Тенденции преемственности среднего специального профессионального и высшего образования с производственной сферой | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №10 (90) май-2 2015 г.

Дата публикации: 04.05.2015

Статья просмотрена: 98 раз

Библиографическое описание:

Муллахметов, Р. Г. Тенденции преемственности среднего специального профессионального и высшего образования с производственной сферой / Р. Г. Муллахметов, Ж. Э. Пардабаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1231-1233. — URL: https://moluch.ru/archive/90/17919/ (дата обращения: 19.04.2024).

Мировые тенденции развития образования направлены на всестороннее развитие человека путем вовлечения его в целесообразную самостоятельную деятельность. В период модернизации системы образования на первый план выдвигают принцип преемственности среднего специального профессионального и высшего образования с производственной сферой, а также широко внедряются новые информационные технологии в образовательный процесс. Поэтому с обретением независимости в Республике Узбекистан большое внимание уделяется модернизации и обновлению системы непрерывного образования в соответствии с мировыми тенденциями.

Модернизация образования должна предусматривать создание профессионально-корпоративных образовательных ассоциаций, учебно-научно-производственных объединений обеспечивающих интеграцию многоуровневой профессиональной подготовки.

Объективными признаками среднего специального профессионального и высшего образования выступают: его идеология, то есть определенное осмысление сущности, значения и роли института профессионального образования в системе других социальных структур; совокупность норм и предписаний, регулирующих юридические, экономические, педагогические отношения как в системе профессионального образования, так и в сфере ее отношений с другими социокультурными институтами.

Профессиональное образование входит в ряд фундаментальных институтов общества, осуществляющих передачу знаний и опыта от одного поколения к другому, формирование менталитета социальной общности, сохранение и развитие национальной культуры, социальных связей и отношений; способствует разработке и развитию системы мотиваций каждого человека, всегда реализующего свою жизнь в сфере общественных институтов.

На основе анализа совокупного общественного труда формируется перечень профессий и специальностей. При этом учитываются сложившаяся (или складывающаяся) профессионально-квалификационная структура труда по отраслям, социально-экономические предпосылки изменения структуры труда (интеграция специальностей технического профиля, дифференциация специальностей в сфере услуг, создание новых специальностей и профессий в связи с возникновением наукоемких технологий и вместе с этим новых направлений в науке и производстве, отмирание устаревших специальностей и профессий) [2].

Таким образом, профессиональная подготовка специалиста состоит в следовании определенным (заданным совокупностью функций профессиональной деятельности) Государственным образовательным стандартам, положениям и правилам. При этом развитию специалиста, отводится служебная роль — оно подчинено задачам успешного функционирования производственным систем.

Такое образование, действующее в режиме профессиональной подготовки, способно успешно, хотя и недостаточно мобильно, реагировать на:

-          появление новых профессий и специальностей, требующих массовой подготовки кадров;

-          введение нового производственного оборудования в действие (т. е. быстрое реагирование на возникновение потребности в подготовке специалистов по его эксплуатации и ремонту):

-          внедрение (в производство) нано технологий, требующих внесения изменений в действие программы профессионального образования.

 Таким образом, в рамках теории и практики профессиональной подготовки формируется новое понимание профессионального образования, эффективного с точки зрения общества и человека. В современных условиях преобладают общие тенденции, связанные с изменениями на рынке труда.

Потребность производственной сферы в квалифицированных кадрах обладающими профессионально значимыми характеристиками, с необходимостью ставить задачу повышения качества профессионального обучения, подготовки компетентных специалистов нового поколения, умеющих работать в условиях развивающего информационного общества.

При осуществлении преемственности среднего специального профессионального и высшего образования с производственной сферой необходимо создать условия для профессионально-трудовой социализации, являющегося важным компонентом в структуре профессионального образования. В этой связи необходимо определить содержание профессионально-трудовой социализации, которая в нашем понимании подразумевает следующее: — это совокупность процессов (социальных и педагогических), в разной степени регулируемых и позволяющих будущему работнику, специалисту, усваивать систему установок, норм и ценностей, соответствующих осваиваемой социальной роли профессионала.

Сущность профессиональной социализации состоит в том, что в ее процессе индивид приобщается к профессиональной роли и становится носителем связанного с этой ролью социального статуса. Конечный результат успешной профессиональной социализации — интеграция человека в профессиональное сообщество и посредством этого в общество в целом.

Социализация в процессе профессионального образования является важной формой социального регулирования становления профессионала. Это регулирование направлено на:

-          активизацию профессионального самоопределения обучающегося, то есть на развитие отношений человека к своей будущей профессии и к самому себе как потенциальному или реальному субъекту профессиональной деятельности;

-          освоение требований, предъявляемых к человеку той или иной специальностью, профессией или группой и обусловленных технико-экономическими, социальными, психологическими, санитарно-гигиеническими и другими характеристиками производственной деятельности;

Задача профессиональной социализации — идентификация (уподобление, отождествление) учащего, бакалавра, магистра с определенной моделью специалиста производственной сферы.

 

Литература:

 

1.                  Основы педагогической деятельности. Сергеев И. С. Питер. 2004.

2.                  Педагогика профессионального образования. Под редакцией Сластёнина В. А. Академия 2008.

Основные термины (генерируются автоматически): профессиональное образование, производственная сфера, высшее образование, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, профессиональная социализация, профессионально-трудовая социализация.


Похожие статьи

Профессиональная социализация будущих специалистов...

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе.

специалист социальной сферы, вуз, компетентностный подход, профессиональная подготовка, профессиональная культура, профессиональная социализация.

Проблемы профессиональной социализации работающих...

Процесс профессионального образования и включение в трудовую деятельность является профессиональной социализацией. Социализация выступает необходимым фактором вхождения человека в трудовую среду.

Обучение в вузе как процесс социализации: методологический...

Образование, как этап социально-профессиональной социализации, призван

Основные термины (генерируются автоматически): молодой специалист, социально-профессиональная социализация, высшая школа, вуз, социализация личности, процесс социализации...

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

профессиональное самоопределение, трудовая деятельность, обучающийся, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, трудовое обучение, этап, профессиональная...

Проблемы социализации современных студентов

Освоение профессиональных знаний является приоритетным направлением социализации, которое осуществляется в процессе образования.

Основные термины (генерируются автоматически): современная молодежь, студент, высшее образование, рынок труда, самая...

Профессиональная подготовка будущих режиссеров...

В Российской педагогической энциклопедии под профессиональным образованием понимают социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий...

Особенности профессиональной адаптации специалистов...

профессиональная адаптация, социальная сфера, профессиональная деятельность, социальная работа, профессиональная подготовка, молодой специалист, социальное образование, процесс, проблема, трудовая...

Факторы социализации: роль образования | Статья в журнале...

Факторы социализации: роль образования. Автор: Рожкова Людмила Константиновна.

Образование относится к социальной сфере деятельности государства, совершается в интересах личности, общества, государства и основывается на естественном праве человека...

Включение системы СПО в подготовку профессионально...

профессиональная мобильность, профессиональная деятельность, непрерывное профессиональное образование, будущий специалист, компетенция, знание, готовность, непрерывное образование...

Похожие статьи

Профессиональная социализация будущих специалистов...

Профессиональная социализация будущих специалистов социальной сферы в вузе.

специалист социальной сферы, вуз, компетентностный подход, профессиональная подготовка, профессиональная культура, профессиональная социализация.

Проблемы профессиональной социализации работающих...

Процесс профессионального образования и включение в трудовую деятельность является профессиональной социализацией. Социализация выступает необходимым фактором вхождения человека в трудовую среду.

Обучение в вузе как процесс социализации: методологический...

Образование, как этап социально-профессиональной социализации, призван

Основные термины (генерируются автоматически): молодой специалист, социально-профессиональная социализация, высшая школа, вуз, социализация личности, процесс социализации...

Профессиональное самоопределение как условие успешной...

профессиональное самоопределение, трудовая деятельность, обучающийся, профессиональная деятельность, профессиональная подготовка, трудовое обучение, этап, профессиональная...

Проблемы социализации современных студентов

Освоение профессиональных знаний является приоритетным направлением социализации, которое осуществляется в процессе образования.

Основные термины (генерируются автоматически): современная молодежь, студент, высшее образование, рынок труда, самая...

Профессиональная подготовка будущих режиссеров...

В Российской педагогической энциклопедии под профессиональным образованием понимают социально и педагогически организованный процесс трудовой социализации личности, обеспечивающий ориентацию и адаптацию в мире профессий...

Особенности профессиональной адаптации специалистов...

профессиональная адаптация, социальная сфера, профессиональная деятельность, социальная работа, профессиональная подготовка, молодой специалист, социальное образование, процесс, проблема, трудовая...

Факторы социализации: роль образования | Статья в журнале...

Факторы социализации: роль образования. Автор: Рожкова Людмила Константиновна.

Образование относится к социальной сфере деятельности государства, совершается в интересах личности, общества, государства и основывается на естественном праве человека...

Включение системы СПО в подготовку профессионально...

профессиональная мобильность, профессиональная деятельность, непрерывное профессиональное образование, будущий специалист, компетенция, знание, готовность, непрерывное образование...

Задать вопрос