Культурологические основы реализации образовательных задач в процессе преподавания истории | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (9) сентябрь 2009 г.

Статья просмотрена: 13 раз

Библиографическое описание:

Горшкова, Е. А. Культурологические основы реализации образовательных задач в процессе преподавания истории / Е. А. Горшкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 9 (9). — С. 145-146. — URL: https://moluch.ru/archive/9/700/ (дата обращения: 24.04.2024).

Понятие «культорология» можно рассматривать как «изучение воспитания, образования, развития».

«Основа» — то главное, на чём строится что-либо.

Понятие «культорологические основы», вероятнее всего, нужно трактовать как «изучение главного в воспитании, образовании, развитии».

В таком контексте особое значение приобретает курс «История Отечества» средней школы. Этот предмет занимает особое место в воспитании, т.к. формирует гражданские качества личности; в обучении, потому что даёт необходимые сведения, которые можно использовать при изучении других предметов, тренирует память,  приучает видеть панораму событий; в развитии, т.к. формирует потребность в самообразовании и, главное, способствует активизации такой важной способности головного мозга, как воображение (на что в процессе обучения обращают мало внимания).

Кроме того, история является как самостоятельным учебным предметом, так и связующим в единое целое ряд предметов:

- русский язык за счёт истории языка,

- литературу через изучение её истории,

- МХК через историю цивилизаций.

- географию как историческую географию.

Что же касается собственно определения «история», то оно кажется настолько само собой разумеющимся, что мало кто помнит, что одно из двух греческих слов, составляющих его понятие, означает «свидетель».

Связывание в одно целое ряда предметов, т.е. их интеграция, как раз и рассчитано на то, чтобы учащиеся из пассивных (в большинстве) слушателей превращались в свидетелей давно минувших дней. Это будет, в свою очередь, способствовать эффективному решению образовательных задач.

Понимание истории через культурологию помогает снять у части учащихся негативное отношение к этому предмету как к конгломерату войн, сражений, бунтов, революций. Решение культурологических задач через интеграцию способствует пониманию истории как следствие психологических закономерностей (а не только социальных), борьбы характеров, страстей. Характер, мотивация поступков и поведения, особенности личности, накладывают отпечаток не только на историческое настоящее, но и на будущее. Именно поэтому замечательный психолог А.Ф.Лазурский в книге «Классификация личностей» иллюстрировал теоретические положения психологическими портретами исторических лиц. Персонификация (персонализация) истории даёт эмоциональную окраску историческим событиям, что способствует их пониманию, запоминанию, последующему воспроизведению и формирует умение делать выводы и перенос на современность.

Такой подход к преподаванию истории идеально совпадает с особенностями подросткового и раннего юношеского возраста. В эти возрастные периоды особое значение приобретает интерес к внутреннему миру человека, ко взаимоотношениям людей; наблюдаются попытки моделировать отношения с людьми и ситуации в мире взрослых. Это с одной стороны. С другой — наблюдается рост интеллектуальных возможностей и развитие способностей, формирование длительных и стойких предпочтений.

С учётом всего этого и реализуются образовательные задачи в процессе преподавания истории.

Образовательные задачи можно условно разделить на общедидактические, конкретно-предметные и общие (реализация которых происходит на базе конкретно-предметных).

К общедидактическим задачам относятся:

- формирование интереса к предмету, его закрепление и развитие,

- сообщение новых знаний, их закрепление.

Для формирования интереса к предмету, его закрепления и развития при сообщении новых знаний нужно оперировать малоизвестными фактами. Например: князь Олег был первым, кто организовал весьма эффективную разведку и все его военные операции строились на основе точных разведданных. Князю Святославу Русь обязана появлению чиновников —  его наместников в городах Киевской Руси

Рассказывая о  создании славянской письменности и о её создателях, братьях Кирилле (в монашестве Константине) и Мефодии, нужно остановиться но «золотом веке» славянской письменности, меценатской деятельности болгарского царя Бориса. Далее, по ходу изучения предмета, нужно рассказать о том, что такие грамматические термины, как «буква», «слог», «междометие» были введены ещё в XYII в. Мелетием Смотрицким; слова «впечатление», «деятельность», «разумность», «способность» появились в русском языке в XVIII в. благодаря В.К.Тредиаковскому. Примеров введения не очень широко известных фактов в объяснение нового материала можно привести массу. Такие примеры производят на учащихся сильное впечатление, легко запоминаются и формируют интерес не только к истории, но и к русскому языку в данном случае.

К общедидактическим задачам относятся также:

- развитие умений, например, умение видеть панораму исторических событий; скажем, связать предпосылки петровских реформ в деятельности царей Алексея Михайловича и Фёдора Алексеевича, сами реформы Петра I и их развитие в деятельности Екатерины II Великой,

- развитие навыков, т.е. способность ориентироваться в историческом пространстве (например, не путать события XVIII  и XIX вв.).

Конкретно-предметные задачи таковы:

- создание прочной базы систематизированных знаний. Этому способствует сама природа изучения истории. Вначале  изучается происхождение (генезис) того или иного явления, затем его развитие (эволюция) или видоизменение (трансформация). Таким образом прослеживается историческая закономерность и преемственность,

- раскрытие мультимерности и полиплановости исторического процесса,

 - конкретизация человеческого знания,

 - расширение кругозора учащихся,

 - повышение/формирование культурного уровня учащихся. Для этого наиболее подходят уроки по теме «Культура» того или иного периода. Причём основное внимание надо уделить связке история >>> история языка >>> история литературы. Как пример можно привести изучение одного из самых значительных произведений Киевской Руси — «Повести временных лет», составленной в разное время монахами Киевского-Печерского монастыря Никоном и Нестором; «Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина, замечательное по точности, и многих других произведений.

Можно рассказать и о людях различных эпох, например, о дочерях Ярослава Мудрого или Павла I, внесших большой вклад в мировую культуру.

Сюда же относится развитие воображения учащихся, чему в общей дидактике и частных методиках почти не уделяется внимание. А ведь именно воображение способствует прочному усвоению знаний. Для развития воображения нужно, чтобы в учебном материале присутствовала тайна. Например, тайна библиотеки Ивана IV Грозного, привезенная на Русь ещё Анной Порфирогенитой и дополненная Софией (Зоей) Палеолог.

Реализация общедидактических и конкретно-предметных задач буде способствовать решению общей задачи — глубокому и полному знанию истории Отечества, без чего невозможно воспитание гражданственности, главного, на чём строится  общая культура человека. Кроме того, знание истории Отечества формирует патриотизм и интернационализм, т.е. уважение к своему народу и другим народам; толерантность — терпимость к чужим мнениям и воззрениям; креативность — умение творчески применять свои знания; функциональную грамотность — умение вести себя достойно в различных ситуациях.

Добиваться этого нужно через построение преподавание курса истории на культурологических основах.  

 

Основные термины (генерируются автоматически): задача, русский язык, XYII, история, Киевская Русь, особое значение, понимание истории, предмет, развитие, Русь, ряд предметов, славянская письменность, сообщение новых знаний, формирование интереса.


Похожие статьи

История создания славянской системы письма

Славянская письменность, наследницей которой является наше современное письмо, встала в этот ряд

Не удивительно, что знания того, как влияло письменное слово на людей с момента его

В целях освещения истории создания славянской системы письма необходимо выявить...

О проблеме происхождения древнерусского языка

Книжно-славянский тип культивировался главным образом в письменности, обслуживающей церковно-религиозную сферу.

Этот взгляд на истоки русского литературного языка был высказан в работе И. И. Срезневского «Мысли об истории русского языка».

Книжно-славянский тип языка в XIV — середине XVI вв.

До середины XVI в. в истории русской письменности и литературного языка получил название «второе южнославянское влияние» (в отличие от «первого южнославянского влияния» Х-Х1 вв., когда в Киевской Руси распространилась старославянская письменность).

Влияние христианства на образование на Руси в X–XV вв.

В качестве предметов в школах изучалось чтение, а также иконопись, церковное пение и письмо.

С. 6. Булгаков Макарий (митрополит) История русской церкви [Электронный ресурс].

Основные термины (генерируются автоматически): Русь, русский народ...

Русские летописи: особенности и проблемы изучения

К этой категории относятся предметы обихода, украшения, клады, захоронения и прочее.

Много знаний летописцы брали из фольклора: предания, песни, легенды, сказки, которые являлись великой неписаной историей Древней Руси.

Формирование исторического мышления на уроках истории

Одной из важнейших задач обучения истории в школе является создание у учащихся конкретных представлений о фактах прошлого, охватывающих все

Аппликации помогают раскрыть сложные факты и явления (например, повинности крестьян, распад Киевской Руси).

Влияние христианства на духовную культуру Руси в XIII веке

Затем появились на границах Руси, победили русских в 1223 году в битве на Калке, а затем ушли.

Были разорены крупнейшие города, уничтожены памятники культуры, письменности.

Известный исследователь по истории русской литературы Д. Л. Башкиров писал, что...

Практика воспитания подрастающего поколения у восточных славян

(История России). Русь, школа, славянин, подрастающее поколение, Киевская Русь, ребенок, Киев, древние, славянская культура, век.

Общая характеристика процесса воспитания детей в период...

Исследователи славянской древности, истории Киевской Руси доказывают, что в народном идеале место в период пестования отводилось морали. Воспитательный идеал человека уже в те времена имел, прежде всего, характер веры в сверхъестественные силы, любви к ближнему...

Похожие статьи

История создания славянской системы письма

Славянская письменность, наследницей которой является наше современное письмо, встала в этот ряд

Не удивительно, что знания того, как влияло письменное слово на людей с момента его

В целях освещения истории создания славянской системы письма необходимо выявить...

О проблеме происхождения древнерусского языка

Книжно-славянский тип культивировался главным образом в письменности, обслуживающей церковно-религиозную сферу.

Этот взгляд на истоки русского литературного языка был высказан в работе И. И. Срезневского «Мысли об истории русского языка».

Книжно-славянский тип языка в XIV — середине XVI вв.

До середины XVI в. в истории русской письменности и литературного языка получил название «второе южнославянское влияние» (в отличие от «первого южнославянского влияния» Х-Х1 вв., когда в Киевской Руси распространилась старославянская письменность).

Влияние христианства на образование на Руси в X–XV вв.

В качестве предметов в школах изучалось чтение, а также иконопись, церковное пение и письмо.

С. 6. Булгаков Макарий (митрополит) История русской церкви [Электронный ресурс].

Основные термины (генерируются автоматически): Русь, русский народ...

Русские летописи: особенности и проблемы изучения

К этой категории относятся предметы обихода, украшения, клады, захоронения и прочее.

Много знаний летописцы брали из фольклора: предания, песни, легенды, сказки, которые являлись великой неписаной историей Древней Руси.

Формирование исторического мышления на уроках истории

Одной из важнейших задач обучения истории в школе является создание у учащихся конкретных представлений о фактах прошлого, охватывающих все

Аппликации помогают раскрыть сложные факты и явления (например, повинности крестьян, распад Киевской Руси).

Влияние христианства на духовную культуру Руси в XIII веке

Затем появились на границах Руси, победили русских в 1223 году в битве на Калке, а затем ушли.

Были разорены крупнейшие города, уничтожены памятники культуры, письменности.

Известный исследователь по истории русской литературы Д. Л. Башкиров писал, что...

Практика воспитания подрастающего поколения у восточных славян

(История России). Русь, школа, славянин, подрастающее поколение, Киевская Русь, ребенок, Киев, древние, славянская культура, век.

Общая характеристика процесса воспитания детей в период...

Исследователи славянской древности, истории Киевской Руси доказывают, что в народном идеале место в период пестования отводилось морали. Воспитательный идеал человека уже в те времена имел, прежде всего, характер веры в сверхъестественные силы, любви к ближнему...

Задать вопрос