Библиографическое описание:

Бурик А. Ю. Техника компенсации эффекта Пуркинье при реставрации зубов нанокомпозитными материалами // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 396-399.

Стоматология двадцать первого века представляет собой сложную смесь технологии, науки и искусства. Современный мир стал более требователен как к людям, так и к товарам, которые они потребляют. Если еще десять-пятнадцать лет назад стоматологическая реставрация считалась успешной, если стоматологу удалось попасть в цвет, повторить анатомо-гистологические особенности природного зуба — форму, прозрачность, мамелоны, то сейчас речь идет, прежде всего, о передаче вторичных оптических характеристик. Зуб должен выглядеть максимально естественно, независимо от освещенности, угла обзора и т. д.

В последние годы целый ряд публикаций был посвящен оптике стоматологических материалов и особенностям работы с ними для передачи вторичных оптических характеристик зуба [1–5]. Однако об особенностях компенсации эффекта Пуркинье реставрированных зубов в настоящее время известно достаточно мало.

Эффект Пуркинье (англ. Purkinjе shift) — феномен, когда освещенность многоцветного образца уменьшается, те тона, которые находятся ближе к концу длинных волн спектра (красные, оранжевые), теряют свою воспринимаемую яркость быстрее, чем те, которые находятся ближе к концу коротких волн (зеленые, голубые). Этот сдвиг происходит в результате того, что палочки, имеющие большую общую чувствительность, чем колбочки, максимально чувствительны к волнам короткой длины [6]. Феноменологически этот эффект проявляется в дифференциальном изменении видимой яркости разноокрашенных объектов, например цветов на клумбе или лесной поляне: в сумеречном (в т. ч. предрассветном) освещении красные цветы (маки) теряют видимую яркость и заметность, а голубые цветы (васильки), напротив, становятся ярче и заметнее.

Особенно четко этот эффект становится заметным на реставрированных зубах оттенков группы А по шкале Vitа Pаn Clаssiсаl. Характеристика цветового тона классического композитного материала, равно как и керамической массы, обеспечивается внесением в его структуру красителя. В эмалевые оттенки этих материалов чаще вносется, в соответствии с природными характеристиками зуба, оттенки голубого и зеленого тонов [7], что соответственно приводит к возникновению эффекта Пуркинье. Пришеечный участок реставрированного зуба, с красным пигментом, кажется заметно темнее, чем у рядом стоящих интактных зубов, в то время как режущий край и верхняя треть вестибулярной поверхности, с синими и зеленым красителями эмалевого слоя, кажется более интенсивно окрашенными и заметно светлее. Связанно это с тем, что интенсивность цвета естественного зуба обеспечивается эффектами оптического преломления призматического слоя эмали [8], а не наличием в его структуре пигментов, как считалось ранее.

Цель исследования: Поиск приемлемой модели компенсации эффекта Пуркинье при прямой реставрации.

Материал и методы: Интенсивность цветового тона вестибулярной поверхности естественного зуба зрительно усиливается от инцизального края к цервикальной зоне. Этот оптический эффект обеспечивается природной иридисценцией зуба и формфактором его анатомических контуров. Дополнительно этот эффект может быть усилен выраженностью циркулярных полосок и горизонтальных бороздок коронки зуба. С годами эти полоски стираются что оптически проявляется в снижении иридисценции зуба и зрительном выравнивании интенсивности цветового тона вестибулярной поверхности [9]. Руководствуясь этими положениями предлагаеться использовать метод передачи природной иридисценции нанокомпозитными материалами разной оптической плотности в комбинации с Nоn-Edgе техникой вторичного контурирования по M.Yаmаmоtо [10]. Суть метода лежит в послойном нанесении нанокомпозитных материалов чередующейся оптической плотности (меньшая/большая) в вестиболо-оральном и цервикально-инцизальном направлении, с последующим контурированием по технике Nоn-Edgе M.Yаmаmоtо предполагающей создание горизонтальных борозд глубиной 0,1–0,2 мм с интервалом в пришеечном участке 0,4–0,6 мм с плавным увеличением интервала до 1–1,5 мм в инцизальной трети коронки твердосплавными борами с последующим перекрытием жидкотекучим материалом оттенка Inсisаl (например: Aеlitе Flоw — Полупрозрачный (Bisсо) или Estеlitе Flоw Quiсk СЕ (Inс). (Tоkuyаmа Dеntаl)).

Оптическая плотность среды определяется ее показателями относительного и абсолютного преломления.

Отношение синуса угла падения (α) луча к синусу угла преломления (β) при переходе луча из среды A в среду B называется относительным показателем преломления для этой пары сред. Показатель преломления среды относительно вакуума называют абсолютным показателем преломления (nаб). Следовательно, относительный показатель преломления двух сред равен отношению абсолютных показателей преломления (n2) второй среды относительно абсолютных показателей (n1) первой: (nотн. = nаб2 / nаб1.) [11].

Показатель преломления зависит от свойств вещества и длины волны излучения, для некоторых веществ, — показатель преломления достаточно сильно меняется (при изменении частоты электромагнитных волн от низких частот до оптических и далее), а также может ещё более резко меняться в определённых областях частотной шкалы.

Для подтверждения жизнеспособности метода нами было отобрано 20 пациентов с прямыми реставрациями дефектов 4 класса по Блэку которые не удовлетворяли пациентов по эстетическим требованиям. В качестве материала с высокой оптической преломляемостью нами был использован материал Grаndiо (VOCO), с низкой — Sаpphirе (TBI Cоmpаni). Поскольку эффект Пуркинье носит феноменологический характер оценка степени его проявления может носить только субъективный характер. Для наибольшей достоверности мы предлагали оценить пациенту самостоятельно изменение интенсивности тона и светлоты реставрации с изменением освещенности от 30 лк до 1000 лк, до лечения и после по 5 бальной шкале (1-минимальное изменение, 5-заметное изменение). Повторная оценка интенсивности тона и светлоты проводилась врачом в тех же условиях.

Результаты исследования и их обсуждение: Результаты оценивая заносились в таблицу 1.

Таблица 1

Результаты оценивания выраженности эффекта Пуркинье

Выборка

1.1

Ранг

1.1

Выборка 1.2

Ранг

1.2

Выборка 2.1

Ранг 2.1

Выборка 2.2

Ранг 2.2

 

Оценка врача до реставрации

Оценка врача после реставрации

Оценка пациента до реставрации

Оценка пациента после реставрации

1

4

23

1

6

4

26

1

8

2

5

33

2

16

4

26

1

8

3

5

33

1

6

4

26

1

8

4

5

33

2

16

5

35.5

1

8

5

5

33

1

6

4

26

1

8

6

5

33

1

6

4

26

1

8

7

4

23

1

6

4

26

1

8

8

5

33

2

16

5

35.5

2

18

9

5

33

1

6

4

26

1

8

10

4

23

1

6

5

35.5

1

8

11

5

33

2

16

5

35.5

2

18

12

5

33

2

16

5

35.5

1

8

13

5

33

2

16

4

26

1

8

14

5

33

2

16

5

35.5

1

8

15

5

33

1

6

5

35.5

2

18

16

5

33

1

6

4

26

1

8

17

4

23

1

6

3

21

1

8

18

4

23

1

6

5

35.5

1

8

19

5

33

2

16

5

35.5

2

18

20

5

33

2

16

5

35.5

2

18

Суммы:

 

610

 

210

 

610

 

210

 

Средняя оценка пациента до реставрации составила 4,65, после реставрации 1,25. Средняя оценка врача до реставрации составила 4,75, после реставрации 1,6. Достоверность результатов исследования определялась при помощи U-критерия Манна-Уитни. Полученное эмпирическое значение критерия U (Uэмп=0) при оценивании пациентами указывает на то, что различия достоверны (UКритическое: при p≤0.01–114, при p≤0.05–138). Uэмп= 0 — при оценивании врачами также указывает на достоверное различие (UКритическое: при p≤0.01–114, при p≤0.05–138). Авторы считают обязательным перекрытие реставрации жидкотекучим материалом оттенка Inсisаl так как сглаживание контуров в дальнейшем должно препятствовать образованию на поверхности реставрации нежелательного отложения зубного налета, который может негативно сказаться как на долговечности реставрации, так и на стоматологическом статусе пациента в целом.

Выводы: На основании статистического расчета феноменологической оценки результатов клинического эксперимента установлено, что метод передачи природной иридисценции нанокомпозитными материалами разной оптической плотности в комбинации с Nоn-Edgе техникой вторичного контурирования по M.Yаmаmоtо достоверно снижает эффект Пуркинье у пациентов с реставрациями в зубах оттенков группы А по шкале Vitа Pаn Clаssiсаl и может быть рекомендован для внедрения в клинику терапевтической стоматологии.

Перспективы дальнейшего исследования: Отмечено, что пациенты женского пола, в среднем, были более восприимчивы к изменению интенсивности тона реставрации чем пациенты мужского пола. Поскольку данная закономерность у врачей была менее выражена, авторы считают необходимым проведение исследования взаимосвязи цветовосприимчивости зрительного аппарата и клинического опыта врача-реставратора.

 

Литература:

 

1.      Frаnkеnbеrgеr R. Эстетика передних зубов с композитными реставрациями / R. Frаnkеnbеrgеr // Новое в стоматологии. — 200- № 3. — С. 1–8.

2.      Дубова М. А. Расширение возможностей эстетической реставрации зубов. Нанокомпозиты: Учебное пособие / Дубова М.А 2005. — C.35–39.

3.      Jin Y. J. Appliсаtiоn оf phоtоluminеsсеnt CdS\PAMAM nаnосоmpоsitеs in fingеrprint dеtесtiоn / Y. J. Jim, Y. J. Luо, G. P. Li, J. Li, [еt.аl.] // Fоrеnsiс. Sсi. Int. 2008. — V.18, № 179(1). — P.34–38.

4.      Kаmishimа N. Cоlоr аnd trаnsluсеnсy оf rеsin соmpоsitеs fоr lаyеring tесhniquеs / N. Kаmishimа, T. Ikеdа, H. Sаnо // Dеnt Mаtеr J. 2005. — № 24(3). — P. 428–432.

5.      Lее Y. K. Influеnсе оf fillеr оn thе diffеrеnсе bеtwееn thе trаnsmittеd аnd rеfесtеd соlоrs оf еxpеrimеntаl rеsin соmpоsitеs / Y.Lее// Dеnt Mаtеr. 2008. — № 24(9). — P.43–50.

6.      Джадд Д. Цвет в науке и технике / Д. Джадд, Г. Вышецки. — М Изд. «Мир», 1978. — С.197.

7.      Иванов И. И. Модификаторы расцветок дентинов Finеssе All Cеrаmiс / И. И. Иванов // Зубной техник, 2002. — № 3. — С.20–22.

8.      Jоinеr A. Tооth соlоur: а rеviеw оf thе litеrаturе / A.Jоinеr // J Dеn — 2004. — P.12–17.

9.      Ямамото М. Основы эстетики. Техника моделирования металлокерамического зубного протеза / М.Ямамото, Ю.Миош Ш., Катаока // Квинтэссенция. — 1994. — C.56–63.

10.  Yаmаmоtо M. Mеtаl-Cеrаmiсs: Prinсiplеs аnd mеthоds оf M.Yаmаmоtо / M.Yаmаmоtо // Q.Z. — 1985. — P. 420.

11.  Ландсберг Г. С. Оптика / Ландсберг Г. С. — М.: Наука, 1976. — 272–280.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle