Библиографическое описание:

Сабитов Ж. М. Династии кыпчакских ханов // Молодой ученый. — 2015. — №10. — С. 954-958.

Вопрос о том, какие династии правили среди кыпчаков XI-XIII веков, является очень запутанным. Среди ученых-историков не существует никакого консенсуса по этому вопросу. Более того, не понятен вопрос, сколько династий правило среди кыпчаков.

Существует целый ряд первоисточников, свидетельствующих о кыпчакских ханах. Русские летописи свидетельствуют о династии Шаруканидов. Хорезмские летописи говорят о династии кыпчакских ханов, служивших Хорезмшахам. Их генеалогия хорошо разобрана Ахинжановым С. М. [1, 220–225]. Согласно Насави, Теркен-хатун, происходящая из династии кыпчакских ханов принадлежала к роду байаут, ветви йемеков. Согласно Джузджани она была дочерью хана кыпчаков. Согласно Джувейни она была из рода Канглы. Здесь, скорее всего Джувейни ошибается и путает ее с матерью Джалал ад-Дина, Айчичек, которая действительно происходила из рода Канглы.

Согласно Маркварту Й. одна из династий кыпчакских ханов (предки Юаньского полководца Тутука) переселилась в 1115–1125 к Уральским горам из Монголии, принеся с собой имя Кыпчак [1, 205–206]. Пелльо П возразил ему, отметив, что предок Тутука Кунан не был носителем этнонима кыпчак, а происходил из племени байаутов [18, 103]. Ахинжанов С. М. поддержал эту точку зрения, добавив: «очевидно, байауты в начале XII века, прикочевавшие в степи Казахстана, заменили местную кыпчакскую династию, которая происходила из племени ильбари» [1, 208]. Голден П. считает, что племя Ольбери (Ильбари) переселилось в XII веке из Маньчжурии в Среднюю Азию и южнорусские степи [3, 28]. Прицак О. считал, что до прихода династии Кай на западе Дашти-Кыпчака правила династия Тертер-оба, к которой относились Болуш и Сакал, Тугоркан, Котян. К династии Кай, по его мнению, относились Боняк и его сын Осень. Позже (около 1100) года, сюда прикочевала династия Ольберли во главе с Шаруканом. Около 1116–17 годов, согласно Прицаку О. был достигнут консенсус и Династии Ольбери и Кай стали сопровителями [15, 41]. Стоянов В. считает, что Боняк (называемый в украинском фольклоре «шелудивым») и Тугоркан («Тугарин змей»), а также возможно Шарукан относились к «роду змеи» Кай [15, 44]. Также Стоянов В. Пишет без ссылки на первоисточник, что отцом Боняка был Осень (Асень) [15, 45].

Как писал Ахинжанов С. М.: «один из индийских султанов первой половины XIII века (на самом деле второй половины XIII века — Ж.С.) Улуг-хан Аджам назван Джузджани «ханом ильбари и шахом йемеков»» [1, 208]. Далее у Джузджани сказано, что отец Улуг-хана Аджама в Туркестане был важной персоной среди племени ильбари и носил имя хана. Дед же Улуг-хана «был потомком Абар-хана Ильбари» [1, 208–209]. Ахинжанов С. М. отождествляет его с Табар-ханом, которого упоминал Махмуд Кашгари [1, 209]. Пилипчук Я. пишет, что Улуг-хан Аджам (он же Гияс ад-Дин Балбан) попал в рабство после того как монголы победили его племя, он был продан в Багдаде, оказался в Дели и благодаря личным талантам стал командовать войсками Делийского султаната, отразив с 1247 года большое количество монгольских набегов. В конце концов, он стал правителем в Делийском султанате [11, 76]. Мы можем предположить, что Улуг-хан бывший соратником Джалал ад-Дина и погибший от рук Румского султана являлся отцом Улуг-хана Аджама [17, 231] [17, 249].

Пилипчук Я. с одной стороны этимологизирует имя Абар (Табар) как титул Эльтебер [11, 76]. С другой стороны, он, вслед за Пелльо П. [18, 97–103] отождествляет этого Абара с Кунаном (Кунан, Цюйчу), предком Тутука [10, 263].

Храпачевский Р. П. с одной стороны аргументирует прочтение имени Тутука как Кунан (а не Цуйчу или Кучу), с другой стороны считает, что Кунйан был из рода Кун [16, 22]. Мы уже критиковали эту точку зрения [14]. Здесь стоит отметить, что более перспективным будет отождествление Кунана, предка Тутука с Хунанем, вождем Цзубу, казненным в 1000 году [4, 168] [16, 26]. А Абар легко отождествляется с другим вождем Цзубу Уба, который в 1013 и 1015 годах терпел поражения от киданей [16, 26], но позже был пожалован киданями титулом царь [4, 170].

Пелльо П. отмечал, что Инасы из биографии Тутука и есть известный всем Иналчук Каир-хан, двоюродный брат Теркен-хатун и «виновник» Монголо-Хорезмской войны [18, 102–103]. Пилипчук Я. поддержал это мнение [10, 260]. Также стоит отметить, что Храпачевский Р. П. не учел этого мнения, считая, что Инасы родился около 1115–1120 годов и умер между 1208 и 1217 годами [16, 23–24]. Как мы знаем, Теркен-хатун (кузина Иналчука) была из племени байаут (данные Насави), а внучка Тутука (прямой потомок Иналчука) была также из этого рода (данные Юань Ши) [1, 207], то есть сам Кунан, основатель династии Кыпчакских ханов тоже был из племени байаут.

Здесь стоит остановится на такой детали, как подход исследователей к родоплеменной структуре кочевых народов. В европейской историографии превалирует «атомистический» подход к родоплеменной структуре, когда то или иное племя является неделимой единицей, кирпичиком, из которого состоит весь народ. Поэтому мы видим ситуация, когда байаут, кимек, уран, кай, ильбари воспринимаются как таксоны одного уровня. Но, здесь есть своя специфика. К примеру, автор статьи является Казахом по этносу, относится к большому племени Аргын, роду Атыгай, подроду Бабасан, а фамилию носит Сабитов. То есть здесь перечислены таксоны 5 уровней и они не являются «атомами». Такую же ситуацию фиксируют китайские источники, когда правитель киданей Абаоцзи был одновременно Киданем, Ила (бу — племя), Сялайм (шиле — род), Елюй (миле — фамилия, подрод) [9, 17]. Поэтому воспринимать такие названия как Ильбари, Байаут, Кай (Уран) стоит, учитывая кочевые традиции деления родов на более мелкие подразделения. Еще Пелльо П. предположил, что горы, к которым переселились предки Тутука Юйлиболи это китайское название рода Ильбари [18, 107]. С учетом, того, что «родственники Теркен-хатун» принадлежали к роду Уран (тюркская калька монгольского названия Кай) [2, 147], мы можем предположить, что Кыпчакская династия имело следующее таксономическое деление. Этнос — Кыпчак, Племя — Кай (Уран), Род — Байаут, Подрод (название династии) — Ильбари.

Также стоит отметить, таких родственников Теркен-хатун как ее братья: Тагай-хан [2, 145] и Хумар-тегин [2, 151]. Кроме того известно, что внучка Теркен-хатун Хан-султан была замужем за Джучи и родила ему несколько сыновей. Насави писал: «И [произошло] еще такое: Хан-Султан — старшая из дочерей султана ['Ала' ад-Дина] Мухаммада — была взята в плен [татарами] вместе с Теркен-хатун. Ее взял к себе Души-хан, и она родила ему детей. Затем Души-хан умер, и она сообщила своему брату, султану [Джалал ад-Дину], сведения о татарах, о новостях у них и об их положении. Она прислала султану, когда он осаждал Хилат, один из перстней их отца, украшенный бирюзой, с выгравированным на нем именем султана Мухаммада. Это был знак для посланца, что он прибыл от нее. Она сообщала брату, что ал-хакан уже приказал учить ее детей Корану» [17, 224].

Иванов А. Н. на основе данных Насави и Муизз ал Ансаб предположил, что детьми Джучи от Хан-Султан были Берке, Беркечар, Буре [6, 106]. Мы согласились с этой точкой зрения, отметив, что третьего сына звали Буда, а не Буре [13, 164]. Также известно, что династия Османских султанов происходит из рода Кайы, а дед Османа утонул, переходя Евфрат. Мы можем предположить, что предки Османа были в составе войск Джалал ад-Дина (Хорезмийцы) и были представителями боковой ветви Кыпчакских ханов, как и Улуг-хан аджам, правивший в Делийском Султанате. Здесь стоит отметить, наше не согласие с генеалогией мамлюкского султана Куттуза. Буниятов З. М. приводит ценные сведения, что Куттуз (которого звали также Махмуд) был сыном сестры Джалал ад-Дина, а его отцом был некий Мамдуд, который был сыном дяди по отцу Джалал ад-дина (двоюродный брат по отцовской линии) [2, 195]. Но в генеалогической таблице Буниятов З. М. обозначает Куттуза как сына Хан-султан (то есть он сводный брат Берке, Беркечара и Буды) [2, 223]. Нам кажется, что его матерью была другая сестра Джалал ад-дина, так как известно, что Хан-Султан не была замужем за неким Мамдудом, ее мужем до Джучи был самаркандский султан Усман из династии Караханидов [2, 76]. Усман был казнен по настоянию Хан-Султан в 1212 году вместе со всеми представителями династии Караханидов [2, 78]. Также, вполне возможно, Куттуз упоминается в Юань Ши как Хотосы-хан, правитель народа Канглы, который был разбит Джэбэ и Субэдэем в Западном походе [5, 223–224].

Ахинжанов С. М. рассматривал генеалогические связи в западной ветви Кыпчакской династии. Осень, умерший в 1082 году был отцом Шарукана и Сугра. Отрок и Сарчан были сыновьями Шарукана. Кончак был сыном Отрока. Юрий был сыном Кончака [1, 138–139]. Гурандохта была дочерью Отрока и женой Давида IV Строителя [1, 144]. Ахинжанов С. М. доказывает, что Шаруканиды относились к «змеиному племени» [1, 139–144].

Как известно, в 1108 году Юрий Долгорукий женился на Анне, дочери половецкого хана Аепы Асеневича [7, 30] [12, 213], от которой имел 5 сыновей (в том числе Андрея Боголюбского) [7, 31]. Также известен сын Боняка Севенч, погибший в 1151 году в битве с русскими князьями [12, 220].

Кляшторный С. Г. считал, что болгарская династия Асеней вышла из дунайских половцев [8, 141]. Вполне возможно она была боковой ветвью династии кыпчакских ханов (потомков Осеня).

По нашему мнению Осень и Асень, который в разных источниках указан как отец Аепы, Боняка и Шарукана был одним человеком, таким образом, эти трое ханов и еще Сугр были детьми Осеня. Прицак О. считает, что Аепа является искаженным Кай-оба [3, 25]. Осень и Алп-Кара Уран по нашему мнению были оба потомками Кунана и Абара (Убы), правителей Цзубу. Цзубу же по нашему мнению в киданьских источниках назывались Кимаки (Кумоси).

На основе всего вышесказанного, ниже будут представлены генеалогические таблицы династии Кыпчакских ханов, как Востока (ветвь Алп-Кара Урана) и Запада (Потомки Осеня).

 

 

 

Литература:

 

1.         Ахинжанов С. М. «Кыпчаки в истории средневекового Казахстана» Алматы. Гылым, 1995. 296 c.

2.         Буниятов З. М. Государство Хорезмшахов-Ануштегинидов 1097–1231. Москва. Наука. 1986. 248 с.

3.         Голден П. К вопросу о происхождении племенных названий кыпчаков. //Кыпчаки Евразии: история, язык и письменные памятники. Сборник материалов международной научной конференции, посвященной 1100-летию Кимекского государства в рамках Дней тюрскской письменности и культуры. Астана, 2013. С. 22–36.

4.         Гумилев Л. Н. Поиски вымышленного царства. Легенда о «государстве пресвитера Иоанна» Москва. Ди-Дик 1993. 480 с.

5.         Золотая Орда в источниках. Том 3. Китайские и монгольские источники. Москва. ЦИВОИ. 2009. 336 с.

6.         Иванов А. Н. «К вопросу о причинах принятия ислама золотоордынским ханом Берке»//Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 2. — Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2009. С. 103–107.

7.         Катанчиев С. Т. Александр Невский — правнук кыпчакского (половецкого) хана Котяна. Нальчик: Эльбрус, 2008. 248 с.

8.         Кляшторный С. Г., Савинов Д. Г. Степные империи древней Евразии. Серия: Исторические исследования Санкт-Петербург Филологический факультет СПбГУ 2005. 346 с..

9.         Кычанов Е. И. О ранней государственности у киданей//Центральная Азия и соседние территории в средние века. История и культура Востока Азии. Новосибирск. Наука. 1990. C. 10–24.

10.     Пилипчук Я. В. Монгольское завоевание кочевий восточных кыпчаков// Тюркологический сборник. 2009–2010. Тюркские народы Евразии в древности и средневековье. Москва: «Восточная литература». 2011. С. 259–288.

11.     Пилипчук Я. В. Политическая и военная история кыпчаков в Индии в XIII в. //Военное дело кочевников Казахстана и сопредельных стран эпохи Средневековья и Нового времени. Астана, 2013. С. 70–79.

12.     Расовский Д. А. Половцы, чёрные клобуки: печенеги, торки, берендеи на Руси и Венгрии (работы разных лет). Москва. ЦИВОИ, 2012. 240 c.

13.     Сабитов Ж. М. Берке и его правление в Золотой Орде// Вопросы Истории и археологии средневековых кочевников и Золотой Орды. Сборник научных статей памяти В. П. Костюкова. Астрахань. Издательство «Астраханский университет». 2011. С. 164–169

14.     Сабитов Ж. М. Рецензия на монографию Храпачевского Р. П. Половцы-куны в Волго-Уральском междуречье (по данным китайских источников)// в печати

15.     Стоянов В. Драконы и ельбиры в куманско-кыпчакском мире. Вариации по теме структурирования жилого пространства//Кыпчаки Евразии: история, язык и письменные памятники. Сборник материалов международной научной конференции, посвященной 1100-летию Кимекского государства в рамках Дней тюрскской письменности и культуры. Астана, 2013. С. 37–47.

16.     Храпачевский Р. П. Половцы-куны в Волго-Уральском междуречье (по данным китайских источников). Москва: ЦИВОИ. 2013. 128 с.

17.     Шихаб ад-дин ан-Насави. Сират ас-султан Джалал ад-Дин Манкбурны. Москва. Восточная литература. 1996. 290 с.

18.     Pelliot P. Hambis L. Histoire des campagnes de Gengis Khan, Chen-wu ts’in-tcheng lou. traduit et annote par Paul Pelliot et Louis Hambis, t. I, Leiden, 1951. 490 p.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle