Библиографическое описание:

Холодкова Ю. А. Бизнес-инкубатор: его основные особенности и назначения // Молодой ученый. — 2009. — №9. — С. 90-91.

Развитие малого и среднего предпринимательства является одним из наиболее значимых направлений деятельности органов власти всех уровней в рамках решения вопросов социально- экономического развития территорий и смягчения социальных проблем.

Многие эксперты отмечают, что в период мировой экономической апатии малому бизнесу проще выжить, чем крупным предприятиям – благодаря своей гибкости и мобильности, которые позволяют быстро подстраиваться под меняющиеся условия, [1]. Но без поддержки, как со стороны органов власти, так и со стороны местного самоуправления не обойтись.

Важнейшая роль в инфраструктуре поддержки и развития малого бизнеса отводится бизнес – инкубаторам, о которых далее пойдёт речь.

Бизнес-инкубатор – это специальный инструмент экономического развития, предназначенный для ускорения роста и успешной самореализации предпринимателей, предприятий и компаний посредством предоставления им комплекса ресурсов и услуг по поддержке и развитию их деловой активности, [2].

Комплекс ресурсов и услуг включает в себя, [3]:

А) обеспечение предприятий физическим пространством (площадями) на льготных условиях;

Б) обучение персонала;

В) консалтинг;

Г) доступ к информационной базе;

Д) хорошо подобранный комплекс программ деловой поддержки, включая постоянную помощь в управлении предприятием и специализированной программы обучения.

Существуют следующие виды бизнес-инкубаторов:

1)      Бизнес-инкубатор общего типа - инкубатор, выполняющий ключевую роль в

проведение политики стимулирования процесса учредительства и всесторонней поддержки развития новых фирм, [4];

2)      технологический бизнес-инкубатор – инкубатор, ориентированный на работу в

области высоких технологий, а также поддержку малых начинающих инновационных предприятий, малого инновационного бизнеса в научно-технической сфере, [5];

3)      специализированный бизнес-инкубатор – соответствие определённого вида

деятельности таким специализациям, как, инновационная, научно-техническая, производственная, [5].

В мировой практике выделяются 3 ассоциации бизнес-инкубаторов, [3]:

1) В России - Национальное Содружество бизнес-инкубаторов (НСБИ);

2) в США – Национальная ассоциация бизнес-инкубаторов (NBIA);

3) в Польше – ассоциация бизнес – центров и инновационных центров.

Согласно статистическим данным первый бизнес-инкубатор появился в США в 1959 году. Люди, оставшиеся без работы, открыли свои предприятия прямо в пустующих после закрытия фабрики помещениях. Опыт оказался успешным, так как количество бизнес-инкубаторов стало увеличиваться,[6, стр.445]. В 1990 годах они стали возникать и в России по инициативе Ассоциации Содействия развитию технопарков, инновационных центров и инкубаторов бизнеса (Ассоциация «Технопарк»), [5].

Как показывают данные ассоциации Национального Содружества бизнес-инкубаторов, в России на сегодняшний день функционируют более 80 бизнес-инкубаторов в таких городах, как Волохов, Череповец, Москва, Нижний Новгород, Екатеринбург, а в мире всего - более 1000.

На рисунке 1 приведена структура видов услуг, которые бизнес-инкубаторы предоставляют малому предпринимательству.

 

Рис.1 Структура видов услуг, оказываемых бизнес – инкубаторами малому предпринимательству

В городе Братске Иркутской области в текущем 2009 году создан первый «Бизнес-инкубатор города Братска». Планируется, что это некоммерческая организация будет оказывать широкий спектр помощи, как начинающим, так и уже опытным предпринимателям. Спектр содействия – от предоставления помещений, средства связи и оргтехники до консультаций, обучения, помощи в разработке, оценке и практической реализации бизнес-проектов,[7].

Инкубаторы малого бизнеса помогают молодому бизнесу выжить в стартовый период, т.е. в период наибольшей уязвимости с финансовой точки зрения. Конечным продуктом деятельности бизнес-инкубаторов является независимый предприниматель, хорошо адаптированный к условиям рыночной среды, а самостоятельность предприниматель приобретает через 3 года. Это время является достаточным сроком, для того, чтобы фирма стала на ноги и сумела довести свою продукцию от опытно-конструкторской разработки до стадии подготовки к серийному промышленному производству, [5].

Опыт доказывает, что из числа предприятий, самостоятельно начинающих свою деятельность выживают обычно 14-30%, в то время, как в бизнес-инкубаторе – 85-90%, [2]. Но, несмотря на это в функционировании бизнес-инкубаторов в России существуют сложные моменты, к которым можно отнести ряд вопросов, требующих решений [3]:

- на уровне международных организаций: реализация программы технической помощи, организация взаимодействия в части передачи зарубежного управленческого опыта, проведение международных выставок и конференций;

- на федеральном уровне: налогообложение, таможенные льготы, льготное кредитование, управление государственной собственностью;

- на  муниципальном и региональном уровнях: предоставление площадей, кредитование в части налогов;

- на уровне Национального Содружества бизнес-инкубаторов: унификация и разработка типовых форм документооборота, создание единого консалтингого центра для нужд аккредитованных бизнес-инкубаторов;

- на уровне руководства бизнес-инкубаторов: переход к системному мышлению и выработка региональной специализации бизнес-инкубаторов, создание филиалов и переход к сетевому принципу деятельности бизнес-инкубаторов, развитие горизонтальных связей в данной сфере с использованием общих производственных мощностей.

Таким образом, главное назначение бизнес-инкубаторов – предначальная и первоначальная поддержка малых предприятий, помощь потенциальным предпринимателям, которые желают, но не могут самостоятельно начать собственное дело. Для того, чтобы субъекты малого предпринимательства, после инкубационного периода пребывания в бизнес-инкубаторе могли самостоятельно и успешно осуществлять свою деятельность, необходимо оказание комплекса услуг, таких как выделение помещения под офис, средства коммуникации, помощь в ведение делопроизводства, организация внутрифирменного менеджмента, проведение маркетинговых исследований, предоставление образовательных услуг, а также и финансирование.

 

Литература:

1. Общественно-политическая областная газета «Специальный проект», №62(487),

г. Иркутск, 2009;

2.      http://www. kolpino-city.ru/;

3.      http://www.sciteclibrary.ru/;

4.      http://www.veselchak.ru/;

5.      http://www.subcontact.ru/;

6.      Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л.- Малое предпринимательство: Учебник, 2-е

издание, переработанное и дополненное – М: Инфра-М, 2007 – 555 стр.;

7.      Газета «Братские Вести», №37(200), г. Братск, 2009.

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle