Библиографическое описание:

Куркин М. А., Чумакова Е. Ю. Анализ показателей качества медицинской помощи в регионе // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 708-712.

В статье исследуется проблема анализа качества медицинской помощи, для чего используется комплекс статистических методов: анализ динамики, вариации, построение линейный и нелинейных моделей аппроксимации.

Ключевые слова: развитие здравоохранения, медицинская помощь, качество медицинских услуг, управление здравоохранением, Курская область.

 

Сфера здравоохранения является основной системой, во многом благодаря которой формируется и воспроизводится человеческий потенциал региона и его самый важный элемент — здоровье людей. Демографические, социальные и здоровьесберегающие факторы развития городских и сельских территорий, их жизнеобеспечивающих систем зависят от организации деятельности и оптимального оснащения медицинских учреждений [3,4].

Основной проблемой современного здравоохранения является обеспечение доступности и высокого качества оказания медицинских услуг с учетом ограниченных финансовых и трудовых ресурсов, изменение демографической структуры (старение населения), деградацией состояния окружающей природной среды. Для выживания лечебно-профилактическим учреждениям необходимо решать проблемы, связанные с обеспечением качества медицинской помощи как одного из важнейших критериев развитого социального общества. Поэтому активизация процессов управления и повышения качества работы системы здравоохранения в целом выступает приоритетным направлением государственной стратегии в отношении улучшения оказания медицинских услуг. Целью данного исследования является оценка показателей качества медицинской помощи в Курской области.

Обеспечение качества в здравоохранении требует эффективное управление функционированием всей системы, причем система управления качеством здравоохранения должна быть комплексной [5, 6]. Она должна предусматривать функциональную, структурную и проектную архитектонику по самым разным направлениям развития:

-         финансовому, правовому и нормативному;

-         управлениересурсами;

-         контроллинговому, то есть разработка и отслеживание показателей, которые характеризуют управление качество в здравоохранении.

Показатели управления качеством в здравоохранении имеют прямую взаимосвязь с полнотой и комплексностью системы. В связи с этим в данной работе проанализированы основные показатели, влияющие на качество услуг здравоохранения региона:

1)                 обеспеченность населения больничными койками (на 10000чел. населения);

2)                 заболеваемость (на 1000 чел. населения);

3)                 численность среднего медицинского персонала (на 10000 чел. населения);

4)                 обеспеченность населения врачами (на 10000 чел. населения).

За исследуемый период число больничных коек в расчете на 10000 населения сократилось на 10 %, что является следствием процесса оптимизации величины коечного фонда в регионе с 2007 по 2012 голы. До 2006 года данный показатель демонстрировал стабильную динамику [9]. Следует заметить, что не редко сокращение коечного фонда отрицательно сказывается на качестве и доступности (в особенности в районах области) медицинских услуг. Анализ изменений показателя в динамике позволяет выделить пик значительного роста коек в 2013 году (рисунок 1), в связи с реорганизацией коечного фонда в рамках региональной программы «Модернизация здравоохранения Курской области на 2011–2012 годы» [8].

Рис. 1. Динамика обеспеченность населения больничными койками (на 10000чел. населения) в Курской области в 2000–2013 гг.

 

В рамках статистического анализа динамики показателей и построения линейной модели выявлены следующие тенденции. Линейная модель вида у=-2,1312х+122,06аппроксимирует вариацию уровня обеспеченности врачами: на 69 %. Наиболее эффективной для аппроксимации и прогноза является для данного типа показателей, согласно исследованиям Зюкина Д. А. и Куркина М. А. [1, 2], нелинейные модели, в частности степенная. Средний темп прироста имеет отрицательное значение -2,1 %. Коэффициент вариации равен 9,7, так как данный показатель не превышает 33 %, это говорит о том, что совокупность количественно однородна.

В ходе анализа заболеваемости населения наблюдалось снижение на 5,1 % в 2013 году по сравнению с 2000 годом. Темп прироста 2013 года по отношению к 2012 снизился и составил 3 %. Такое снижение заболеваемости может характеризовать высокое качество профилактической деятельности медицинских учреждений. В рамках статистического анализа динамики показателей и построения линейной модели выявлены следующие тенденции. Линейная модель вида у=-5,2763х+655,25 аппроксимирует вариацию уровня заболеваемости на 34 %, средний темп прироста составил -5,3 %. Коэффициент вариации равен 5,9 %, свидетельствую об однородности динамического ряда (рисунок 2).

Рис. 2. Динамика заболеваемости на 1000 чел. Населения в Курской области в 2000–2013 гг.

 

Проведенный анализ обеспеченности населения врачами на 10000 населения в регионе показал, что с 2000–2013г.г. года произошло увеличение на 11,1 %, это говорит о качестве предоставления услуг в здравоохранении, поскольку за счет этого снижается нагрузка врачей. Темп прироста в 2013 году составил -8,6 % по отношению к 2012 году. Следует учитывать, что количество врачей и высокая обеспеченность ими на 10 тыс. населения не являются гарантией качества медицинской помощи и хороших показателей здоровья населения. Решающими факторами здесь остаются качество подготовки специалистов, эффективность финансирования, доля расходов на здравоохранение и оплата труда врача.

По рисунку 3наблюдается, что рост врачей происходил до 2010 года, после чего наблюдается тенденция снижения, это связано с тем, что после кризиса происходило недофинансирование системы здравоохранения и сокращение штата медицинских работников.В рамках статистического анализа динамики показателей и построения линейной модели выявлены следующие тенденции. Линейная модель видау=0,7879х+46,026 аппроксимирует вариацию уровня обеспеченности врачами: на 70 %. Средний темп прироста составил 78,8 %. Коэффициент вариации равен 7,1, так как данный показатель не превышает 33 %, это говорит о том, что совокупность количественно однородна.

Рис. 3. Динамика обеспеченности населения врачами (на 10000 чел. населения) в Курской области в 2000–2013 гг.

 

Согласно данным рисунка 4наблюдается пики значительного увеличения численности среднего медицинского персонала были в 2008 и 2010 году. За период произошло увеличение численность среднего медицинского персонала на 10 %. Это положительно сказывается на качестве услуг, так как в 2015 году на одного врача планируется по три медсестры. Незначительное увеличение произошло в 2013 году на 0,42 % по сравнению с 2012 годом. Одно из приоритетных направлений кадровой политики в области здравоохранения — реорганизация системы и значительное улучшение качества подготовки средних медицинских работников с постепенным увеличением их доли в структуре медицинского персонала, повышением материального и правового статуса специалистов сестринского дела в системе медицинских технологий с передачей им части функций, выполняемых в настоящее время врачом. Это в свою очередь повысит качество предоставления медицинских услуг в регионе.

В рамках статистического анализа динамики показателей и построения линейной модели выявлены следующие тенденции. Линейная модель вида у=0,8396х+107,87 аппроксимирует вариацию численности среднего медицинского персонала на 83 %, средний темп прироста составил 84 %. Коэффициент вариации равен 3,26, так как данный показатель не превышает 33 %, это говорит о том, что совокупность количественно однородна.

Рис. 4. Динамика численности среднего медицинского персонала на 10000 человек населения за период 2000–2013 гг.

 

Разработанные мероприятия направлены на повышение качества услуг здравоохранения региона: повышение качества медицинского обслуживания, усилить профилактическую направленность здравоохранения, повышение квалификации медицинского персонала и т. д.

Государство сегодня является учредителем и собственником 68 % медицинской инфраструктуры (5724 из 8419 медицинских организаций разного уровня), что позволяет поддерживать и обновлять материально-техническую базу государственных и муниципальных учреждений здравоохранения на всей территории страны, создавая условия для внедрения в практику современных медицинских технологий и, тем самым, повышая доступность и качество медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной. Увеличение тарифов на медицинскую помощь в рамках Программы государственных гарантий привело к их экономической привлекательности для частных медицинских организаций. Вследствие этого, количество частных медицинских организаций, участвующих в предоставлении медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий, возросло за последние четыре года более чем в два раза (с 618 в 2010 году до 1645 в 2014 году) [10]. Это позволяет развивать конкурентоспособность в здравоохранении и

Бизнес становится полноправным субъектом управления в социальной сфере, претендуя на часть средств, заработанных при участии в государственных программах, государственных проектах и в технологиях государственно-частного партнерства, как это принято в странах с развитыми системами здравоохранения [7].

 

Литература:

 

1.         Зюкин Д. А. Эффективность процесса оптимизации ресурсов в системе финансирования здравоохранения в регионе / Д. А. Зюкин, М. А. Куркин // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9. С. 287–290.

2.         Зюкин Д. А. Оценка перспектив развития сельскохозяйственного производства по инновационному сценарию на основе нелинейной эконометрической модели / Д. А. Зюкин, Н. А. Пожидаева // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 5. С. 30–31.

3.         Куркина М. П. Воспроизводство населения и качество жизни сельских территорий. /Куркина М. П./ Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 11. С. 65–69.

4.         Куркина М. П. Демографические тенденции как индикатор развития села Курской области / Куркина М. П. /Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2009. Т. 1. № 1. С. 33–35.

5.         Куркина М. П. Концептуальные основы управления качеством социальных услуг в условиях модернизации // Экономика и предпринимательство. 2013. № 9 (38). С. 124–128.

6.         Куркина М. П. Проблемы и технологии управления качеством услуг здравоохранения / М. П. Куркина, Л. И. Борисова // В мире научных открытий. 2013. № 11. С. 124–128.

7.         Куркина М. П. Бизнес как субъект региональной системы управления. / Куркина М. П. / Экономика и предпринимательство. 2014. № 10. С. 347–351

8.         Программа «Модернизация здравоохранения Курской области на 2011–2012 годы» — http://46reg.roszdravnadzor.ru/i/Data/Sites/46/GalleryImages/Upload/3–196PA.pdf

9.         Развитие региональной системы здравоохранения в оценке качества жизни населения: Монография / М. П. Куркина, С. А. Анохина — Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования «Курский гос. медицинский ун-т Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», — Курск, 2008.

10.     Стратегия развития здравоохранения на 2015–2030 г.г. — http://www.medpak22.ru/docs/strategy.pdf

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle