Библиографическое описание:

Солиева М. А. Использование видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1289-1291.

В ходе осуществляемых в нашей стране последовательных реформ по совершенствованию системы образования важное внимание уделяется вопросам укрепления материально-технической базы образовательных учреждений всех уровней. Внедрение в учебный процесс инновационных технологий и передовых образовательных стандартов обеспечивает неуклонный рост качества теоретических и практических знаний и навыков учащейся молодежи.

В нашей стране развитию сферы образования уделяется самое пристальное внимание. В этом плане важное значение имеет реализация постановления Президента «О дополнительных мерах по изучению иностранных языков», благодаря которому были пересмотрены все учебные программы и тематические планы по предмету иностранного языка в соответствии с новыми государственными стандартами.

В XXI веке стремительными темпами развиваются информационно-коммуникационные технологии, ставшие частью повседневной жизни каждого человека. Ныне трудно представить какую-либо сферу деятельности, в которой не использовались бы компьютерные технологии, интернет, другие продукты хай-тека.

В настоящее время в Узбекистане идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, связанными с внесением корректив в содержание технологий обучения, которые должны быть адекватны современным техническим возможностям и способствовать гармоничному вхождению студента в информационное общество. Компьютерные технологии призваны стать неотъемлемой частью целостного образовательного процесса, значительно повышающей его эффективность. Современные технологии позволяют нам расширить рамки урока и приводят к необходимости использования новых форм обучения. Одной из таких форм является видео урок.

Видео урок овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого языка, дело весьма трудное. Поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения на уроке иностранного языка с использованием различных приемов работы. Видео метод относится к группе наглядных методов. Он заключает в себе обучающую и воспитывающую функции, что обусловливается высокой эффективностью воздействия наглядных образов. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее. Кроме того, использование видео на занятиях помогает удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся.

Однако, при использовании наглядного метода (демонстрация видеоматериала) необходимо соблюдать ряд условий:

-        применяемый видеоматериал должен соответствовать уровню знаний учащихся;

-        наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

-        наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый видеоматериал;

-        необходимо четко выделять главное, существенное;

-        детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации видеоматериала;

-        демонстрируемый видеоматериал должен быть точно согласован с изучаемым учебным материалом, соответствовать изучаемой теме.

В отличие от аудио или печатного текста, которые могут иметь высокую информативную, образовательную, воспитательную и развивающую ценность, видеотекст имеет то преимущество, что соединяет в себе различные аспекты акта речевого взаимодействия. Помимо содержательной стороны общения, видеотекст содержит визуальную информацию о месте события, внешнем виде и невербальном поведении участников общения в конкретной ситуации.

Видеоматериалы предоставляют практически неограниченные возможности для проведения анализа, построенного на сравнении и сопоставлении культурных реалий и особенностей поведения людей в различных ситуациях межкультурного общения.

Их использование способствует реализации важнейшего требования коммуникативной методики — представить процесс овладения языком как постижение живой иноязычной культуры; индивидуализации обучения и развитию и мотивированности речевой деятельности обучаемых.

Еще одним достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на учащихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у студентов личностного отношения к увиденному. Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности в этих условиях даже невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, студентам необходимо приложить определенные усилия. Так, непроизвольное внимание переходит в произвольное, его интенсивность оказывает влияние на процесс запоминания. Использование различных каналов поступления информации (auditory, visual, kinesthetic, tactile) положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.

Простой просмотр фильма, даже на иностранном языке, — слишком пассивное занятие для учебного процесса. Поэтому предлагаем несколько заданий для работы с видео на уроке:

Back to the Screen

The teacher picks a short engaging clip from a movie and then divides the class into pairs, with one group facing the TV and the other with their back to it. Then, after turning off the sound, the teacher begins playing the movie. The person who can see the screen tells the other person what is happening. Then, after a minute or a few minutes (depending upon the length of the video), the students switch places. Afterward, the pairs write a chronological sequence of what happened, which is shared with another group and discussed as a class. Finally, everyone watches the clip, with sound, together.

Video and Reading Strategies

We focus a lot on helping our students develop and use various reading strategies such as predicting, summarizing, visualizing, questioning, connecting, evaluating, etc. Teachers can use video to give students further opportunities to practice these strategies in an engaging way. For example, students could practice predicting what will happen next and then summarize what actually happened in the video.

Dubbing

Showing videos without the sound and having students develop an imagined dialogue can be a great language lesson, and a lot of fun. You can even have students act out the scenes, too. In fact, you can use this idea even with videos that don't include humans!

Video as a listening tool

By the time students get to elementary level they have the level of grammar for more complex communication. It’s motivating for them at this stage to enjoy and understand a real movie clip. There are different ways in which we can help them do this. This exercise involves working with a conversation as a jumbled text first then using the movie to check. Conversations normally have a logical order and movies are a great source. There is a role-play which encourages students to practice conversational English.

Watch and observe

This is a good lesson for lower levels because students only have to focus on a minimum of spoken dialogue. Students watch a scene from a film which has lots of things that they can see and therefore write in their vocabulary books. You can teach and test your students’ vocabulary by asking a series of true/ false questions and asking them to put a series of events in order.

Vision on/ Sound off

Students view a scene with the sound turned off. They then predict the content of the scene, write their own script and perform it while standing next to the television. After the performances students watch the scene with the sound on and decide which group was the funniest or the nearest to the original. This is a good fun exercise. Good for intermediate levels.

Video Clips and Questions

Another way to use video to generate student thinking involves students watching a short video clip and then writing questions about the clip. Students divide into pairs, exchange their papers, and answer their partner's questions. Students then exchange papers again and ''grade'' their partner's answers. The fact that students are writing questions for a real audience (a classmate) tends to lead to better questions. Students may also take more time answering the questions because they know a classmate will be ''grading'' them.

Critical Pedagogy

«Critical Pedagogy» is the term often used to describe a teaching approach whose most well-known practitioner was Brazilian educator Paulo Freire. Freire was critical of the «banking» approach towards education, where the teacher «deposits» information into his/her students. Instead, he wanted to help students learn through questioning and looking at real-world problems that they, their families, and their communities faced. Through this kind of «dialogue», he felt that both students and the teacher could learn together. The teacher could lead students through a process of thinking, sharing in small groups and with the class, and writing and drawing using this questioning sequence:

1.                  Describe what you see: Who is doing what? What do they look like? What objects do you see in the video? Summarize what they are saying.

2.                  What is the problem in the video?

3.                  Have you, your family, or friends ever experienced the problem? Describe what’s happened.

4.                  What do you think might be the causes of the problem?

5.                  What solutions could a person do on their own? What solutions could people do together? Would one be better than the other? Why or why not?

Students could create simple posters and make presentations (including role-plays) illustrating the problem, sharing their personal connection to it, listing potential solutions, and choosing which one they think is best and why. As students became more advanced, they could even develop this outline into a Problem/Solution essay using the same outline.

Таким образом, психологические особенности воздействия учебных видеоматериалов на учащихся способствует интенсификации учебного процесса и создает благоприятные условия для формирования коммуникативной компетенции учащихся. Сама перспектива просмотра видео на уроке может стать хорошим стимулом для усиления степени эффективности работы учащихся, и используются преподавателем в качестве «поощрительной премии» за хорошую работу.

 

Литература:

 

1.                 Allan, M. Teaching English with Video. — Longman, 1986

2.                 Cooper, Richard; Lavery, Mike; Rinvolucri, Mario. Video. — Resourse Books For Teachers — Oxford University Press, 1996

3.                 Freebairu, Brian and Ingrid. Video Teaching Tips — Longman, 1996

4.                 S. Stempleski. Using Video in the Classroom — Teachers College, Columbia University, N-Y, 1995.

5.                 Конкретные технологии современного образования: материалы Международного конгресса (ноябрь 1999 года) / под ред. С. В. Казначеева, Н. В. Наливайко; Междунар. конгресс «Новые технологии в науке и образовании на пороге третьего тысячелетия». — Новосибирск: НГПУ, 2000. — 310 с.

6.        Е. Н. Соловова Использование видео на уроках иностранного языка //ELT NEWS & VIEWS — 2003 г.-№ 1, стр. 2

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle