Библиографическое описание:

Горшкова Е. А. Культурологические основы реализации образовательных задач в процессе преподавания истории // Молодой ученый. — 2009. — №9. — С. 145-146.

Понятие «культорология» можно рассматривать как «изучение воспитания, образования, развития».

«Основа» — то главное, на чём строится что-либо.

Понятие «культорологические основы», вероятнее всего, нужно трактовать как «изучение главного в воспитании, образовании, развитии».

В таком контексте особое значение приобретает курс «История Отечества» средней школы. Этот предмет занимает особое место в воспитании, т.к. формирует гражданские качества личности; в обучении, потому что даёт необходимые сведения, которые можно использовать при изучении других предметов, тренирует память,  приучает видеть панораму событий; в развитии, т.к. формирует потребность в самообразовании и, главное, способствует активизации такой важной способности головного мозга, как воображение (на что в процессе обучения обращают мало внимания).

Кроме того, история является как самостоятельным учебным предметом, так и связующим в единое целое ряд предметов:

- русский язык за счёт истории языка,

- литературу через изучение её истории,

- МХК через историю цивилизаций.

- географию как историческую географию.

Что же касается собственно определения «история», то оно кажется настолько само собой разумеющимся, что мало кто помнит, что одно из двух греческих слов, составляющих его понятие, означает «свидетель».

Связывание в одно целое ряда предметов, т.е. их интеграция, как раз и рассчитано на то, чтобы учащиеся из пассивных (в большинстве) слушателей превращались в свидетелей давно минувших дней. Это будет, в свою очередь, способствовать эффективному решению образовательных задач.

Понимание истории через культурологию помогает снять у части учащихся негативное отношение к этому предмету как к конгломерату войн, сражений, бунтов, революций. Решение культурологических задач через интеграцию способствует пониманию истории как следствие психологических закономерностей (а не только социальных), борьбы характеров, страстей. Характер, мотивация поступков и поведения, особенности личности, накладывают отпечаток не только на историческое настоящее, но и на будущее. Именно поэтому замечательный психолог А.Ф.Лазурский в книге «Классификация личностей» иллюстрировал теоретические положения психологическими портретами исторических лиц. Персонификация (персонализация) истории даёт эмоциональную окраску историческим событиям, что способствует их пониманию, запоминанию, последующему воспроизведению и формирует умение делать выводы и перенос на современность.

Такой подход к преподаванию истории идеально совпадает с особенностями подросткового и раннего юношеского возраста. В эти возрастные периоды особое значение приобретает интерес к внутреннему миру человека, ко взаимоотношениям людей; наблюдаются попытки моделировать отношения с людьми и ситуации в мире взрослых. Это с одной стороны. С другой — наблюдается рост интеллектуальных возможностей и развитие способностей, формирование длительных и стойких предпочтений.

С учётом всего этого и реализуются образовательные задачи в процессе преподавания истории.

Образовательные задачи можно условно разделить на общедидактические, конкретно-предметные и общие (реализация которых происходит на базе конкретно-предметных).

К общедидактическим задачам относятся:

- формирование интереса к предмету, его закрепление и развитие,

- сообщение новых знаний, их закрепление.

Для формирования интереса к предмету, его закрепления и развития при сообщении новых знаний нужно оперировать малоизвестными фактами. Например: князь Олег был первым, кто организовал весьма эффективную разведку и все его военные операции строились на основе точных разведданных. Князю Святославу Русь обязана появлению чиновников —  его наместников в городах Киевской Руси

Рассказывая о  создании славянской письменности и о её создателях, братьях Кирилле (в монашестве Константине) и Мефодии, нужно остановиться но «золотом веке» славянской письменности, меценатской деятельности болгарского царя Бориса. Далее, по ходу изучения предмета, нужно рассказать о том, что такие грамматические термины, как «буква», «слог», «междометие» были введены ещё в XYII в. Мелетием Смотрицким; слова «впечатление», «деятельность», «разумность», «способность» появились в русском языке в XVIII в. благодаря В.К.Тредиаковскому. Примеров введения не очень широко известных фактов в объяснение нового материала можно привести массу. Такие примеры производят на учащихся сильное впечатление, легко запоминаются и формируют интерес не только к истории, но и к русскому языку в данном случае.

К общедидактическим задачам относятся также:

- развитие умений, например, умение видеть панораму исторических событий; скажем, связать предпосылки петровских реформ в деятельности царей Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича, сами реформы Петра I и их развитие в деятельности Екатерины II Великой,

- развитие навыков, т.е. способность ориентироваться в историческом пространстве (например, не путать события XVIII  и XIX вв.).

Конкретно-предметные задачи таковы:

- создание прочной базы систематизированных знаний. Этому способствует сама природа изучения истории. Вначале  изучается происхождение (генезис) того или иного явления, затем его развитие (эволюция) или видоизменение (трансформация). Таким образом прослеживается историческая закономерность и преемственность,

- раскрытие мультимерности и полиплановости исторического процесса,

 - конкретизация человеческого знания,

 - расширение кругозора учащихся,

 - повышение/формирование культурного уровня учащихся. Для этого наиболее подходят уроки по теме «Культура» того или иного периода. Причём основное внимание надо уделить связке история >>> история языка >>> история литературы. Как пример можно привести изучение одного из самых значительных произведений Киевской Руси — «Повести временных лет», составленной в разное время монахами Киевского-Печерского монастыря Никоном и Нестором; «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, замечательное по точности, и многих других произведений.

Можно рассказать и о людях различных эпох, например, о дочерях Ярослава Мудрого или Павла I, внесших большой вклад в мировую культуру.

Сюда же относится развитие воображения учащихся, чему в общей дидактике и частных методиках почти не уделяется внимание. А ведь именно воображение способствует прочному усвоению знаний. Для развития воображения нужно, чтобы в учебном материале присутствовала тайна. Например, тайна библиотеки Ивана IV Грозного, привезенная на Русь ещё Анной Порфирогенитой и дополненная Софией (Зоей) Палеолог.

Реализация общедидактических и конкретно-предметных задач буде способствовать решению общей задачи — глубокому и полному знанию истории Отечества, без чего невозможно воспитание гражданственности, главного, на чём строится  общая культура человека. Кроме того, знание истории Отечества формирует патриотизм и интернационализм, т.е. уважение к своему народу и другим народам; толерантность — терпимость к чужим мнениям и воззрениям; креативность — умение творчески применять свои знания; функциональную грамотность — умение вести себя достойно в различных ситуациях.

Добиваться этого нужно через построение преподавание курса истории на культурологических основах.  

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle