Библиографическое описание:

Савина Н. В. Подготовка педагогического коллектива к решению задач здоровьесбережения в условиях учреждения дополнительного образования детей // Молодой ученый. — 2009. — №9. — С. 155-159.

Здоровье детей и подростков является проблемой первоочередной важности в любом обществе, при любых социально-экономических и политических ситуациях. Оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциалы общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

Здоровье человека — это непрерывная последовательность естественных состояний жизнедеятельности, характеризующаяся способностью организма к самосохранению и совершенной саморегуляции, поддержанию гомеостаза, самосовершенствованию соматического и психического статуса, при оптимальном взаимодействии органов и систем, адекватной приспособляемости к изменяющейся окружающей среде, использование резервных и компенсаторных механизмов в соответствии с фенотипическими потребностями и возможностями выполнения биологических и социальных функций [4].

Среди условий, оказывающих негативное влияние на здоровье, наибольшее значение отводится факторам, связанным с образом жизни и с окружающей средой, так как эти факторы риска поддаются коррекции как на популяционном, так и на индивидуальном уровне. Вместе с тем, катастрофическое состояние здоровья детей - не только результат влияния социально-экономических, экологических факторов, но и существующей образовательной практики педагогов, сориентированных на «знаниевую» образовательную парадигму, а не на воспитание здорового человека, на использование здоровьезатратных методов обучения, а не на реализацию здоровьесберегающих образовательных технологий. Именно поэтому процесс формирования отношения человека не только к обществу, но и к себе, своему здоровью, образу жизни, умение выбирать оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок, адаптивно функционировать и соответствовать требованиям современной жизни, становится насущной необходимостью.

Подготовка педагога, обладающего высоким уровнем культуры здоровья, является условием и предпосылкой эффективности профессионально-педагогической деятельности по обеспечению здоровья детей.

В центре любых инновационных процессов всегда стоит фигура педагога, уровень профессионализма которого опосредованно влияет на развитие учащегося не только как субъекта учения, но и субъекта целостной жизнедеятельности.

Способность детей вести здоровый образ жизни является базисным приоритетом образовательно-развивающей работы учреждений дополнительного образования. Но без развитых способностей к этому у педагогов, невозможно ожидать того же от их воспитанников.

Непрерывное повышение напряжённости учебно-воспитательного процесса сказывается и на здоровье самого учителя, по данным Л.Г. Татарниковой, распространённость среди учителей заболеваний органов дыхания составляет 71%, кровообращения — 57%, сердечно-сосудистой системы 72%, хронических ларингитов — 46%, в санации полости рта нуждается 59% [6, с. 117].

Отмечается тенденция к снижению степени социальной адаптации учителей со стажем профессиональной деятельности более десяти лет, что приводит их к частым конфликтам с учениками, коллегами, близкими.

По оценке Л.М. Митиной показатели физического и психического здоровья учителей снижаются по мере увеличения стажа их работы в школе. Так, для учителей со стажем работы в школе 15-20 лет характерны «педагогические кризы», «истощения», «сгорание». У трети учителей (более 30%) показатель степени социальной адаптации равен или ниже, чем у больных неврозами [5].

Как показывают наблюдения, далеко не все учителя умеют преодолевать чрезмерные психоэмоциональные нагрузки, рационально строить свою деятельность. Поэтому умение преодолевать нагрузки и проводить их профилактику, как элемент культуры здоровья, должно быть составной частью профессиональной квалификации учителей и важным дополнением в системе их психологического сопровождения.

С целью подготовки педагогического коллектива к решению задач по здоровьесбережению, разработке программы психолого-педагогической и валеологической помощи педагогам дополнительного образования, нами было проведено анкетирование, в котором приняло участие 70 педагогов дополнительного образования ГУ МПЦ «Московский» г.Санкт-Петербурга.

На рис.1 представлена диаграмма, отражающая процентное соотношение педагогов ГУ МПЦ «Московский» с различным стажем профессиональной деятельности. Самую многочисленную группу составляют педагоги со стажем от 0 до 5 лет (42%). Количество педагогов в последующих группах с большим стажем работы резко снижается, что говорит о том, что молодые педагоги покидают данное учреждение. Наряду с исследованиями общеобраовательных школ, которые показывают, что в школах работают в основном учителя с большим педагогическим стажем, наше исследование учреждения дополнительного образования подчеркнуло чрезвычайно малый процент таких специалистов. Ввиду большого количества молодых специалистов, действия администрации ГУ МПЦ «Московский» по социально-психологической адаптации и методической поддержке педагогов, помощи им в становлении прфессиональной педагогической позиции становятся особенно актуальны. Но, несмотря на это, ввиду объективных социальных причин, педагогов со стажем работы 11-20 лет наблюдается очень мало, что отражено в приведённой диаграмме. Именно в этот период профессиональной деятельности у специалистов наступает кризис личностной идентификации в профессии, и педагог либо делает административную карьеру, либо меняет место работы на более перспективное в карьерном отношении, либо вовсе уходит из данной профессии.

Рис. 1. Стаж педагогов ГУ МПЦ «Московский», в %.

Целесообразно обратиться к концепции профессионального развития педагога, разработанной Л.М. Митиной, в которой выделяются четыре направления:

1.        педагогическое — связано с воспитанием и поддержанием мотивации на педагогическую деятельность, сотрудничество с ребёнком.

2.        педагогическая компетентность - призвано обеспечивать социально-педагогические условия для повышения уровня педагогической компетентности, прежде всего - культуры общения педагога.

3.        психологическое обеспечение культуры эмоциональной жизни педагога. С одной стороны это отражает психологическую готовность педагога к адекватному эмоциональному реагированию в нестандартной ситуации (конфликт, фрустрация т.п.), с другой — способность педагога ценить, правильно понимать, искренне принимать переживания учащихся и уметь экспрессивно выражать свои собственные переживания.

4.        повышение профессионального самосознания педагога: осознание себя личностью, хозяином жизни, способность проектировать своё будущее [5].

Работа по адаптации молодых специалистов включает в себя:

·               знакомство с учреждением дополнительного образования, представление молодого педагога коллективу на педагогическом совете;

·               анкетирование (выявление затруднений в работе на начало года);

·               консультации с психологом, методистом;

·               тематические групповые занятия

В анкете педагоги указали психологические вопросы, которые им интересны, в которых они хотели бы разобраться. Результаты представлены в таблице №1.

Таблица 1 Психологические вопросы, которые интересны педагогам.

особенности работы с группой

6%

приёмы управления временем

7%

способы саморегуляции, снятия стресса

13%

возрастные особенности

15%

игры, упражнения на сплочение

18%

работа с агрессивными подростками

21%

развитие внимания, памяти, усидчивости

23%

работа с трудными детьми

25%

способы психологической поддержки детей

39%

 

Вопросы, интересующие педагогов, определили темы семинаров, лекций, тематических консультаций, тренингов, деловых игр, организуемых психолого-педагогическим и методическим отделом учреждения дополнительного образования. Мероприятия по методическому сопровождению молодого специалиста в образовательном учреждении:

-  проведение анкетирования, встреч, собеседований, "круглых столов" по выявлению профессиональных, бытовых затруднений, правовых основ взаимодействия молодого специалиста с администрацией;

- посещение молодым специалистом уроков, занятий, мероприятий у опытных коллег с целью знакомства  с опытом  учебно-воспитательной, социально-педагогической и организационно-управленческой деятельности опытных  педагогов  через семинары, занятия  методических  объединений,  печатную  и мультимедийную  продукцию, самообразование;

- участие в  организационно-педагогических  и методических  мероприятиях  по обмену опытом,  разрешению  проблем  (семинарах, "круглых столах", педагогических чтениях, конференциях)  на муниципальном  и  региональном уровнях;

-  освоение  и  применение  современных  информационных, в т.ч. компьютерных, технологи;

-  участие  в  коммуникативных  психолого-педагогических  тренингах,   диагностике педагогических затруднений;

      -  посещение педагогом – наставником, администрацией  учреждения дополнительного образования, занятий, мероприятий у молодого специалиста с целью оказания методической помощи;

- информирование молодого специалиста об изменениях в учебно-воспитательном процессе;

-  индивидуальные тематические консультации и практикумы по:

• нормативно-правовому  обеспечению  учебно-воспитательного процесса (разработке  тематического  плана,  конструированию  и структурированию  учебных занятий - поурочного плана,  требованиям  по  оцениванию и мотивированию обучающихся),

• ведению  документации –  журнала;

• плану самообразования – профессиональному становлению, саморазвитию и обобщению собственного  педагогического  опыта,  определению перспектив развития и коррекции образовательных программ.

• повышению компетентности педагогов в области здорового образа жизни.

По данным современных исследований для большинства педагогов направленность интересов и уровень их сформированности в сфере культуры здоровья характеризуются лишь декларативным провозглашением положительного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, но не практической реализацией этих идей и принципов [1].

Повышение компетентности педагогов в области здорового образа жизни включает в себя развитие следующих умений – ставить конкретные цели и задачи занятия, воспитательного мероприятия в соответствии с генеральной целью воспитания, обучения и развития здорового человека;

- отбирать здоровьесберегающие приёмы, методы, технологии и средства обучения и воспитания учащихся;

- создавать положительный настрой, благоприятный психологический климат в детском коллективе;

- обеспечивать достаточную двигательную активность учащихся на занятии и в ходе воспитательного мероприятия;

- соблюдать гигиенические нормы и требования при организации занятия, воспитательного мероприятия;

- соблюдать педагогическую технику, способствующую охране психического здоровья учащихся;

- использовать приёмы эмоциональной разрядки, снятия психоэмоционального и статического напряжения;

- создавать условия для оценивания учащимися своей деятельности на занятии, воспитательном мероприятии и достигнутых результатов;

- оценивать степень продвижения учащихся в усвоении учебного материала;

Педагогам был задан вопрос: «Чем Вас привлекает работа в подростковом клубе?» Результаты ответов представлены на рис. 2.

Отношение к профессии, в частности педагога, – сложное интегральное свойство, выражающее степень вовлеченности личности в профессиональную деятельность. Это динамическое свойство, ибо отношение возникает, формируется и перестраивается на разных стадиях и в разных ситуациях деятельности. И, наконец, это выражение целостной позиции молодого специалиста, потому что отношение к профессии воспитателя нельзя оторвать от всей системы его жизненных ценностей и ориентации.

Рис. 2. Профессиональная мотивация педагогической деятельности, в %.

В клубах наблюдается значительный перевес процентного соотношения в пользу педагогов, у которых мотивацией профессиональной деятельности является потребность в общении, работе с детьми, возможность творческой самореализации в профессии. При этом, гораздо меньше педагогов профессионально мотивированы потребностью учить других, воспитывать, а вместе с тем, у некоторых, и потребностью авторитарного самоутверждения, чем и обусловлена более демократичная, по сравнению с общеобразовательными школами, обстановка в клубах.

В ГУ МПЦ «Московский» создаются условия для реализации педагогами потребности в общении и поддержании здорового психологического климата в коллективе: отмечаются общенародные и профессиональные праздники, чествования юбиляров; проводятся капустники; осуществляются выезды на турбазу, экскурсии в другие города; психологические тренинги; регулярно проводится обсуждения итогов работы за квартал, отмечаются работники, добившиеся хороших результатов; проводятся спортивные состязания между педагогами разных клубов, активными болельщиками в которых выступают их воспитанники.

Все эти меры направлены на популяризацию здорового образа жизни, важным компонентом которого является полезный, хорошо организованный досуг. Педагоги в данном случае являются живым примером для подростков.

Процесс становления культуры здоровья педагога носит творческий характер, мобилизует психические ресурсы личности. В этой связи личностно-творческий аспект играет важную роль в содержании работы с педагогическим коллективом по здоровьесбережению. Социальный заказ на воспитание здорового человека стимулирует переход учителя от авторитарно-репродуктивной, здоровье-затратной педагогики к креативно-гуманистической, здоровьесозидающей. В то же время условием такого перехода является творческая самореализация педагога, механизмами которой могут быть самопознание, самооценка, самоутверждение, саморефлексия, саморазвитие. По мнению И.Ф. Исаева, профессиональная самореализация личности педагога — это всегда интегральная сумма того, что реализовано на сегодняшний день и того, что содержится как некоторая возможность последующего развития [2, с. 107]

 

Литература:

1.        Абаскалова Н.П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «школа — вуз»: Монография. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2001. - 316с.

2.        Исаев И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Изд. Центр «Академия», 2002. - 208с.

3.        Казин Э.М., Блинова Н. Г., Литвинова Н.А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию: Учеб. пособ. для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. -192с.

4.        Колбанов В.В. Валеология: Основные понятия, термины и определения. —СПб.:ДЕАН, 1998.-232с.

5.        Митина Л.М. Профессиональное здоровье учителя: стратегия, концепция, технология // Народное образование. — 1998. — № 9 — 10. - 168 — 170.

6.        Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология: Генезис. Тенденции развития. Изд. 2-е, перераб. и доп. — СПб.: «Петроградский и К°», 1997. — 416с.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle