Библиографическое описание:

Суворова А. В. Инвертированный оборот there is/are в обучении английской грамматике младших школьников // Молодой ученый. — 2015. — №9.1. — С. 88-90.

Данная статья посвящается раскрытию понятий грамматическая инверсия и инвертированный оборот, а также способам обучения английской грамматике средствами грамматической инверсии. Формирование грамматических навыков рассмотрено на примере инвертированного оборота thereis/are. Способами формирования грамматических навыков обучающихся выступают сказка и игровые упражнения.

Ключевые слова:инверсия, грамматическая инверсия, грамматический навык, инвертированный оборот.

Summary.This article is dedicated to the disclosure of the concepts of grammatical inversion, inverted construction and the ways of teaching the English grammar by means of grammatical inversion. Formation of the grammatical skills is considered within the example of the inverted construction “there is/are”. The ways of the formation of the students’ grammatical skills are the fairy-tales and playing exercises.

Keywords:inversion, grammatical inversion, grammatical skill, inverted construction.

 

Владеть иностранным языком – значит свободно оперировать единицами всех уровней. При построении высказывания пишущему или говорящему приходится не только отбирать слова, связывать их между собой и грамматически оформлять, но и располагать оформленные языковые единицы в соответствии с замыслом в определенной фиксированной последовательности. Точность словоупотребления и структурно-грамматического оформления, а также соответствующее расположение слов обеспечивают полноту и правильность порождаемых высказываний [2, c. 220].

Лексико-грамматические средства, несущие смысловую нагрузку и меняющие структуру предложения относятся к группе средств, выражающих актуальное членение предложения. Среди них выделяются предложения с вводящим there, так называемый инвертированный оборот, который представляет собой классический и наиболее известный пример предложений с экзистенциональным значением, то есть предложений, в которых сообщается об отсутствии, либо о наличии чего-то или кого-то в определенном месте [5, c.12].

Таким образом, инвертированный оборот можно определить как оборот, в котором наблюдается отступление от обычного порядка слов. Данный оборот является одним из средств формирования грамматических навыков у учащихся. Теперь перейдем к определению понятия грамматический навык. Итак, под грамматическим навыком, как правило, понимается автоматизированный компонент сознательно выполняемой речевой деятельности, обеспечивающий правильное употребление грамматической формы в речи [1, c.112].

В соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по английскому языку оборот there is/are впервые предъявляется учащимся в начальной школе. К тому же, учащиеся должны прочно усвоить этот навык, так как он, согласно «Кодификатору элементов содержания и требований к уровню подготовки выпускников образовательных организаций для проведения единого государственного экзамена по английскому языку» подлежит итоговому контролю [6].

Как уже было упомянуто выше, данное грамматическое явление изучается в начальной школе, то лучше всего его представить в форме сказки и отработать с использованием игровых упражнений.

Например, можно использовать следующую сказку:

Жил-был старичок по имени There, и было у него два сына. Старший был худеньким, и звали его Is, младший был очень упитанным и звали его Are. Is был худым, потому что съедал только одну конфетку. Are был упитанным, потому что съедал много конфет.

Ночью, когда братья ложились спать, отец There оставлял им на столе конфетки: старшему одну, а младшему – несколько. Проснувшись утром, братья бежали к столу посмотреть на свои конфетки. Is прибегал и кричал: «There is a candy on the table. – На столе есть конфетка». Are прибегал и хвастался: «There are candies on the table. – На столе есть конфетки».

У братьев была строгая мама. Ее звали No. Когда братья ее не слушали, она забирала у них конфетки. Когда она забирала конфетки у Is,то она вставала на место артикля и говорила: «There is no candy on the table». Когда младший сын Are ее не слушал, то она забирала все его конфеты и говорила: «There are no candies on the table».

Братья помогали отцу по хозяйству, и когда он уставал, они замещали его, вставая во главе хозяйства: Is there a candy on the table?/ Are there candies on the table?

Для того чтобы учащиеся немного привыкли к необычной для них конструкции, можно познакомить их со следующей считалочкой, которая одновременно может являться и фонетической зарядкой для тренировки звука [ ð ]:

There is a mouse in the house.
There is a cat in the flat.
There is a fox in the box.
There is a bee in the tree.

Is there a mouse in the house?
Is there a cat in the flat?
Is there a fox in the box?
Is there a bee in the tree?

Yes, there is [9, c. 123].

 

Для отработки данного грамматического явления можно использовать следующие игровые упражнения:

Игра «Карусель»

Для игры нужны кубик и два картонных круга, скрепленных по середине. Круги разделены на 8 секторов с изображениями мебели. Верхний круг должен свободно вращаться, у него вырезан один сектор. Ученик кидает кубик и поворачивает верхний круг на столько делений, сколько выпало очков на кубике. В соответствии с картинкой, которую видно через вырезанный сектор, он задает вопрос другому ученику, например: “Is there a chair in your room”. Ученик дает краткий ответ, затем он кидает кубик и т. д.

Игра «Что в коробке?»

Учитель складывает в коробку предметы, названия которых известны учащимся. После этого учащиеся по очереди называют по-английски эти предметы, используя речевой оборот “There is (are)”.

– There is a book in the box.
 – There are two pens in the box.
 Игра «Снежный ком»

Учитель кидает детям мяч со словами: «There is a table in the classroom», ребенок, который поймал мяч повторяет предложение учителя и составляет свое: «There is a table in the classroom. There is a blackboard in the classroom», затем передает мяч следующему и т.д.

Игра «Переводчик»

Учащиеся встают в круг, учитель – в центре круга. Учитель по очереди бросает мяч ученикам и произносит различные предложения на русском языке. Учащиеся переводят их и бросают мяч учителю.

Например:

На столе тетрадь – There is a copy-book on the table.

На полу ковер – There is a carpet on the floor.

Игра «Дизайнеры»

Класс делится на четыре команды. Каждая получает набор игрушечной мебели. Ученики обсуждают интерьер и расставляют мебель. Затем идет представление своего интерьера [3, c. 63].

Игра «Найди отличия»

Игру можно провести в форме соревнования между двумя командами.

Учащимся предлагается две почти одинаковых картинки. Их задача -найти между ними отличия и сообщить о них. Например: There's a fireplace in picture 1. There’s no fireplace in picture 2. Команда, которая нашла большее количество отличий, считается победившей [8, c. 53].

Игра «Нарисуй картину»

Для этой игры понадобятся чистый лист бумаги и цветные карандаши или фломастеры.

Учащимся предлагается текст, состоящий из нескольких предложений. Ученики читают этот текст, после чего рисуют картину по содержанию прочитанного.

Пример текста: There is some food in the fridge. There is some sausages оn the shelf. There are some cheese to the right of the cheese. There are two carrots on the shelf. There is a red tomato to the left of the cucumbers. There is some cabbage behind the tomato [3, c. 63].

Благодаря использованию подобных языковых игр учащийся сможет лучше усвоить грамматическое правило и закрепить навык изучаемого явления. Также это способствует развитию восприятия, внимания, воображения, мышления, памяти. Воспитывается чувство коллективизма, товарищество, взаимопомощь, взаимоуважение [7, c. 53]. 

Итак, инвертированный оборот с вводящим there можно считать языковой универсалией, так как аналогичные конструкции имеются в других индоевропейских языках. Например: в немецком языке - es gibt…; во французском - il-y-a. Поэтому основные положения, касающиеся инвертированного оборота there is/are, могут быть применимы не только для английского, но и для других языков [4, с. 98].

 

Литература:

1.                  Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий [Текст] / Э.Г. Азимов. - М.: Издательство ИКАР, 2009.

2.                  Арнольд, И.В. Стилистика современного английского языка [Текст] / И.В. Арнольд. - М.: «Просвещение»,1990.

3.    Бутко, Г.В. Языковые игры на уроках английского языка в 4 классе [Текст] // Г. В. Бутко. - ИЯШ, 1987.

4.    Вейхман, Г.А. Новое в грамматике современного английского языка [Текст] / Г.А. Вейхман. - М.: Астрель, 2003.

5.    Воронина, Е.В., Рындина Ю.В. и др. Инновационные технологии преподавания иностранных языков в вузе (монография) [Текст]/ Е.В. Воронина, Ю.В. Рындина, И.М. Кунгурова, С.Г. Долженко, Е. А. Юринова, С.Л. Пахотина // Успехи современного естествознания. 2014 - № 10.

6.                  Демоверсии, спецификации, кодификаторы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory. Дата обращения: 7.12.14.

7.    Долженко, С.Г. Стилистика английского языка [Текст]: учеб. пособие / автор-составитель С.Г. Долженко. – Ишим: Изд-во ИГПИ им. П.П. Ершова, 2014.

8.    Инверсия в английском языке. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lovelylanguage.ru/grammar/stylistics/1047-inversion. Дата обращения: 5.12.14.

9.                  Построение инверсии в английском языке. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bebris.ru. Дата обращения: 7.12.14.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle