Концепт «цвет» на примере философской категории У-син (желтый, зеленый и красный цвета) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №9 (89) май-1 2015 г.

Дата публикации: 05.05.2015

Статья просмотрена: 2264 раза

Библиографическое описание:

Лебедева, И. О. Концепт «цвет» на примере философской категории У-син (желтый, зеленый и красный цвета) / И. О. Лебедева, Л. М. Болсуновская, У. В. Хоречко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 9 (89). — С. 1377-1379. — URL: https://moluch.ru/archive/89/18564/ (дата обращения: 25.04.2024).

Продолжаем наше изучение концепта «цвет» на примере философской категории У-син, которое мы начали ранее [1]. Напомним, что космология У-син включает в себя следующие пять цветов: 青qīng зеленый, бирюзовый, 赤chì красный, 黄huáng желтый, 白bái белый, 黑hēi черный. В рамках традиций китайской культуры эти цвета имеют особое значение, не только потому, что соотносятся с элементами У-син, но и потому, что имеют связь с мифическими животными, которые также в свою очередь являются неотъемлемой частью культуры Китая. [3, с. 563] Рассмотрим несколько примеров. Например, ранее в Древнем Китае в системе геомантики 风水fēngshuǐ фэн-шуй зеленый дракон являлся носителем мужского начала «ян». Как известно, дракон в Китае является царем всех животных и символизирует императорскую власть. Царем птиц, в свою очередь, выступал феникс — самая красивая и самая почитаемая мифическая птица. Феникс являлся символом императрицы. Что касаемо концепта «цвет», то перья феникса пяти цветов: желтые, белые, красные, зеленые, черные, и олицетворяют пять добродетелей: человеколюбие, долг, пристойность, знание обрядов, верность [5, с. 78]. Таким образом, оперение феникса включает все пять цветовых элементов системы У-син, что говорит о глубокой взаимосвязи культуры и философии.

Возвращаясь к нашей теме концепта «цвет» в системе пяти первоэлементов, стоит напомнить, что мы рассматриваем корреляции между следующими категориями: первоэлемент, цвет и направление. Их отношения показаны в таблице 1. «Категории У-син».

Таблица 1

Категории У-син

Цвет

Первоэлемент

Направление

Желтый黄huáng

Земля

Центр

Черный黑hēi

Вода

Север

Белый白bái

Металл

Запад

Зеленый青qīng

Дерево

Восток

Красный赤chì

Огонь

Юг

 

Не случайно желтый цвет занял первую строчку в Таблице 1. «Категории У-син». Желтый цвет соотносится со стихией земля и центральным направлением. Самоназвание Китая — 中国zhōngguó, что дословно можно перевести как «срединное государство» или «центральное государство», где 中zhōng — середина, центр, 国guó — государство, страна [2, с. 301]. Именно такой перевод давался историографами XIXвека, однако, стоит отметить, что для китайцев中国zhōngguó имеет другой смысл. 中国zhōngguó в китайской культуре является «центром Поднебесной», то есть территорией, на которую распространялась власть императора, который в свою очередь был «сыном Неба» и имел «Небесный мандат» на правление страной [5, с. 31]. К тому же, следует уточнить, что в древние времена китайцы считали, что их государство является единственной высокоразвитой цивилизацией, в то время как остальные страны были варварскими. Именно поэтому самоназвание Китая «центральное государство» отражало представление китайцев о своей стране, как о центре цивилизации и культуры на земле. По этой причине первоэлемент «земля» и направление «центр» коррелируют друг с другом. Как же появилась связь с желтым цветом?

Как уже было сказано выше, император, являясь «сыном Неба» правил страной, которая была «центром Поднебесной». Здесь, следует указать, что Китай не сразу был единым «срединным государством». В 221 году до н. э. враждующие княжества были объединены под властью императора ЦиньШихуанди秦始皇帝qínshǐhuángdì, буквально «первый властитель-император». Иероглиф 皇huáng император является омофоном иероглифу 黃huáng желтый, поэтому ЦиньШихуанди получил прозвище黄帝huángdì «Желтый император». Так желтый цвет стал соотноситься со стихией «земля» и направлением «центр» в системе У-син. Стоит отметить, что Желтый император также был интегрирован в космологию У-син, поэтому желтый цвет стал символом императорской власти и, собственно самого Китая. Помимо этого, все китайцы считают себя потомками ЦиньШихуанди皇帝的子孙huángdìdezǐsūn, которые родились на земле Желтого император», то есть на желтой земле — 黄土地huángtǔdì. Нельзя не отметить желтый цвет кожи потомков «Желтого императора» –黄皮肤huángpífū [7, с. 34]. Таким образом, желтый цвет стал одной из важных категорий теории У-син.

Стоит также заострить внимание, что корреляция желтого цвета с землей и центром не ограничилось только символизацией императора. Так, например, Желтый императорский дракон, имевший пять когтей, которые указывали на власть над всем миром, стал символом императора и сакральной энергии. По этой причине крыши императорского дворца были желтого цвета, что укрепляло силу правителя. Золото было выбрано в качестве атрибута императора, что также показывало священное происхождение его власти. Облачение императора также было желтого цвета — желтый халат 龙袍lóngpáo с изображением дракона имел право носить только правитель Китая, и никому из простых смертных не позволялось носить желтые одежды [7, с. 36].

Рассмотрим взаимосвязь первоэлемента «дерево» с цветом «зеленый» и направлением «восток». Для начала стоит отметить, что иероглиф青qīng в значении «зеленый» соотносится с другим иероглифом, обозначающим зеленый цвет 绿lǜ. Дерево, весной просыпающееся от зимнего сна, обрамляется зеленой листвой, поэтому первостихия «дерево» и зеленый цвет стали соотноситься в космологии У-син. Даже в китайской литературе зеленый цвет является определяющим цветом природной среды, ближайшей ассоциацией с весной и деревом [4, с.626]. Китайские поэты связывали зеленый цвет с пробуждающейся природой, поэтому зеленый стал символизировать восток, как место, где каждое утро восходит солнце, то есть возрождается после ухода в мир мертвых на западе. Самым ярким примером, отражающим процветание и рост, является слово青春qīngchūn, которое имеет следующие значения 1) молодость, юность; весенняя пора жизни, 2) весна-красна; весна [9].

Что касается иероглифа青qīng, как цвета системы У-син, то в пример стоит привести Лазурного или Зеленого Дракона 青龙qīnglóng, который не только символизировал весну и восток, но и согласно китайской мифологии являлся духом-покровителем востока наряду с青帝qīngdì Зеленым императором, богом весны даосского пантеона [3, с.621].

Стоит также отметить, что иероглиф 青qīng используется также и в значении «синий, голубой» для описания природных явлений, например 青天qīngtiān «чистое небо» и 青冥qīngmíng «небесный простор» [11, с. 229].

Обратимся к красному цвету赤chì или 红hóngи его месту в теории пяти первоэлементов. Если попросить маленького ребенка нарисовать огонь, то ребенок непременно выберет красный карандаш. Огонь и красный цвет имеют прочную взаимосвязь не только в сознании китайского народа, но и многих других, поэтому нет ничего удивительного в том, что в системе У-син красный цвет стоит в одной линейке с огнем. Огонь, в свою очередь, ассоциируется с теплом, так как именно огонь в древности служил в качестве отопления. А, как известно, юг Китая славится своими высокими температурами и теплыми климатическими условиями. По этой причине, направление «юг» стало соответствовать первоэлементу «огонь». Кроме того, так как солнце в китайской культуре представлено красным, а не желтым, 红hóng также соответствует солнцу, поэтому красный цвет является символом жизни, радости, торжества и удачи. В связи с этим красный цвет преобладает в повседневной жизни, например, вся атрибутика китайской свадьбы красного цвета, считается, что она передает жизненную силу солнца и огня невесте, давая ей энергию для рождения детей [8, с. 20].

Принимая во внимание мифологию, стоит упомянуть о Красной птице 赤鸟chìniǎo, которая являлась духом-покровителем юга, ее второе название — 南方朱雀, nánfāngzhūquè Красная птица Юга. Наряду с Красной птицей власть над югом имел Яньди炎帝yándì, Огненный император, из даосского пантеона, который отвечал за земледелие и медицину, то есть давал людям жизнь и процветание, которые олицетворяются красным цветом [6, с.217].

Таким образом, можно сказать, что космология У-син оказала непосредственное влияние на формирование концепта «цвет», обуславливая уникальность и неповторимость китайской культуры. Философия пяти первоэлементов, связывая между собой определенные категории, диктует порядок вещей и процессов, определяющих традиции и обычаи китайского народа. В связи с этим, необходимо еще раз подчеркнуть, что концепт «цвет» в системе У-син, несомненно, во многом повлиял на мировоззрение и традиции китайцев. Имея тесную связь с другими элементами, как например, «стихия» и «направление», категория «цвет» нашла свое отражение в одежде (императорское одеяние, свадебная атрибутика), в мифологии (цвета драконов), в литературе (описание весенней природы) и во многом другом.

 

Литература:

 

1.                  Делюсин Л. П. Китай: традиции и современность. — М.: Наука, 1976. — 294–335 с.

2.                  Мифологический словарь/Гл. ред. Мелетинский Е. М. — М.: Советская энциклопедия, 1990 г. –547–672 с.

3.                  Малявин В. В. Китайская цивилизация. — М.: АСТ, 2000. — 615–632 с.

4.                  Голыгина К. И. Великий предел. Китайская модель мира в литературе и культуре (I — XII вв.). — М., 1993. — 31 с.

5.                  Китайская мифология. Энциклопедия. М.: Изд-во Эксмо, Мидгард 2007.

6.                  Березкин Ю. Е. Ареальное распределение фольклорно-мифологических мотивов // История и математика: Анализ и моделирование социально-исторических процессов / Ред. С. Ю. Малков и др. — М.: КомКнига: УРСС. 2006–205–232 с.

7.                  Царева Г. И. Цивилизации. Все о Китае. Культура, религия, традиции. — Профит Стайл, 2014

8.                  Пондопуло Г. К. Древний Китай. Формирование культурной традиции. М.: ВГИК, 2006.

9.                  Вильгельм Грубе Духовная культура Китая. — «Издание Брокгауз-Ефрон», 1912

10.              Ручина А. В., Хоречко У. В. Базовые цветовые концепты в китайском языке. Анализ устойчивых словосочетаний. — Вестник науки Сибири. 2014. № 2 (12). — 228–234 с.

Основные термины (генерируются автоматически): желтый цвет, красный цвет, китайская культура, зеленый цвет, даосский пантеон, Зеленый Дракон, императорская власть, Китай, китайский народ, Красная птица.


Похожие статьи

Китайский дракон Лун (龙) как символ китайской традиционной...

дракон, образ дракона, Китай, китаец, танец дракона, китайская каллиграфия, голова дракона, императорская власть, Запад, танцующий дракон.

Проблемы перевода основных цветовых обозначений...

красный цвет, Китай, желтый цвет, русский язык, цвет, императорская власть, зеленый цвет, переносное значение, желтый халат, власть.

Белый цвет в культуре России и Китая | Статья в журнале...

Мы продолжаем работу над сопоставительным анализом цвета в культурах России и Китая, котороая нами была предпринята ранее в статье “Сопоставительный анализ желтого цвета в русском и китайском языках” [1]. Цвет — это одна из категорий познания мира...

Образ дракона в культуре Китая и Вьетнама | Статья в журнале...

дракон, образ дракона, Вьетнам, вьетнамский дракон, Голова дракона, Китай, китайский дракон, императорский корабль, вьетнамский народ, общественное здание.

Сравнительный анализ концепта «цвет» в русском и китайском...

Помимо этого, крыши императорского дворца были желтого цвета, а золото, цвет которого считался желтым, было атрибутом императорской власти. Кроме того, символом императора и его сакральной энергии стал Желтый императорский дракон, имевший пять когтей...

Сопоставительный анализ желтого цвета в русском и китайском...

Желтый цвет, китайский язык, русский язык, цвет, русская культура, выражение, Китай, желтый дом, цветообозначение, императорский цвет.

Концепт «цвет» на примере философской категории У-син...

Анализ желтого, зеленого и красного цветов представлен в другой нашей статье, посвященной концепту «цвет» в философской категории У-син [10].

Основные термины (генерируются автоматически): белый цвет, китайская культура, Китай, черный цвет, цвет, первоэлемент...

Своеобразие китайской лингвоцветовой картины мира...

Цвет представляет собой уникальное отражение особенностей каждой культуры, являясь одной из ее ключевых категорий.

- наличие доминантных цветов (красный, зеленый, желтый, белый и синий)

Подарочное табу в китайской языковой картине мира

Ключевые слова: китайский язык, теория перевода, культура, китайская языковая картина мира, переводческая деятельность, табу, подарочный этикет.

В Китае данный цвет символизирует траур, горе и утрату.

Похожие статьи

Китайский дракон Лун (龙) как символ китайской традиционной...

дракон, образ дракона, Китай, китаец, танец дракона, китайская каллиграфия, голова дракона, императорская власть, Запад, танцующий дракон.

Проблемы перевода основных цветовых обозначений...

красный цвет, Китай, желтый цвет, русский язык, цвет, императорская власть, зеленый цвет, переносное значение, желтый халат, власть.

Белый цвет в культуре России и Китая | Статья в журнале...

Мы продолжаем работу над сопоставительным анализом цвета в культурах России и Китая, котороая нами была предпринята ранее в статье “Сопоставительный анализ желтого цвета в русском и китайском языках” [1]. Цвет — это одна из категорий познания мира...

Образ дракона в культуре Китая и Вьетнама | Статья в журнале...

дракон, образ дракона, Вьетнам, вьетнамский дракон, Голова дракона, Китай, китайский дракон, императорский корабль, вьетнамский народ, общественное здание.

Сравнительный анализ концепта «цвет» в русском и китайском...

Помимо этого, крыши императорского дворца были желтого цвета, а золото, цвет которого считался желтым, было атрибутом императорской власти. Кроме того, символом императора и его сакральной энергии стал Желтый императорский дракон, имевший пять когтей...

Сопоставительный анализ желтого цвета в русском и китайском...

Желтый цвет, китайский язык, русский язык, цвет, русская культура, выражение, Китай, желтый дом, цветообозначение, императорский цвет.

Концепт «цвет» на примере философской категории У-син...

Анализ желтого, зеленого и красного цветов представлен в другой нашей статье, посвященной концепту «цвет» в философской категории У-син [10].

Основные термины (генерируются автоматически): белый цвет, китайская культура, Китай, черный цвет, цвет, первоэлемент...

Своеобразие китайской лингвоцветовой картины мира...

Цвет представляет собой уникальное отражение особенностей каждой культуры, являясь одной из ее ключевых категорий.

- наличие доминантных цветов (красный, зеленый, желтый, белый и синий)

Подарочное табу в китайской языковой картине мира

Ключевые слова: китайский язык, теория перевода, культура, китайская языковая картина мира, переводческая деятельность, табу, подарочный этикет.

В Китае данный цвет символизирует траур, горе и утрату.

Задать вопрос