Библиографическое описание:

Сурмай З. А. Финансовая политика России и пути финансовой стабилизации в условиях кризиса // Молодой ученый. — 2009. — №9. — С. 82-87.

Финансовая стабилизация в России идет уже не один десяток лет и это объяснимо: двадцатый век для России – век экономических потрясений и великих экспериментов. Не так давно один из них – строительство социалистического общества провалился. Сейчас приходится часто слышать, что во всех бедах виноваты демократы, развалившие «хорошую» социалистичес­кую экономику. Это далеко не так. Отставание экономики СССР было заметно уже в шестидесятые годы. К девяностым годам экономическая машина Советского Союза доехала по инерции. С начала 80-х годов было ясно, что без радикальных изменений в экономике не обойтись. В то время еще можно было, приняв разумные меры, перестроить плановую экономику, поставить ее на рыночные рельсы и обойтись без такого спада производства, инфляции, снижения уровня жизни. Некоторые экономические программы предоставляли такую возможность (например, «500 дней»).

История сложилась иначе, и руководству России пришлось не перестраивать экономику, а воссоздавать заново. Это оказалось чрезвычайно сложной задачей: СССР представлял собой единый экономический организм, а хозяйственные связи были нарушены; контролировать командно-административными методами экономику ужу было невозможно, а новых механизмов еще не было. В этих условиях российские реформаторы выбрали концепцию диаметрально противоположную плановой экономике: экономический либерализм, а в качестве конкретной программы действий – концепцию монетаристов. По прошествии семи лет с начала реформ, представляется возможным оценить их результаты: успехи и провалы, какие действия дали положительный эффект, какие провалились из-за искажения их в российских условиях, и что было ошибочным с самого начала.

Но в стране продолжается финансовая стабилизация, продолжаются реформы, в том числе реформы финансовой системы.

Для реформирования финансовой системы в целях финансовой стабилизации в России необходимо решить следующие проблемы:

-недостаточные темпы развития экономики;

-диспропорции развития экономической системы;

-отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;

-излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;

- низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др [5].

Кроме того, решение указанных проблем на современном этапе обусловлена, прежде всего, разразившимся мировым финансовым кризисом.

Как правило, ни один кризис не бывает без предварительных прямых или косвенных сигналов экономике и рынку. Проблема заключается в правильной их интерпретации [4, с.14].

Так, задним числом стало очевидно, что важным сигналом предстоявших трудностей стало потрясение на рынке структурированных кредитов в мае 2005 г. В указанном месяце был понижен рейтинг облигаций General Motors до неинвестиционного уровня. Поскольку облигации автомобилестроительных фирм широко использовались в портфелях структурированных кредитов, данное падение рейтинга привело к существенным изменениям на рынке. Фактически это был миникризис ликвидности. В своем полномасштабном варианте он разразился в летом 2007 г. Никто не верил, что инструменты с рейтингом ААА смогут упасть больше, чем на 1%. Фактически снижение достигло 20%. Стало это возможны из-за того, что постепенно набирающий силу фактор снижения ликвидности практически никем не учитывался. Иначе говоря, фирмы опирались на неверные в методологическом плане расчеты риска, с чрезмерным оптимизмом относились к оценкам рейтинговых агентств. В свою очередь, сложившееся положение было в определенной степени обусловлено порочной организацией риск-менеджмента. Представители служб оценки риска рассматривались как не приносящие доходов и сдерживающие развитие бизнеса. Пересмотр сложившегося отношения, по крайней мере, проблематичен, поскольку работа риск-менеджера напоминает опцион на короткую позицию с неограниченными пределами потерь и весьма ограниченными возможностями прибыли [4].

Почему в августе 2008 г. снизились цены на нефть? Одна из причин и наиболее важная связана с тем, что при сравнительно не эластичном спросе на продукцию значительный рост цен на нее может быть необходим для того, чтобы вытеснить с рынка маргинальных, несущественных покупателей. Так, в США именно такой вид покупателей ушел с рынка после того, как цена бензина превысила 4 долл./галлон. Известно, что в мае 2008 г. американцы проехали на своих автомобилях на 9,6 млрд. миль меньше, чем год назад.

Нынешний финансовый кризис пока не отмечен массовым исходом вкладчиков. Вместе с тем скрытое от глаз общественности бегство уже давно началось, и возглавляют его институциональные инвесторы и непосредственно сами банки. Придерживание ресурсов институциональными инвесторами можно рассматривать в условиях финансового кризиса 2008 г. всего лишь как современную версию старомодного массового изъятия вкладов из банков [4].

Несомненно, что финансовый кризис, разразившийся в США в 2007 г., не преминул сказаться на экономике России во втором полугодии 2008 г.  

После ускоренного роста экономики в 2007 году благодаря дешевым денежным ресурсам (легкому доступу к мировым рынкам долга в начале года и дополнительным расходам федерального бюджета в конце года, что помогло поддержать высокие темпы роста) в текущем году рост в России замедляется. В середине 2008 г. снижение темпов роста частично было вызвано эффектом высокой базы сравнения (в середине 2007 г. отмечался очень динамичный рост), а в августе - ухудшением конъюнктуры денежных рынков [1, с.8].

На сегодняшний день экономисты понижают свой предварительный прогноз роста экономики на будущий год (в 2008 г. во многом благодаря инерции рост, как они полагают, составит около 7,3%) до 5,5% или даже ниже, если кредитный кризис продлится еще дольше. При определенных условиях возможны и более высокие темпы роста. Учитывая решимость правительства увеличить бюджетные расходы в 2009 г. с целью поддержки финансовых рынков, шансов на замедление инфляции все меньше. Расходы на оборону также поднимутся как следствие изменения политических настроений после конфликта с Грузией. Хотя на данном этапе неясно, какой дополнительный объем денежных средств правительство направит на расходы, шансы того, что в будущем году инфляция будет меньше 10%, кажутся менее реалистичными (но все же они есть).

Возникает вопрос: что могут сделать власти для ограничения оттока капитала и стимулирования экономического роста? Другими словами, может ли российское правительство найти способы снова стимулировать экономический рост? [1]

России необходимо фундаментально изменить макроэкономическую политику и вновь сконцентрировать внимание на необходимости как можно быстрее снизить инфляцию. Это позволит автоматически решить многие проблемы на денежных рынках. Таким образом, бюджетная политика должна быть менее стимулирующей.

Помимо этого, в будущем, может быть, необходимо осуществить девальвацию рубля - в идеале.

Банк России должен позволить свободное колебание валютного курса. В сложившихся условиях возможно снижение курса рубля приблизительно на 10%, что может стать хорошим подспорьем для отечественной обрабатывающей промышленности. В последние годы, когда цены на нефть росли и в Россию приходил капитал, курс рубля повышался. Теперь же на фоне падения цен на нефть и оттока капитала эффективный обменный курс рубля, похоже, не находится на устойчивом уровне.

Чрезвычайно важно как можно скорее умерить бюджетные расходы (предпочтительно даже сократить некоторые расточительные статьи, способствовавшие ускорению инфляции в последнее время) и стимулировать банки и компании к возврату внешних займов. После этого Банк России может протестировать валютный рынок, чтобы посмотреть, в каком направлении пойдет курс рубля [1, с.8].

Но уже сейчас можно констатировать тот факт, что инфляция в течение 2008 г. увеличивалась значительными темпами, о чем свидетельствует ставка рефинансирования (табл.1).

 

Таблица 1 – Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации [6]

Период действия

%

Нормативный документ

13 июля 2009 г. –

11

Указание ЦБ РФ от 10.07.2009 № 2259-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

5 июня 2009 г. – 12 июля 2009 г.

11,5

Указание ЦБ РФ от 04.06.2009 № 2247-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

14 мая 2009 г. – 4 июня 2009 г.

12

Указание ЦБ РФ от 13.05.2009 № 2230-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

24 апреля 2009 г. – 13 мая 2009 г.

12,5

Указание ЦБ РФ от 23.04.2009 № 2222-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

1 декабря 2008 г. – 23 апреля 2009 г.

13

Указание ЦБ РФ от 28.11.2008 № 2135-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

12 ноября 2008 г.–30 ноября 2008 г.

12

Указание ЦБ РФ от 11.11.2008 № 2123-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

14 июля 2008 г.–11 ноября 2008 г.

11

Указание ЦБ РФ от 11.07.2008 № 2037-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

10 июня 2008 г.– 13 июля 2008 г.

10,75

Указание ЦБ РФ от 09.06.2008 № 2022-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

29 апреля 2008 г.– 9 июня 2008 г.

10,5

Указание ЦБ РФ от 28.04.2008 № 1997-У «О размере ставки рефинансирования Банка России»

4 февраля 2008 г.–28 апреля 2008 г.

10,25

Указание ЦБ РФ от 01.02.2008 № 1975-У "О размере ставки рефинансирования Банка России"

19 июня 2007 г.–3 февраля 2008 г.

10

Телеграмма ЦБ РФ от 18.06.2007 № 1839-У

29 января 2007 г.–18 июня 2007 г.

10,5

Телеграмма ЦБ РФ от 26.01.2007 № 1788-У

23 октября 2006 г.–28 января 2007 г.

11

Телеграмма ЦБ РФ от 20.10.2006 № 1734-У

26 июня 2006 г.– 22 октября 2006 г.

11,5

Телеграмма ЦБ РФ от 23.06.2006 № 1696-У

 

Здесь необходимо затронуть роль государства в финансовой стабилизации. Роль государства в финансовой стабилизации российской экономики четко определена в послании президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному собранию [2].

В этом послании говорится следующее:

1. Необходим постоянный диалог с нашими партнёрами для максимально быстрого формирования новых правил мировой финансовой архитектуры. Монополия в этой сфере оказалась просто неадекватной реалиям современной глобальной экономики - она оказалась опасной для всех. И поэтому новая финансовая архитектура должна обеспечивать интересы всех её участников, но при этом она должна быть защищена от использования в интересах одной страны или группы стран, одной экономической системы, которые будут компенсировать свои грубые ошибки за счёт других.

2. 15 ноября 2008 г. была проведена встреча стран «двадцатки» в Вашингтоне, на которой Россия выдвинула свои предложения об основных принципах создания новой экономической архитектуры. Считаем, что глобальные финансовые институты должны получить действенные возможности предупреждать возникновение кризисов, минимизировать их последствия для остального мира. В какой бы стране они ни зарождались и какой бы рынок ни затрагивали – финансовый, энергетический или продовольственный.

3. Минимальный набор задач включает разработку новых систем оценки риска, которые учитывают взаимозависимость финансовых институтов и реального сектора; внедрение современных технологий раскрытия объективной информации об участниках рынка и о финансовых операциях; гармонизацию стандартов бухгалтерского учёта и отчётности, а также повышение требований к капиталу финансовых учреждений.

4. Мандаты на решение этих задач должны быть распределены между существующими или вновь создаваемыми международными организациями, и региональными организациями, кстати, тоже. А роль ведущих стран мира заключалась бы в гарантировании эффективности их деятельности. При выстраивании такой архитектуры нельзя забывать слова известного экономиста Василия Леонтьева о том, что систему свободного предпринимательства можно сравнить с гигантским компьютером, способным решать свои проблемы автоматически. Но каждый, кто имел дело с большими компьютерами, знает, что иногда они дают сбой и не могут действовать без присмотра.

5. Уже до конца текущего года надо принять пакет законов, формирующих основу для создания в России одного из ведущих мировых финансовых центров. И такой центр должен служить ядром самостоятельной и конкурентоспособной российской финансовой системы.

Нужно предпринять практические шаги по усилению роли рубля в качестве одной из валют международных расчётов. И, наконец, начать переход к расчётам в рублях – который мы, к сожалению, затянули – конечно, прежде всего за газ и за нефть. Надо стимулировать размещение новых эмиссионных ценных бумаг именно в рублях и желательно на российском рынке. Конечная цель всех этих процессов – сделать рубль одной из региональных валют.

Подобные действия будут совершать и другие быстроразвивающиеся страны. Но чем больше будет в мире сильных финансовых центров и чем выше степень нашей общей взаимозависимости – тем безопасней и устойчивей будет глобальное развитие.

6. Активизация действий во внешнеэкономической политике. Самоизоляция – это путь в тупик. Мы будем продолжать процесс интеграции в мировую экономику. Но при этом нужно учиться гибко сочетать использование имеющихся и открытие новых конкурентных преимуществ. А привлекая внешние ресурсы, эффективно защищать свои экономические интересы.

7. Сейчас нужно активно содействовать нашим компаниям в получении максимальных выгод из открытости российской экономики и из текущей рыночной ситуации, несмотря на всю её сложность. Помогать им повысить свою эффективность и выйти на новые рынки – рынки товаров, технологий, рабочей силы. Наши конкуренты не стесняются этого делать. А мы зачастую сидим сложа руки. Время в этом случае уходит. А вместе с ним, естественно, уходят и деньги. Чего мы ждём? Институты развития у нас есть. Ресурсы тоже есть. И мы обязаны сформировать бесперебойно работающий механизм поддержки.

8. Кроме того, важно наращивать диверсифицированные связи с членами ЕврАзЭС и другими странами Содружества, с Евросоюзом, с Китаем, с Индией, с другими крупными азиатскими партнёрами. Не ослабляя при этом внимания и к открывающимся возможностям в Латинской Америке, в Африке, где заинтересованность во взаимодействии тоже налицо.

9. И, наконец, мы готовы к взаимовыгодному сотрудничеству со всеми странами, со всеми объединениями, которые рассчитывают, которые хотят укрепления отношений с Россией. Наличие разногласий по отдельным вопросам мы не считаем ограничителем для откровенного обсуждения, для решения самых сложных проблем. При этом любое взаимодействие будем выстраивать предельно прагматично – с учётом реальной отдачи для нашей страны, для всех российских граждан. И география здесь не будет иметь никакого значения. Главное – взаимный позитивный настрой, взаимный интерес.

Кроме того,  Госдума уже приняла необходимые законодательные акты, без которых невозможна практическая реализация ряда мер по финансовому оздоровлению рынка, также в октябре состоялось заседание Госдумы, на котором были приняты изменения в действующий бюджет [3].

В октябре 2008 г. правительством РФ были предприняты новые чрезвычайные меры, направленные на поддержку финансовой системы страны. Эксперты оценивают эти меры весьма позитивно [7]. Необходимо отметить, что предпринятые меры уже показали весьма положительные плоды, о чем свидетельствует снижение ставки рефинансирования в 2009 г (см. таблицу 1).

В соответствии с этими мерами предпринято следующее:

1. Внешэкономбанк (ВЭБ) получит право рефинансировать долги российских компаний и банков перед иностранцами при фондировании со стороны ЦБ РФ до конца 2009 года.

По заявлению первого заместителя председателя Банка России Алексея Улюкаева в интервью агентству «Интерфакс-АФИ» было сказано: «ВЭБу это право будет предоставлено законом в объеме до 50 млрд долларов (из международных резервов. Кредиты будут предоставляться для погашения задолженности перед иностранными кредитными организациями, которая возникла до 25 сентября 2008 года. ЦБ РФ планирует разместить в банке депозиты лимитом до 50 млрд долларов, для того чтобы ВЭБ имел возможность предоставлять такие кредиты. Однако эти депозиты статистически не будут входить в состав резервных валютных активов Банка России» [7].

Также А. Улюкаев отметил, что статистически до конца этого года банкам и компаниям РФ предстоит погасить около 40 млрд долларов, в 2009 году – около 80 млрд долларов, то есть речь идет не о 100−процентном рефинансировании этой задолженности через ВЭБ [7] .

2. Что же касается ставки кредитования, то, по словам Улюкаева, она будет такой, чтобы у российских заемщиков были стимулы самостоятельно погашать долги, она будет «мотивирующей» к тому, чтобы искать собственные резервы. При этом законом будет установлен минимальный уровень ставки.

Средства будут предоставлены на один год с правом пролонгации. «Имеется в виду, что ВЭБ должен заключать симметричные кредитные соглашения, чтобы его активы и пассивы были сбалансированы», – говорит Улюкаев.

3. Также Банк России будет частично компенсировать Сбербанку РФ, ВТБ и Газпромбанку убытки, полученные при кредитовании на межбанковском рынке (МБК) до конца 2009 года, если у их контрагентов будет отзываться банковская лицензия. «На период до конца этого года и до конца 2009 года нужно решить проблему, возникшую на рынке МБК. Речь идет о компенсации некоторым кредитным организациям убытков, полученных на рынке межбанковского кредитования», – пояснил Улюкаев. По его словам, рынок межбанковских кредитов стопорится из-за взаимного недоверия банков – лимиты закрываются, ликвидность задерживается. А эти три крупнейших банка взяли на себя обязательства присутствовать на этом рынке, кредитовать банки в значительных объемах, поясняет первый зампред ЦБ РФ.

Но так как эти банки берут на себя определенные риски, ЦБ выставляет им некоторые гарантии, то есть часть этого риска Банк России возьмет на себя, заключив соглашения с банком. Улюкаев подчеркнул, что часть риска банки смогут компенсировать через процентную ставку, так как ставка на рынке МБК существенно выше, чем ставка, по которой они привлекают средства государства. А другую часть ЦБ будет компенсировать двумя методологиями: по доле, например, 30−50% потерь либо величина компенсируемой части будет привязана к объему присутствия банка на МБК. «Чем больше ты присутствуешь на межбанке, тем больший объем риска тебе компенсируется», – добавляет первый зампред Банка России. При этом совокупный объем компенсаций не ограничен [9].

4. Помимо этих мер Банк России также будет предоставлять беззалоговые кредиты на срок до шести месяцев. Для этого, по словам Улюкаева, будут внесены поправки в закон о Банке России. Причем в отличие от предыдущих мер (рефинансирование кредитов российским компаниям и банкам через ВЭБ на средства ЦБ РФ и компенсации трем госбанкам убытков на рынке МБК) эта мера бессрочная, и время ее действия не будет ограничено, добавил он. Она призвана частично заместить, частично дополнить аукционы Минфина по размещению средств бюджета на банковские депозиты. По словам Дмитрия Харлампиева, ведущего аналитика отдела макроэкономического анализа банка «Петрокоммерц», на данном этапе существует такой канал рефинансирования, как «кредиты банкам, обеспеченные „нерыночными” активами и поручительствами», но доля данных ресурсов в совокупном объеме привлечений банковской системы у ЦБ сравнительно невелика – около 1%. «Важно не только формальное наличие инструмента, но и эффективная техника его применения, то есть необходима возможность массового использования канала рефинансирования, – отмечает Дмитрий Харлампиев. – Однако на данном этапе подобные сделки носят разовый, если не исключительный характер. Соответственно, обсуждаемое „беззалоговое” кредитование при наличии высоких требований к качеству заемщиков и минимизации кредитного риска едва ли подразумевает широкий доступ к заемным средствам. Тем более, важнейшими параметрами выступают срочность и стоимость предлагаемых кредитов».

В целом же меры, предложенные правительством, своевременны, серьезны и действенны, считают эксперты.  «Планы российских властей по стабилизации национальной финансовой системы выглядят достаточно оптимистично. Конечно, полностью избежать влияния мирового кризиса невозможно. Однако меры властей по стабилизации ситуации с внутренней ликвидностью и поддержке наиболее значимых для экономики компаний и банков должны дать положительный результат», – резюмирует начальник отдела рыночного анализа Собинбанка [7].

 

Список литературы

 

1. Гавриленков Е.Е., Струченевский А.А. В поисках новой точки равновесия. // Финансовая аналитика: проблемы и решения» - 2008.- № 11.

2. Послание Президента РФ Федеральному Собранию на 2009 г. [Официальный сайт политической партии «Справедливая Россия»] // www.spravedlivo.ru

3. Реальный финансовый голод. // Эксперт Online. 13 октября 2008 http://www.expert.ru/news/2008/10/13/putin_real_sector/

4. Суэтин А.А. Что привело к черной осени 2008 г. на финансовых рынках ? // Финансовая аналитика: проблемы и решения» - 2008.- № 11.

5. Финансовая стабилизация [статья от 25.06.2008]. // http://forex.muskulforum.ru/?p=21

6.Ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. [Официальный сайт Центрального Банка России] // http://www.cbr.ru/statistics/print.asp?file=credit_statistics/refinancing_rates.htm

7. Шохина Е., Шевцова О. Реальная помощь. // Эксперт Online»/1 октября 2008// http://www.expert.ru/articles/2008/10/01/ulukaev/

 

 

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle