Библиографическое описание:

Огурцов И. В. Криминалистические особенности назначения и проведения судебных экспертиз по фактам безвестного исчезновения граждан и обнаружению неопознанных трупов // Молодой ученый. — 2009. — №9. — С. 114-117.

Анализ деятельности подразделений уголовного розыска, специализирующихся на установлении местонахождения пропавших граждан и опознания неизвестных трупов,  позволяет сделать вывод о том, что до сих пор данное направление не приобрело должного внимания. Между тем, современная наука разработала большое количество приемов, средств и методов, которые оказывают неоценимую помощь в установлении истины. Вопросы применения специальных знаний сравнительно широко освещены в работах процессуалистов и криминалистов, однако в практической деятельности сохраняются сложности идентификации граждан указанной категории.

В процессе установления местонахождения без вести пропавших граждан и опознания неизвестных трупов не всегда удается при отсутствии необходимого  объема идентифицирующей информации получить желаемый результат. Поэтому сотрудникам уголовного розыска, проводящим расследование данных категорий дел, приходится прибегать к знаниям профессионалов в той или иной области.

Прежде всего, в практической деятельности криминалистов, судебных экспертов возникают существенные трудности по идентификации неопознанных трупов, вызванные большим разнообразием объектов исследования по их внешнему состоянию, значительной степенью гнилостного разложения, плохим состоянием костных останков [8, С. 10].

В настоящее время утрачена система единого централизованного учета населения страны по медицинским показателям (свобода выбора врача, в т.ч. и негосударственных медицинских учреждений, обращения не по месту жительства,  отсутствие записей в амбулаторной карте и т.п.). В связи с этим  нет единого документа, регистрирующего в обязательном порядке все обращения к медицинским работникам,  а потому в работе правоохранительных органов  по розыску граждан и установлению личности неопознанных трупов возникают трудности в сборе и анализе идентификационных признаков по анатомическим показателям.

Анализ законодательства  по розыскной работе показал, что проведение экспертных исследований в отношении лиц, пропавших без вести и опознании трупа без признаков преступления, не представляется возможным в силу отсутствия правовых оснований. Практика по розыскной работе показывает, что сотрудники уголовного розыска проделывают не меньшую работу в рамках розыскного дела, чем следователи и дознаватели по уголовным. Основным мероприятием в розыскной деятельности является процесс опознания. Статья 193 УПК РФ определила, что объектом опознания может выступать лицо или предмет. Для опознания может быть предъявлен и труп. Таким образом, указанное мероприятие имеет свою процедуру и документально-процессуальное закрепление. Но каким образом розыскник будет проводить опознание трупа и составлять процессуальный документ без соответствующих полномочий? Проводимые процедуры опознания родственниками трупов (обычно в морге) закрепляются либо справкой должностного лица, либо отбором объяснения, в котором даже не всегда указывается отметка о предупреждении за заведомо ложные показания. Как показывает практика, в объяснении указываются общие признаки, по которым опознан труп, что не дает полной уверенности в точном установлении личности. Очень сложно осуществляется опознание скелетированных или обгоревших трупов, где по внешним признакам опознать его не удается. Таким образом,  требуется целый комплекс идентификационных признаков в работе.

В соответствии со статьей 40 УПК РФ к органам дознания относятся «органы внутренних дел Российской Федерации, …, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности»[9]. На них возлагается в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 40 УПК РФ «выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно, - в порядке, установленном статьей 157 настоящего Кодекса»[9].

В соответствии с п. 19 статьи 5 УПК к неотложным следственным действиям относятся «действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования». Таким образом закрепляется проведение неотложных следственных действий, «если есть основание полагать, что промедление с его проведением повлечет исчезновение, порчу, утрату или фальсификацию доказательств заинтересованными участниками уголовного процесса»[7].

Практика данного направления идет по пути наименьшего сопротивления, и  возбуждение уголовного дела происходит в очень крайних случаях. В 2007 году находилось в розыске более 71,5 тысячи без вести пропавших граждан, из них в рамках уголовных дел разыскивалось 11,5 тысяч, из которых остаются неразысканными на конец года 10,5 тысяч человек. Серьезную обеспокоенность вызывают вопросы установления личности неизвестных трупов, которых в год опознается более ста тысяч, а идентифицируется около 30 %. Из общего числа идентифицируемых трупов по признакам насильственной смерти возбуждается уголовных дел примерно 5%.[5, С. 5].

Отмечаемая проблема в проведении процессуальных действий в розыскной работе нарастает с каждым годом. Совершенствование методик расследования розыскных дел не позволяет на должном уровне проводить розыскные мероприятия в силу отсутствия законодательных оснований.

Имеющиеся в распоряжении сотрудников уголовного розыска процессуальные действия позволяют проводить только ограниченный спектр мероприятий, которые в дальнейшем можно считать доказательственной базой. При этом должны соблюдаться правовые основания и процессуальный порядок их производства. Главное в том, что возможность реального назначения и производства судебных экспертиз до возбуждения уголовного дела законодателем не обеспечена[1].

Проведение мероприятий оперативно-розыскного и судебно-экспертного обеспечения необходимо «осуществлять на комплексной основе с начальной стадии производства по уголовному делу, когда совокупность следов и предметов, характеризующих обстоятельства, обстановку, при которой было совершено преступление, еще находится в первозданном виде»[1]. Такое производство должно быть допущено только в случаях, когда без экспертизы невозможно установить наличие оснований для возбуждения уголовного дела[6]. Принятие такой функции на себя могли бы взять органы дознания. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ, возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. Таким образом, представляется возможным в установленный десятидневный срок проведение основных экспертиз (например, судебно-медицинское исследование трупа).

В статье 40 Уголовно-процессуального кодекса к органам дознания (а в соответствии с п. 24 статьи 5 УПК РФ органы дознания – государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия) относятся органы внутренних дел Российской Федерации, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Розыскные подразделения входят в систему уголовного розыска органов внутренних дел (милиции), что в свою очередь относит их к органам дознания.

В статье 7 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»[10] определены основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий:

1.                  Наличие возбужденного уголовного дела.

2.                  Ставшие известными органа, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о:

1)                  признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса  о возбуждении уголовного дела;

2)                  событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации;

3)                  лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия или суда или уклоняющихся от уголовного наказания;

4)                  лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов.

Для того чтобы сведения такого рода стали основанием для осуществления оперативно-розыскных мероприятий, необходим повод, т.е. их документальное оформление (от родственников – заявление, из государственного органа – справка, ориентировка и т.п., от оперативника – рапорт, от агента – сообщение и т.п.).[3, С. 104] На основании этих документов должна проводиться проверка, установленная процессуальным законодательством и по ее окончании принято решение в соответствии со статьей 145 УПК РФ.

Оперуполномоченный, который занимается розыском без вести пропавших и опознает трупы, должен иметь полномочия по вынесению процессуальных документов: постановления на проведение судебной экспертизы, отношения на проведение исследования экспертам-криминалистам, а также «постановление на признание лица, заявившим о безвестном исчезновении своего родного или близкого человека, пострадавшим, если нет оснований ему отказать в принятии такого решения»[2, С. 23]. Однако надо заметить, что перечисленные процессуальные действия должны осуществляться при отсутствии криминальных признаков в материалах дела. При обнаружении трупа перед органом внутренних дел стоит задача установить личность погибшего и причину наступления смерти (её возможный криминальный характер)[4, С. 7].

Для расширения процессуальных функций оперативного работника и признания за ним составления документов, которые будут отвечать процессуальному законодательству, является содержание п. 19 статьи 5 Уголовно-процессуального кодекса, в которой говорится, что «неотложные следственные действия – действия, осуществляемые органом дознания после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования». Именно сотрудник уголовного розыска в обязательном порядке выезжает на все первоначальные розыскные действия по поступившему заявлению или сообщению о преступлении или правонарушении и организует оперативную поддержку участникам следственно-оперативной группы. И проведение мероприятий по розыску без вести пропавших граждан и неопознанных трупов без признаков преступления можно проводить в рамках уголовно-розыскного дела, которое по своей процессуальной природе будет аналогично уголовному делу по расследуемому преступлению. Тогда не возникнет вопросов о находящихся в деле документов и они будут представлять собой официальные материалы.

Законодатель в п. 49 статьи 5 УПК РФ определил понятие судебной экспертизы как «экспертиза, проводимая в порядке, установленном настоящим Кодексом». И обязанности на проведение экспертиз ложатся на экспертные учреждения, которые проводят последние на основании постановления должностного лица.

Проведение экспертизы в большинстве случаев является единственным способом установить идентифицирующие признаки устанавливаемого лица. Участившиеся в последнее время чрезвычайные ситуации некриминального характера с человеческими жертвами приводят диссертанта к заключению, что только с использованием специальных знаний специалистов в той или иной области (медицины, химии, анатомии человека, графологов и других) возможно установление личности человека. Именно конечный результат проведенного исследования дает возможность проведения дальнейших оперативно-розыскных мероприятий. Поэтому необходимо процессуальное закрепление результатов исследований.

При наличии результатов только непроцессуального опознания и невозможности его закрепления процессуальным путем (нет опознающих, которые бы не были задействованы в оперативном опознании, либо было проведено непроцессуальное опознание, но оно носило групповое сходство и т.д.) экспертиза может быть подтверждением или неподтверждением того или иного опознания, розыскного мероприятия, и выводы экспертизы будут весьма важными для дальнейшего планирования расследования[2, C. 34].

Современный информационный мир, который набирает обороты, все острее встает вопрос о создании единой системы идентификации человека. При этом возможность опознания, удостоверений, розыска и (или) экспертной идентификации личности в различных ситуациях жизнедеятельности должна быть заблаговременно обеспечена со стороны государства – в лице соответствующих правоохранительных органов и социально-государственных учреждений, в том числе ответственных за паспортно-визовую регистрацию и за разработку атрибутов удостоверительного документирования и других источников, удостоверяющих личность человека в повседневной жизни, а также за пропаганду добровольного дактилоскопирования как наиболее простого и надежного средства удостоверений и идентификации личности человека[2, С. 43].

При отсутствии единого подхода идентификации человека с помощью цифровых баз данных (идентификационный номер, дактилоскопический учет, фотографическое изображение и другие) используемые в настоящее время системы не позволяют в полной мере оперировать находящимися в них данными в силу своего разрозненного учета и отсутствия единства сбора информации.

 

 

Литература

 

  1. Бахтадзе Г. Процессуальные проблемы назначения и производства судебных экспертиз в стадии возбуждения уголовного дела // Уголовное право. – 2006. - № 5.
  2. Дубягина О.П., Дубягин Ю.П., Логинов С.Г. Опознание в практике розыска человека и раскрытии преступлений (научно-методический аспекты). М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2006. – 336с.
  3. Комментарий к Федеральному закону «Об оперативно-розыскной деятельности». С постатейным приложением нормативных актов и документов / Авт.-сост. д-р юрид. наук, проф. А.Ю. Шумилов. 3-е изд., испр. и доп. – М.: Издатель Шумилова И.И.- Электронная база “Консультант”
  4. Новак О.Э., Туровец Л.Л., Берсенев А.М. Методические рекомендации «Алгоритм действий оперуполномоченного уголовного розыска при обнаружении трупа человека с признаками насильственной смерти на различных участках местности и в помещениях». – Саратовский юридический институт МВД России, -Саратов, 2005. – с. 7.
  5. Обзор о состоянии розыскной работы в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации в 2007 году. – от 24.03.2008 г. № 6/2276.

6.      Орлов Ю. Возможно ли производство судебной экспертизы в стадии возбуждения уголовного дела? //Законность. – 2003. № 9.

  1. Супрун С. Понятие и система неотложных следственных действий // Уголовное право. – 2007. № 4.
  2. Черненко М.Д. Теория и практика идентификации неопознанных трупов в западноевропейских государствах. – М., 2007. – с. 10.

9.      Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ // Российская газета. 2001. 22 декабря.

  1. Федеральный закон от 12.08.1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 33. Ст. 3349.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle