Библиографическое описание:

Георгиева А. А., Ольховикова Ю. А. Лексико-стилистические особенности газетных заголовков современной французской прессы // Молодой ученый. — 2015. — №10.5. — С. 38-39.

В наши дни огромное количество ученых проявляет большой интерес к изучению газетных заголовков. В центре внимания многих исследователей (И. С. Стам, Л. А. Манькова, О. А. Ляпина) находится рассмотрение проблем выразительности газетного заголовка. Анализ литературы показывает значимость проблемы заголовка для лингвистов и необходимость ее дальнейшего исследования. Как и для газетно-публицистического текста, для заголовков характерна такая коммуникативно-прагматическая черта, как сочетание стандартных фраз (клише) и экспрессивных форм языкового выражения [Кожина,1993: 184; Прозоров, 2004: 103]. Поскольку основная задача газеты — быстрая подача материала, журналист должен использовать определенные языковые средства выражения и притом сделать этот «язык» понятным читателю. Также газетный заголовок должен отличаться образностью, оценочностью, выразительностью для привлечения внимания читателя. Чтобы достичь этой цели, авторы используют различные стилистические средства. В данной публикации рассматриваются лексико-стилистические средства, используемые в заголовках французских газет. Материалом для исследования послужили статьи популярных ежедневников Франции («Le Monde», «Le Figaro», «Le Point», «L’Humanité»).

В результате анализа практического материала были выявлены такие стилистические средства, как метафора (35 %): Poutineveut«défendre» l'Internetrussecontrelesattaquesdel'Amérique(«Путин хочет «защитить» российский Интернет от атак Америки», LeFigaro, 10.10.2014), Les oripeauxdel'arméerusse («Пестрые лохмотья русской армии», LeFigaro, 25.10.2014), метонимия (6 %):Tignous, traittalentueux («Тиньюс, талантливый штрих», LeFigaro 12.01.2015), лексический повтор (6 %): Ainsifond, fond, fondlamajorité gouvernementale («Все глубже, глубже, глубже правительственное большинство», LeMonde 07.01.2015)., риторическое обращение (6 %): Pour défendrelaliberté, machérie («Чтобы защитить свободу, моя дорогая», LeMonde 08.01.2015), ирония (6 %): LesfrèresKouachi: des «gaminsinoffensifs» quiontpassé sixansenCorrèze («Братья Куаши: «безобидные мальчишки», которые провели 6 лет в Коррэзе», LeFigaro 09.01.2015), гипербола (17 %): Onrevientà lpoquegauloise («Мы возвращаемся к галльской эпохе», LeFigaro 09.01.2015). и градация (12 %): Rouble, pétrole, déflation: jusqu'où ira la crise? (Рубль, нефть, дефолт: до чего дойдет кризис?», Le Monde, 25.01.2015).

Таким образом, анализ газетных заголовков показывает, что авторы публикаций прибегают к разнообразным стилистическим приёмам, стараясь привлечь интерес читающей аудитории. Наиболее частотным из них является метафора. Яркие метафорические образы способствуют лучшему запоминанию заголовка и, как следствие, — информации, представленной в статье.

 

Литература:

1.                 Баранов, А. Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и практика: учебное пособие [Текст] / А. Н. Баранов. — 2-е изд. — М.: Флинта, Наука, 2009.

2.                 Болдырева М.М, Шамова П. И. Французский язык: Общественно-политическая лексика: Учеб.пособие для ин-тов и фак. иностр.яз. — М.: Высш. шк., 1989.

3.                 Будаев, Э. В. Метафора в политическом интердискурсе [Текст]: монография/ Э. В. Будаев, А. П. Чудинов; Урал. гос. пед. ун-т. — 2-е изд., испр. и доп. — Екатеринбург, 2006.

4.                 Вейман, Р. «Новая критика» и развитие буржуазного литературоведения. История и критика новейших методов интерпретации [Текст] / Р. Вейман. — М.: Прогресс, 1965.

5.                 Кожина, М. Н. Стилистика русского языка [Текст] /М. Н. Кожина. — М.: Просвещение, 1993.

6.                 Прозоров, В.В.. Власть современной журналистики, или СМИ наяву [Текст] / В. В. Прозоров. — Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2004.

Основные термины (генерируются автоматически): газетных заголовков, стилистические средства, газетных заголовков современной, к изучению газетных заголовков, выразительности газетного заголовка, анализ газетных заголовков, LeFigaro 09.01.2015, глубже правительственное большинство», значимость проблемы заголовка, различные стилистические средства, лучшему запоминанию заголовка, языковые средства выражения, газетный заголовок должен, заголовков характерна, быстрая подача материала, ун-т. — 2-е изд, А. Н. Баранов. — 2-е изд. —, форм языкового выражения, дни огромное количество, «язык» понятным читателю.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle