Библиографическое описание:

Башук М. С. Политические функции средств массовой информации // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 991-993.

В статье рассматриваются функции СМИ в качестве субъекта современного политического процесса. Анализируются функции СМИ, воздействие СМИ на политику и общество. Автор приходит к выводу, что главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграции общества в мировые процессы.

Ключевые слова: средства массовой информации, политика, функции, общество, демократическое общество, гражданское общество, политические процессы.

 

На определенном этапе общественного развития для удовлетворения потребности людей в общении появился такой социальный институт как средства массовой информации (далее — СМИ), без которого сегодня невозможно представить функционирование мирового сообщества.

Однако, несмотря на некоторые различия в толковании основных понятий, большинство исследователей языка СМИ сходятся во мнении, что они не просто отображают окружающую действительность, объективно фиксируя происходящие вокруг события, они прямо или опосредованно, в открытой или скрытой форме, влияют на все политические процессы, и их роль в обществе определяется совокупностью функций, которые они выполняют.

Некоторые ученые выделяют следующие политические функции СМИ:

Информативная функция заключается в информировании аудитории о событиях в мире и реализуется в новостных материалах [6, c. 98].

В исследованиях некоторых американских лингвистов в рамках информативной функции выделяются две нижеследующие частные функции:

1.      Удовлетворение общественных потребностей в получении информации, главным образом о важных политических, экономических событиях, непосредственно влияющих на жизнь каждого члена общества (public surveillance). Путем освещения негативных моментов, последствий того или иного события она дает возможность журналистам привлечь внимание аудитории, властей к той или иной актуальной проблеме.

2.      Удовлетворение частных потребностей в получении информации (private surveillance), когда любой член общества может получить ту информацию, которая актуальна для него на данный момент [6, c. 126].

В США и странах Западной Европы журналисты также должны руководствоваться принципом социальной ответственности. Он заключается в том, что своими материалами корреспонденты должны способствовать улучшению, совершенствованию общества, призывая к этому аудиторию [6, c. 56].

Идеологическая функция считается одной из важнейших функций СМИ. Видение происходящих событий представляется массовой аудитории через призму определенных культурных ценностей и политических ориентиров. Данной функцией оказывается имплицитное влияние на строй мышления человека, стиль его мировосприятия.

Благодаря оценке и анализу конкретных фактов текущей политической, экономической и других сфер жизни посредством СМИ формируются ценностные ориентиры общественного сознания. При этом интерпретация и оценка событий осуществляются на уровне как отбора фактов, так и их освещения с тех или иных идеологических позиций с использованием определенных лингвостилистических средств.

Когнитивная функция СМИ заключается в том, что язык СМИ, как и язык других сфер деятельности (религиозно-мифологической, философской, научной и др.), создает определенную картину мира — публицистическую [5, c. 55].

В исследованиях, представляющих собой синтез коммуникативного и когнитивного начал, выделяется коммуникативно-когнитивная функция СМИ. Она проявляется в том, что посредством информирования осуществляется управление коллективным адресатом, т. е. контролирование и регулирование поведения огромных масс людей [4, c. 130].

При реализации образовательной функции осуществляется повышение образовательного уровня аудитории и распространение знаний в рамках специальных образовательных программ, каналов [3, c. 45].

Образовательная функция СМИ перерастает в функцию социализации. Политическая социализация означает интернализацию, усвоение человеком политических норм, ценностей и образцов повеления. Она позволяет личности адаптироваться к политической и социальной действительности. [2, c. 120]

Функцию критики и контроля в политической системе осуществляют не только масс-медиа, но и оппозиция, а также специализированные институты прокурорского, судебного и иного контроля. Однако критика СМИ отличается широтой или даже неограниченностью своего объекта. Её контрольная функция основывается на авторитете общественного мнения. СМИ дают юридическую и моральную оценку тем или иным событиям и лицам. [1, c. 78]

В осуществлении контрольной функции в демократическом обществе СМИ опираются как на общественное мнение, так и на закон. Эта функция осуществляется в проведении журналистами журналистского расследования.

Необходимо отметить, что некоторые исследователи выделяют в качестве отдельных функцию воздействия, или социального управления и функцию манипуляции. Функция воздействия заключается в формировании моделей поведения, привычек, сознания в целом на основе тех ценностей и политических идеалов, которые задаются особенностями государственного устройства и демонстрируются в СМИ. Функция манипуляции представляет собой регулирование политических процессов с помощью СМИ. В большинстве же случаев СМИ поддерживают действующую политическую систему, поскольку политическая ситуация в стране и находящиеся у власти политики являются одним из главных источников новостей [6, c. 50].

По мнению Е. П. Прохорова СМИ способствуют выдвижению суждений и оценок деятельности социальных институтов (властных в том числе) и должностных лиц на предмет выполнения ими своих обязанностей перед обществом. В числе наиболее значимых функций СМИ называется функция формирования массового сознания (идеологическая или социально ориентирующая), которая включает в себя широкий диапазон воздействия — начиная с сообщений о фактах, событиях, воздействия на общественное мнение, до воздействия на ценности, идеалы, мировоззрение аудитории. [6, c. 60].

Значимой представляется функция СМИ применительно к уровню гражданского общества. Так, применительно к социуму выделяются следующие функции [8, c. 110]:

I.                   Информационная:

-        информирование о событиях и условиях жизни в обществе и мире;

-        информационное обеспечение инновационных процессов.

II.                Социальной связи:

-        комментирование и интерпретация происходящего;

-        поддержка существующих норм и властных отношений;

-        социализация;

-        координация разнонаправленной социальной активности, формирование общественного согласия.

III.             Обеспечение преемственности:

-        выражение образцов доминирующей культуры, обеспечение «узнавания» субкультур, новых культурных направлений;

-        поддержание общности социальных ценностей.

IV.             Рекреативная:

-        создание возможностей для отдыха и развлечения;

-        снижение социальной напряженности.        

V.                Мобилизации:

-        организация кампаний в связи с актуальными целями в политике, экономике, социальной сфере.

В. В. Ворошилов в качестве генеральной функции СМИ называет формирование и развитие общественного сознания с целью образования в людях социально-психологических качеств, взглядов и убеждений, отвечающих требованиям гражданского общества, основанного на демократизации и рыночных отношениях, и превращения убеждений в практические результаты в области материальной и духовной жизни [2, c. 86].

Представление о функциях СМИ менялось потому, что менялся сам предмет. В современном, информационно насыщенном обществе СМИ играют другую, несравненно более важную роль, нежели они играли в первой половине прошлого века.

Таким образом, СМИ, изначально возникшие для удовлетворения потребности людей в получении информации, в общении, стали неотъемлемой частью жизни человека. Они информируют, анализируют, формируют картину мира, развлекают. При этом любая функция СМИ в какой-то степени может рассматриваться как воздействующая: с целью сообщить новые знания о той или иной ситуации, сформировать или изменить ценностные ориентиры, модели поведения, привычки, создать определенную картину мира, приобрести тот или иной товар или услугу. [7, c. 95]

Средства массовой информации — это, прежде всего, институт гражданского общества, именно гражданского общества, а не власти (хотя, частично и это имеет место), и не коммерческих структур (хотя включение в систему экономических отношений имеет место во всем мире). Соответственно, главные функции СМИ должны быть связаны с задачами интеграции общества при том, что для аудитории наиболее важным выступает ориентирующая рекреативная, утилитарная функция СМИ, а для социальных институтов — организационная, агитационно-пропагандистская.

 

Литература:

 

1.                  Бурдье П. О телевидении и журналистике. — М., 2003. С. 78.

2.                  Ворошилов В. В. Журналистика. 2-ое издание. — С. -Петербург, 2000. С. 86.

3.                  Желтухина, М. Р. Тропологическая суггестивность массмедиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ: Монография. — В.: Изд-во ВФ МУПК, 2003. С. 45–50.

4.                  Журналистика в 2001 году: СМИ и вызовы нового века: тез. науч.-практ. конф. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2003. С. 130–145.

5.                  Кубрякова, Е.С., Цурикова, Л. В. Вербальная деятельность СМИ как особый вид дискурсивной деятельности // Язык средств массовой информации: Учеб. пособие по специализации. Ч. 2. — М.: Изд-во МГУ, 2004. С. 55–70.

6.                  Прохоров Е. П. Введение в журналистику / Е. П. Прохоров.- М.: Высш. шк., 1988. С. 50–130.

7.                  Комаровский В. С. Государственная Служба и СМИ. — Воронеж. Издательство ВГУ, 2003.

8.                  Филиппов С. СМИ как механизм формирования гражданского общества в переходных системах //Власть. — 2002. — № 8. — С. 110.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle