Библиографическое описание:

Зарипова М. Д. Предупреждение несчастных случаев при проведении лабораторных занятий // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 1163-1165.

С первых дней обретения независимости Узбекистан приступил к практическому реформированию высшего образования. Дореформенная система образования и подготовки кадров перестала отвечать требованиям демократических и рыночных преобразований, осуществляемых в республике. Принятая в 1997 г. «Национальная модель» стала основой, ядром Национальной программы по подготовке кадров, определившей концептуальные механизмы коренного реформирования системы образования и подготовки высококвалифицированных кадров. Формирования умения и навыки учащихся осуществляется путем выполнения поставленных задач практических занятий.

При проведении экспериментов в процессах профессиональной учебы и обучения, преподаватель берет на себя большую ответственность. Если это приведет к несчастному случаю, то чрезвычайно важно правильное и подобающее поведение. Поэтому каждый преподаватель, который имеет дело с экспериментами и химическими веществами, должен пройти курс обучения по оказанию первой медицинской помощи.

Как правило, аварий следует избегать при помощи целесообразного образа действий. Благодаря мерам по предупреждению несчастных случаев, риск несчастных случае с самого начала значительно снижается. При этом следует различать два пути:

Главный путь предупреждения несчастных случаев характеризуется применением безопасной техники или безопасных технологий. Различают безусловную технику безопасности, при которой любая опасность исключена, например, благодаря применению такого малого количества опасных веществ, что повреждение человека просто не возможно. Таким образом, лучше следует работать, например, с полумикротехникой, чем с макротехникой. Кроме этого, сюда же относится выбор веществ без потенциала опасности. Следует совсем отказаться от опасных опытов или ограничиться демонстрационными опытами, так например, при травлении стекла жидкой кислотой.

Наряду с безусловной существуют также условная техника безопасности (техника и технологии), которые могут в случае опасности ее предотвратить, например, предохранительный клапан, защитные промывные бутылки и пр. К этой сфере предотвращения несчастных случае относится, в том числе, защитная одежда, как например, перчатки, защитные очки и халат.

Оформление техники в смысле предотвращения несчастных случаев, включая постоянные поиски безопасных альтернативных решений, требует много времени, однако существенно снижает риск несчастных случаев.

Так называемый обходной путь предотвращения несчастных случаев нацеливает проводящих эксперименты на то, чтобы они могли проводить эксперименты без несчастных случаев благодаря свойствам своей личности.

В приведенной далее таблице содержатся свойства личности, которые обосновывают безопасное проведение вышеупомянутых экспериментов, и, вместе с тем, упорядочены с мерами для способствования развитию этих свойств личности:

Меры и средства по обеспечению или облегчению выполнения личных требований

 

Принципиально, разъяснения учащимся даются до начала проведения экспериментов. Идеальным вариантом было бы включение обсуждения возможных опасностей, включая вопросы утилизации химических веществ, в общее разъяснение. Для этого учащиеся должны учиться самостоятельно, обдумывать весь эксперимент и прогнозировать последствия действия.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle