Библиографическое описание:

Фешкова А. А. Факторы целесообразности обучения дошкольников иностранному языку // Молодой ученый. — 2015. — №9.1. — С. 90-92.

Статья посвящена проблеме целесообразности обучения детей дошкольного возраста английскому языку. Автор рассматривает уровень физиологического и психического развития ребенка, а также роль родителей как факторы начала обучения иностранному языку в дошкольном возрасте.

Ключевые слова: обучение английскому языку, дошкольное образование, факторы, физиологическое развитие, развитие мышления, роль родителей.

Summary. The article is devoted to the problem of teaching foreign languages to pre-school children. The author argues that such factors as physiological and psychological development of the child as well as the involvement of parents should be taken into account.

Key words: Teaching English as a foreign language, pre-school education, factors, physiological development, psychological development, the role of parents.

 

Мы живем в век бурно развивающихся технологий, в век невероятных открытий и непрерывного освоения новых знаний. Мы живем в обществе, где главной ценностью является информация, а условием успешного развития нашего общества является продуктивное, качественное общение, которое невозможно представить без коммуникаций, которые стирают границы между странами и культурами. Эти ценности и тенденции современного мира диктуют нам определенные требования, которым мы, как цивилизованные люди, не можем не подчиняться.

Очевидно, что граждане современной России имеют более широкие возможности использования иностранного языка по сравнению с советской эпохой. Зарубежные учебные, деловые и туристические поездки, работа в сети Интернет требуют не просто умения читать и понимать иноязычные тексты, но и способности участвовать в полноценной межкультурной коммуникации.

Также и современные дети не отстают от своих родителей, а порой даже опережают их, демонстрируя быстроту и уверенность в освоении и использовании продуктов информационных технологий.

 Поколение детей, родившихся в XXI веке, отличается необъяснимой скоростью развития во всех аспектах. Это отражается и на системе образования. Если еще десять лет назад дети знакомились с алфавитом только в первом классе, то от современных детей требуется умение свободно читать при поступлении в школу. Все эти особенности развития современных детей создают благоприятную почву для изучения иностранного языка в дошкольном возрасте, а наше стремительно развивающееся общество не оставляет выбора.

Однако данная точка зрения неоднозначна. Существуют специалисты, не поддерживающие такую тенденцию. Их мнение также разделяют родители, опасающиеся «лишить свое чадо детства».

Так, например, Н.Г. Ляпенкова отмечает, что занятия иностранным языком могут идти в ущерб овладению родным языком, что в итоге ребенок теряет интерес к занятиям словесностью вообще, а в худшем случае может приобрести различные дефекты речи [3].

Что касается родителей, не поддерживающих занятия английским языком до школы, то они высказывают следующие мнения: «Всему свое время. Какой там английский, если мы по-русски толком не произносим буквы. Вот сейчас занимаемся с логопедом. А в школе пусть изучает языки» [5].

Данная статья посвящена обобщению опыта работы с дошкольниками, а также проблеме целесообразности обучения детей дошкольного возраста иностранному языку.

Существует множество факторов, непосредственно влияющих на достижение успеха в изучении иностранного языка в дошкольном возрасте. В данной статье остановимся лишь на некоторых факторах, а именно:

·      уровень физического развития ребенка;

·      уровень развития психики;

·      уровень ответственности и заинтересованности в данном вопросе родителей.

Дошкольный возраст в отечественной психологии определяется как этап психического развития, занимающий место между ранним возрастом и младшим школьным возрастом – от 3 до 6-7 лет. В дошкольном возрасте выделяют 3 периода: младший дошкольный возраст (3-4 года); средний дошкольный возраст (4-5 лет) и старший дошкольный возраст (5-7 лет). Дошкольный возраст имеет исключительно важное значение для развития психики и личности ребенка. Его называют возрастом игры, поскольку именно игра - ведущая деятельность данного возраста [4].

Ни для кого не секрет, что период от рождения (а современными учеными доказано, что и во время беременности) до восьми лет – самый ответственный период в жизни человека в плане формирования характера, формирования различных психических наклонностей, выявления и развития талантов и способностей, формирования личности в целом. Конечно, ребенок весьма бурно развивается и после восьмилетнего возраста, но «фундамент» закалывается именно в этот период. Следовательно, родителям, близким родственникам, воспитателям и педагогам, находящимся в непосредственном контакте с ребенком, необходимо осознавать весь груз ответственности, лежащий на них.

Рассматривая преобразования в жизни детей дошкольного возраста, логично начать с физических и физиологических изменений. В дошкольном возрасте у ребенка становится более толстым эпидермис, скелет становится все более похож на скелет взрослого человека, но он еще не такой крепкий. Окостенение скелета происходит постепенно на протяжении всего периода детства. Это говорит о том, что в этот период очень важно сформировать правильную осанку ребенка, следить за тем, чтобы время занятий за столом (лепка, рисование, письмо и т.д.) не превышали положенной нормы, с целью избежать такие заболеваний как сколиоз и остеохондроз. Мышцы пока еще мало развиты, общая масса мускулатуры ребенка в 2 раза меньше, чем у взрослого. Поэтому дошкольники быстро утомляются от длительного физического напряжения. Это необходимо учитывать при планировании занятий с детьми данного возраста. Целесообразным будет «разбавлять» монотонную сидячую работу подвижными играми. Относительно слабо у детей развиты мелкие мышцы кисти, поэтому дети не обладают точной координацией движений пальцев, следовательно, если вы поставили перед собой задачу обучить дошкольника письму, нет смысла требовать от него ровных каллиграфических букв, почерк преобразится со временем. Наблюдается дальнейшее развитие органов чувств, а именно: начинает развиваться глубинное зрение, повышается острота слуха и способность к различению звуков, но объемное восприятие предметов и способность различать цвета хуже, чем у детей школьного возраста [2].

Для работы нервной системы в этот непростой период характерно закладывание основ интеллекта. Детей этого возраста отличает весьма активная любознательность, они не устают задавать вопросы взрослым, что создает прекрасные условия для усвоения новых знаний.

Стремительно развивается психика дошкольника, в том числе высшие психические функции: восприятие, память, мышление, речь. Постепенно увеличивается словарный запас, в этом возрасте он, как правило, достигает 2 тысяч слов, что позволяет ребенку без труда говорить развернутыми предложениями и более точно и красочно выражать свои мысли, что позволяет начать знакомиться со словами нового языка. Теперь речь становится универсальным средством общения. Она постепенно превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы. Результатом изменения психики также является возрастание концентрации внимания. Внимание становится опосредованным, но оно напрямую зависит от степени заинтересованности ребенка той или иной деятельностью. Следовательно, основной задачей педагога является умение заинтересовать ребенка, предлагаемой деятельностью. Этот непростой период преобразований в организме ребенка является самым благоприятным для развития памяти. Ещё Л.С. Выготский утверждал, что память становится доминирующей функцией. Младший дошкольник очень быстро запоминает стихи, песни, рассказы, а также иностранные слова и буквы.

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра, следовательно, любое обучение должно проходить в игровой форме. Практика показывает, что в этом случае ребенок будет усваивать материал намного быстрее и качественнее [1].

Мы рассмотрели некоторые особенности развития психики и физиологических данных человека в период дошкольного возраста, но стоит отметить, что уровень развития этих двух аспектов может заметно отличается у двух разных детей. Это обусловлено различными факторами, например, такими как: наследственность, врожденные данные, эмоциональный климат в семье, количество времени, затрачиваемое родителями на развитие ребенка и общение с ним, дисциплина в семье и т.д.

На основании изложенного можно утверждать, что не каждый ребенок в равной степени готов к изучению иностранного языка в дошкольный период. Первоочередным условием начала занятий является степень владения родным языком. Если родители с раннего возраста уделяли достаточно внимания интенсивному развитию ребенка, то для него не составит труда освоить такие навыки, как чтение и письмо до школы, а также правильное произношение. Такой ребенок имеет все необходимые условия для занятий иностранным языком. Если же, напротив, родители мечтают о том, чтобы их ребенок вырос полиглотом, и привели его в развивающий центр с уклоном на изучение иностранных языков или в лингвистический центр, но заблаговременно не побеспокоились об основах обучения родному языку, большого успеха такому ребенку в изучении языков будет добиться сложно, либо у него в дальнейшем могут возникнуть трудности в изучении родного языка. Следовательно, родители играют огромную роль в вопросе обучения детей иностранному языку. Суждение о том, что приведя ребенка к педагогу и оплатив занятие, родители снимают с себя ответственность за успех обучения, весьма ошибочно. В первую очередь именно от усилий родителей зависит качество усвоения получаемых знаний: от того, какую базу (качественное освоение родного языка) обеспечат родители для начала занятий иностранным языком; какую дисциплину и мотивацию они создадут; как будет использоваться система поощрений.

Итак, кто же прав? Стоит ли начинать обучать детей иностранному языку в дошкольном возрасте? Из вышесказанного можно сделать вывод, что обе точки зрения верны. Действительно, современная тенденция обучения дошкольников иностранному языку весьма актуальна и полезна: чем раньше ребенок начнет знакомиться с иноязычной речью, тем проще ему будет в дальнейшем осваивать соответствующий школьный предмет. При изучении иностранного языка в школе у него не будет языкового барьера, такому ребенку будет намного проще налаживать межкультурные отношение (что довольно важно в современном мире). Однако такое обучение будет не только не эффективным, но даже вредным в том случае, если ребенок не будет иметь определенной базы знаний родного языка и правильно поставленной речи к началу занятий иностранным языком, если родители ребенка не отнесутся к занятиям грамотно и ответственно.

 

Литература:

1.                  Бутакова И. В., «Особенности развития восприятия ребенка дошкольного возраста” [Электронный ресурс] // Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/578694/.

2.                  Капитонова Т.А., Козлова И.С. “Основы медицинских знаний” [Электронный ресурс] // Пособие для сдачи экзамена. – Режим доступа: http://coollib.com/b/116141/read.

3.                  Ляпенкова, Н. Г. Учить или не учить [Электронный ресурс] // Раннее развитие: библиотека статей. – Режим доступа: http://www.rebenok.com/info/library/foreignlang/54230/

4.                  Мещеряков, Б. Большой психологический словарь [Электронный ресурс] / Б. Мещеряков, В. Зинченко. – Олма-пресс, 2004. – Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/30/word/doshkolnyi-vozrast.

5.                  Почему я не обучаю дошкольников иностранному языку? [Электронный ресурс]: Архив форума LittleOne.ru, 2002 – 2006. – Режим доступа: http://2002-2006.littleone.ru/showflat.php?Cat=0&Number=1109578&page=0&fpart=all&vc=1

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle