, высшая ценность, ценность, Адлер, государство, онтологическая основа, собственное достоинство, Узбекистан.


Похожие статьи

Честь и достоинство в становлении и самоутверждении личности

Этимология понятия «человеческое достоинство» указывает на его неразрывную связь с такими дефинициями, как духовно-нравственная ценность личности.

Достоинство человека- это один из духовных стержней личности.

Формирование представлений о чести и достоинстве личности...

честь, достоинство, современный мир, достоинство человека, высокая оценка, собственная ценность, собственное достоинство, человек чести. Ключевые слова. личность, достоинство, честь, права и свободы.

Развитие взглядов в истории о достоинстве человека

Полноценная человеческая личность, обладающая чувством собственного достоинства — стоит в центре развития любого общества. Понятия «личность» и «достоинство личности» помогают охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности...

Общая характеристика ценностей человека, их роль и место...

Стоимость – цена, ценность (ценностных знаков или бумаг) достоинство [1, с. 522]. Ценность – значение, представляемое извлечение предметом для удовлетворения той или другой потребности человека или обмена на другие предметы [9, с. 848].

Конституционное право о «достоинстве личности» в РФ и ФРГ

Достоинство характеризуется в правах человека, защита которых ложится на государство. Поэтому цель государства состоит в охране человеческого достоинства.

Компенсация морального вреда при посягательстве на честь...

Конституция РФ [2], наряду с международными договорами, высшей ценностью провозгласила права и свободы человека. Обязанность по их соблюдению, признанию и защите возлагается на государство. Так, в ст. 21 Конституция РФ устанавливает, что достоинство личности...

Социально-правовая природа чести, достоинства и деловой...

Человеческое достоинство как этическая категория — это отражение в общественном и индивидуальном сознании абсолютной, безусловной и равной ценности любого человека в единстве его биологической и социальной сущности [8, с. 5–6].

Традиции и ценности в узбекских семьях | Статья в журнале...

Следовательно, здоровые, сильные, умные, нравственно воспитанные дети являются не только национальным достоинством, но еще они создают основу прочного государства.

Семейные ценности, традиции, обычаи укрепляют нравственную основу ребенка.

Похожие статьи

Честь и достоинство в становлении и самоутверждении личности

Этимология понятия «человеческое достоинство» указывает на его неразрывную связь с такими дефинициями, как духовно-нравственная ценность личности.

Достоинство человека- это один из духовных стержней личности.

Формирование представлений о чести и достоинстве личности...

честь, достоинство, современный мир, достоинство человека, высокая оценка, собственная ценность, собственное достоинство, человек чести. Ключевые слова. личность, достоинство, честь, права и свободы.

Развитие взглядов в истории о достоинстве человека

Полноценная человеческая личность, обладающая чувством собственного достоинства — стоит в центре развития любого общества. Понятия «личность» и «достоинство личности» помогают охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности...

Общая характеристика ценностей человека, их роль и место...

Стоимость – цена, ценность (ценностных знаков или бумаг) достоинство [1, с. 522]. Ценность – значение, представляемое извлечение предметом для удовлетворения той или другой потребности человека или обмена на другие предметы [9, с. 848].

Конституционное право о «достоинстве личности» в РФ и ФРГ

Достоинство характеризуется в правах человека, защита которых ложится на государство. Поэтому цель государства состоит в охране человеческого достоинства.

Компенсация морального вреда при посягательстве на честь...

Конституция РФ [2], наряду с международными договорами, высшей ценностью провозгласила права и свободы человека. Обязанность по их соблюдению, признанию и защите возлагается на государство. Так, в ст. 21 Конституция РФ устанавливает, что достоинство личности...

Социально-правовая природа чести, достоинства и деловой...

Человеческое достоинство как этическая категория — это отражение в общественном и индивидуальном сознании абсолютной, безусловной и равной ценности любого человека в единстве его биологической и социальной сущности [8, с. 5–6].

Традиции и ценности в узбекских семьях | Статья в журнале...

Следовательно, здоровые, сильные, умные, нравственно воспитанные дети являются не только национальным достоинством, но еще они создают основу прочного государства.

Семейные ценности, традиции, обычаи укрепляют нравственную основу ребенка.

Задать вопрос